«Опыт педагогов группы «Звукознайки» в реализации проекта «Орлята-дошколята»
МАДОУ № 17

Презентация к 2 части заседания инициативной группы, ссылка яндекс диск: https://disk.yandex.ru/i/c3YLnRKOcIx8Bw
2 часть заседания: В нашем детском саду МАДОУ №17 «Серебряное копытце» работа в данном проекте была начата с адаптации программы «Орлята дошколята» для старшего дошкольного возраста.
Целевую группу составили дети от 5 до 7 лет, т.к. это были наши будущие первоклассники, которые в перспективе в школе вольются в проект «Орлята России» в рамках Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение первых».
В 2024 году педагоги старших и подготовительных к школе групп ознакомились с методическими рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Орлята России», направление «Орлята-дошколята». Изучив их, составили календарно-тематическое планирование совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей на период с января по май 2025 года.
Для этого была определена цель - развитие у старших дошкольников социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых ценностей, воспитания любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Создать условия для реализации ознакомления старших дошкольников и родителей с программой «Орлята России» (проектом «Орлята – дошколята).
2.Провести мероприятия по 5 направлениям, включая посвящение дошкольников в «Орлята-дошколята» («Орлята России»).
3. Организовать сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
В проекте «Орлята - дошколята» родители, дети и воспитатель – это один большой коллектив, дружная команда, объединенная общими задачами, интересами, делами. «Делаем всё вместе!» – вот формула успеха Орлят - дошколят. Я и мои подопечные в программе с января 2025 года, несмотря за короткий период, у нас сложилась дружная, ответственная команда.
Началось с вводного занятия для детей и родителей. Для родителей мы рассказали о программе, а главное - о её целях.
Рождённые в Советском Союзе точно знают, кто такие октябрята, пионеры и комсомольцы, — они прошли все этапы воспитания и взросления в школах СССР. Однако в сентябре 1991 года отрядов не стало, как и потом Советского Союза. Лишь спустя тридцать лет систему патриотического воспитания было решено возродить, конечно, в модернизированном виде. Вместе с родителями мы вспоминали свое октябрятское, пионерское, комсомольское прошлое. Какие добрые поступки совершали, когда были детьми. Обращаясь к опыту мам и пап, попросила, чтоб родители поделились своими рассказами с детьми.
На встрече с родителями обсудили основные смыслы программы «Орлята - Дошколята», возможности и формы участия родителей в программе с учётом опоры на коллективную творческую деятельность, которая лежит в её основе, и договорились создать союз родителей и педагогов, действующий во имя развития детей. Беседуя с родителями, я подчеркнула, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг. Чем хорошо для родителей участие в программе? Родители - участники программы «Орлята - дошколята»: лучше узнают и понимают своих детей, их особенности, индивидуальные наклонности и интересы, совершенствуют навыки позитивного общения и сотворчества с детьми и учителями, создают для детей ситуацию успеха, передают свои знания, своё ремесло, увлечения детям, пропагандируют успешный опыт семейного воспитания, приобретают новые знания в различных областях, обогащают свой коммуникативный опыт, получают мотивацию к саморазвитию.
Также провели вводное занятие для ребят группы. Рассказали детям о октябрятском, пионерском движении в школах, об комсомольской организации. В пионеры принимали не всех, и эту честь надо было заслужить. Прежде всего - хорошей учебой и добрыми делами. Много дел было у пионеров. Кроме учебы они занимались общественной работой. Вспомнили детей героев пионеров ВОВ. Далее перешли к детскому движению «Орлята России», поговорили о новом проекте «Орлята-дошколята». Провели серию игр на сплочение коллектива. С ребятами проводили беседу «Кто такой Орленок-дошколёнок?» (законы, традиции). Побеседовав с детьми, поняли, что им интересен проект, и мы решили, что будем «делать добрые дела».
