III.Онлайн - заседание инициативной группы
МАДОУ № 17
III. Онлайн — заседание инициативной группы
Тема: Взаимодействие участников педагогического процесса
в решении задач, способствующих устранению речевых нарушений у детей
1.Цели, задачи и формы взаимодействия участников педагогического процесса по устранению речевых нарушений у детей.
2.Единые требования и интеграция взаимодействия при планировании и ведении совместной документации.
3.Общая стратегия деятельности участников педагогического процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
4.Индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная программа, как форма дифференцированного обучения с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей ребёнка.
5.Примеры конспектов интегрированной НОД.
6.Предложить участникам группы провести интегрированное занятие и представить результат в форме конспекта НОД.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 — 7 лет.
К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры — социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
К завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:
У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут ему в успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
Можно с уверенностью сказать, что ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры, поскольку несформированная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств. Прежде всего, дефекты речи приводят к нарушению в развитии высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно — логического мышления.
Несформированность данных функций ведёт к значительному снижению умственной работоспособности и задержке в развитии познавательной деятельности, и как следствие, затрудняет переход ребёнка от игровой деятельности к учебной (не сформирована готовность к школьному обучению).
Ежегодное обследование детей показывает, что из 100 % детей 80% — дети с речевыми нарушениями и всего 20 % — дети у которых речевое развитие соответствует возрастной норме.
Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность, которой зависит от эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В нашем детском саду это учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог, родители.
(Приложение № 1)
И сегодня нам хотелось бы рассказать о взаимодействии специалистов в нашем ДОУ по речевому развитию детей.
Цель взаимодействия:
Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению.
Задачи взаимодействия:
Формы взаимодействия специалистов:
— ПМПк (консилиум);
— тематические педагогические советы;
— малые педсоветы с участием педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
— семинары — практикумы;
— посещение занятий, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ;
— индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке.
Ежегодно работу мы начинается со стартовой диагностики. Каждый специалист диагностирует свою область:
— логопед обследует речевое развитие детей (речевые карты, карты состояния речи и моторики, индивидуальные речевые профили);
— воспитатели — отслеживают динамику развития каждого ребёнка по линиям развития, а также умения и навыки детей;
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль при организации совместной коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.
Функции учителя-логопеда.
Учитель-логопед исследует речь детей, планирует логопедические занятия, развивает подвижность речевого аппарата и на этой основе проводит работу по коррекции звукопроизношения. Развивает фонематическое восприятие, обучает детей процессам звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Активизирует словарный запас, формирует обобщающие понятия. Обучает правильному употреблению в речи разных грамматических категорий, формирует навыки словообразования и словоизменения. Обучает разным видам связного рассказывания. Привлекает родителей к коррекционной работе, проводит с ними консультирование, обучает практическим приемам и упражнениям для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в ДОУ, дает родителям специальные знания.
Функции воспитателя.
Воспитатель исследует общее развитие детей, планирует занятия в соответствии с требованиями типовой программы на основе перспективного плана работы логопеда. Закрепляет навыки, полученные на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. Контролирует речь, закрепляет правильное звукопроизношение у детей.
Закрепляет навыки, усвоенные на занятиях по обучению грамоте. Уточняет имеющийся словарь детей, расширяет пассивный словарный запас и активизирует его.
Закрепляет умения правильно употреблять грамматические категории и навыки словообразования и словоизменения на своих занятиях, в режимных моментах, в играх, в упражнениях по заданию логопеда.
Закрепляет разные виды рассказывания на занятиях и в индивидуальной работе.
Помогает логопеду привлекать родителей к коррекционной работе в беседах, разъясняет требования специалиста, дает родителям общие педагогические знания.
Сотрудничество логопеда осуществляется в направлениях:
Обследование.
Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически правильной речи, связной речи, обучению грамоте.
Работа с родителями.
Консультирование педагогов.
Организации совместной деятельности помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Такие мероприятия помогают выбрать единые требования в работе, стимулируют логопедизацию режимных моментов в содержании других занятий.
Выработке единых требований и интеграции взаимодействия также способствует совместное планирование и ведение совместной документации.
Взаимодействие выражается в следующих документах:
1.План взаимодействия специалистов.
2.Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя.
3.Динамическая карта развития (таблица уровней всех сторон речевого развития детей на каждом этапе работы).
4.Перспективный план работы воспитателя по лексической теме (сюда вносятся мероприятия всех занятий по теме недели, планируемые только воспитателем).
5.Речевой экран (таблица поставленных звуков у детей, требующих закрепления в речи).
Система работы учителя — дефектолога в ДОУ
Работа учителя — дефектолога в ДОУ строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по следующим направлениям:
1.Диагностическое
2.Коррекционно-развивающее
3.Аналитическое (анализ коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, оценка ее эффективности)
4. Консультативно — просветительское (выступление на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с различными нарушениями; индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка; проведение мастер — классов и практикумов; проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы; выставки игр и специальных пособий, для занятий с детьми дома)
5. Организационно-методическое (подготовка к педагогическим советам, заседаниям инициативных групп, оформление документации — разработка рабочей программы, индивидуальных образовательных маршрутов и т.д., ведение журнала взаимосвязи специалистов ДОУ с педагогами группы, где ежемесячно размещаются консультации, советы, игры и упражнения для закрепления у воспитанников пройденного материала)
Цель деятельности учителя дефектолога: Выявление детей нуждающихся в специализированной помощи дефектолога, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
Проведение первичного, промежуточного и итогового обследования детей, выявление имеющихся нарушений;
Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Организация взаимодействия учителя — дефектолога с воспитателями и специалистами ОУ
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель — логопед и другие специалисты ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы в группе.
Для обеспечения единства в работе педагоги и специалисты придерживаются выработанной системы деятельности:
1.Совместное определение задач с воспитателями и специалистами ДОУ.
2.Проведение коррекционно — педагогической работы в тесном сотрудничестве с воспитателями группы, в том числе совместных интегрированных занятий.
3.Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребенком либо подгруппы воспитанников.
4.Совместная подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах.
5.Тесная работа с родителями воспитанников по волнующим вопросам.
Музыкальный руководитель — обследует просодическую сторону речи, темпо-ритмическую, а также уровни эмоционально-психологической комфортности, эмоциональной выразительности, двигательно-звуковой активности и положительной самооценки.
Музыкальное воспитание с детьми проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие.
1.Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2.Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом — хорошо развитое музыкальное восприятие.
3.Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
4.Использование ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов.
При проведении музыкальных занятий существует ряд особенностей.
На занятиях используются упражнения из артикуляционной гимнастики, на постановку речевого дыхания, на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, логопедические распевки, пальчиковые игры, элементы логоритмики. С детьми больше проводятся речевые игры, на которых отрабатываются звукопроизношение, темп и ритм речи.
Большое значение для разностороннего развития детей с речевыми проблемами имеют занятия логоритмикой, которые проводятся совместно с логопедом и воспитателем, на которых отрабатываются музыкально-ритмические движения, правильное речевое дыхание, закрепляется правильное звукопроизношение в играх, хороводах, широко используются музыкальные игры, творческие задания, пальчиковые игры.
Взаимодействие учитель-логопед — инструктор по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность, развитие общей и мелкой моторики, возможно в разминку включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики.
Педагог-психолог обследует — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие;
Педагог-психолог, проведя диагностику детей и анкетирование родителей, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинги уверенного поведения, гимнастику мозга, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевые коммуникации, девиантное поведение).
В настоящее время в ДОУ отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей: интеллектуальном, эмоциональном, мотороно-двигательном, социально-психическом, сенсорном (слуховом, зрительном), речевом и др.
В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать о своих проблемах, проанализировать и что-то изменить. Внешние проявления одной и той же проблемы могут быть разнообразными. Здесь и заключаются трудности дифференцации внутренней причины и внешних проявлений, и здесь на помощь психологу приходит игротерапия. Её можно использовать, как в диагностической, так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, учитывая её формирующую и корригирующую роль для личности ребёнка.
Результаты диагностики анализируются, обсуждаются, составляется индивидуальная коррекционная программа на ребенка с речевыми расстройствами.
(Приложение № 2)
Координация действий осуществляется между специалистами по схеме.
(Приложение № 3)
Вопросам взаимосвязи ДОУ с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, т.к. личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных отношениях. В ДОУ создаются условия, имитирующие домашние. К воспитательно-образовательному процессу привлекаются родители, которые могут участвовать и на занятиях, и в спортивных праздниках, и в викторинах, и в вечерах досуга, и в театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед, воспитатель и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают через сайт детского сада, в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания подбираются в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми.
Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми 7-го года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создает предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме этого в консультативную работу родителей включены учитель — дефектолог и педагог-психолог.
Кроме консультаций специалисты ДОУ принимают участие в проведении родительских собраний.
Совместно планируется и проводится работа с родителями (родительские собрания, родительские чаты, практические семинары, беседы, открытые занятия). На родительские собрания в соответствии с тематикой приглашаются педагог-психолог, учителя из школы.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Могу сказать, что взаимодействие коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения, организация совместной деятельности улучшает качество образования: обеспечивается бережное отношение к здоровью и развитию личности ребёнка, создаются для детей комфортные условия пребывания в детском саду.