Памятка
Как объяснить дошкольнику кто такой орленок:
1.Начните с аналогии с орлом: Объясните, что орёл – это сильная, смелая и свободная птица, которая умеет высоко летать и хорошо видеть.
2.Свяжите с программой: Скажите, что «орлёнок» – это как маленький орёл, который учится быть сильным, смелым, добрым и помогать другим, как настоящий орёл.
3.Программа «Орлята дошколята» – это про игры и дружбу: Нужно рассказать, что это такая игра, в которой дети вместе учатся новому, узнают про свою страну, помогают друг другу, заботятся о природе и дружат.
4.Покажите примеры: Используйте примеры из жизни, которые покажут, что такое доброта, помощь и активность. Например, как важно помогать другу, делиться игрушками или ухаживать за цветами.
5.Подчеркните, что все дети – орлята: Скажите, что каждый ребенок может стать «орлёнком», если будет стремиться быть лучшим, учиться и делать добрые дела.
После ознакомления детей и родителей с новым направлением «Орлята-дошколята», приступили к реализации проекта. Проект реализовался в течение второго полугодия с января по май. При реализации проекта опирались на составленный календарно-тематический план (календарно-тематическим планом я с вами поделюсь)..
В феврале 2025 года наши воспитанники старших, подготовительных групп стали участниками торжественного посвящения детей в ряды детского движения «Орлята-дошколята», где дети перед лицом своих сверстников торжественно поклялись: горячо любить Родину, творить добрые дела, ценить дружбу, проявлять заботу, помогать нуждающимся, поступать по совести и чести. Наши маленькие участники с гордостью приняли клятву Орленка и стали частью удивительного проекта «Орлята - России». Старшие наставники поздравили юных участников детского движения «Орлята Дошколята» с новым этапом их жизни, прикрепили значки юным участникам движения, повязали синие галстуки и пожелали гордиться своим новым званием и достойно его носить.
Внедрение и реализация проекта «Орлята – дошколята» проходило через различные виды детской деятельности и социальной активности по следующим ценностям: «Родина», «Семья», «Команда», «Природа», «Познание», «Здоровье».
В каждом модуле идет погружение в тематику, ведется работа с понятиями, качествами. Последующие занятия помогают детям установлению доброжелательных межличностных отношений внутри детского коллектива. Вся работа идет в сотрудничестве с социальными партнерами, наставниками, а также с привлечением родителей.
Мероприятия проекта организовывались согласно тематикам по 5-ти направлениям. Содержание направлено на формирование у ребенка дошкольного возраста гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств на примере социально-ценностных знаний, в которых каждый ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Цель:изучение теоретических и практических материалов по внедрению проекта с последующей разработкой и реализацией дорожной карты, календарно-тематического плана мероприятий проекта.
Календарно-тематическое планирование детского движения «Орлята-дошколята» совместной деятельности воспитателя и детей в МАДОУ № 17
| № п/п | Направление | Мероприятие | Период учебного года/месяц | Количество часов |
| 1 | Родина «Если дружба велика, будет Родина крепка!» |
| январь | 4 |
| 2 | Орлята России «Учимся, растём, мечтаем ВМЕСТЕ!» |
| февраль | 3 |
| 3 | Семья «Если семья вместе, то и душа на месте» |
| март | 6 |
| 4 | Природа «Дерево дорого плодами, а человек - делами!» |
| апрель | 3 |
| 5 | Здоровый образ жизни «Здоровым будешь - всё добудешь!» |
| май | 4 |
| Итого | 20 | |||
2 этап – основной
Цель: реализация календарно-тематического плана мероприятий проекта. Реализация проекта представляет комплекс мероприятий через различные виды социальной активности по 5 направлениям (модулям):
1. Направление «Родина»
«Если дружба велика, будет Родина крепка!»;
«Родина» - воспитание любви и уважения к Родине, традициям и истории страны: раскрытие в детях волонтёрского потенциала:
- участие в создании группового центра воинской Славы;
- акции, флешмобы, посвященные дню Победы.
- поздравления с Днем Победы;
- детские проекты «Солдаты в моей семье», «Наши защитники»;
посещение музеев, историко-краеведческого музей..
- помощь младшим дошкольникам в организации совместных мероприятий;
- демонстрация спектаклей, театров, концертных программ для младших дошкольников;
- организация мероприятий, направленных на помощь пожилым людям.
Забота о сохранении исторической памяти это не только дань уважения прошлому, но и важность формирования гражданской позиции к истории своего народа, государства, к значимым историческим датам.
В преддверии праздника, «Дня защитника Отечества», орлята - дошколята приняли участие во Всероссийской акции «Своих не бросаем!». Дошколята своими руками изготовили поздравительные открытки для солдат, которые сейчас находятся в зоне СВО.
Каждый ребёнок вложил частичку своей души в поздравление. Даже самая простая открытка, но выполненная от чистого сердца, будет согревать солдатские сердца в тех тяжёлых условиях, в которых они сейчас находятся.
Для солдат, исполняющих долг на спецоперации, открытка станет отличным подарком к празднику и огромной поддержкой морального духа: будет напоминать о доме и помогать идти вперёд - к ПОБЕДЕ! К празднику 9 Мая выполнили открытки для ветеранов ВОВ своими руками, написали поздравления.
Благодаря этому направлению, дети познакомились с понятием волонтер и доброволец, какими качествами они наделены. В «копилку добрых дел» проведены акции «Книжкина больница», «Покормите птиц зимой», «Лапа помощи» (сбор корма в приют животных). Участие в городском фестивале «Радуга надежды» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Демонстрация музыкальных концертов ко Дню пожилого человека, создание открыток. Приняли участие вместе с родителями в сборе посылок «Помощь участникам СВО». Дети почувствовали, как приятно совершать добрые дела, попробовали себя в роли настоящих добровольцев. Учились быть товарищами, готовыми совершать добрые дела и помогать делать этот мир лучше и добрее. Орлята-дошколята теперь знают, что значит «протянуть руку помощи и не оставить друга в беде»!
2. Направление Орлята России
«Учимся, растём, мечтаем ВМЕСТЕ!»
«Орлята России» - содержательный компонент программы, ориентированный на подготовку детей к школе и формирование у них начатков социальной активности. Поговорка для поддержания командного духа и принципа «Один за всех и все за одного».
- проявление заботы, оказание помощи, поддержки;
- уважение других членов команды;
- умение работать в команде;
- дружба в коллективе играет ключевую роль, так как она способствует развитию у детей навыков общения, взаимопонимания и доброжелательного отношения друг к другу:
- дежурство в группе, поручение важных дел;
- проектная деятельность и защита проектов;
- участие в конкурсах.
В рамках реализации проекта «Орлята – дошколята» для воспитанников проведено занятие «Я и моя команда», «Правила настоящих друзей».
На подобных занятиях развиваются такие ценности, как личность, дружба, команда! Ребята пришли к мнению, что команда - это сила! Команда может все преодолеть.
В нашей группе в центре «Орлята-дошколята» мы педагоги, оформили экран добрых дел, который так и назывался «Мои добрые дела» (Экран-мотивация).
За каждое доброе дело ребёнок получал определенный «Рисунок-знак», который рисовали на «Экране добрых дел». Дети могли посмотреть результаты у других Орлят, сравнивая себя с другими орлятами-дошколятами, и у них появлялось желание, стремление сделать больше добрых дел. Мальчики, девочки соревновались: кто «заработал» больше «знаков». В приёмной на каждом детском шкафчике размещён индивидуальный лист «Мои добрые дела», для того чтобы родители тоже могли ознакомиться с результатами своих детей. «Рисунок-знак» нужно «заработать». Например, сделал кормушку – знак «домик», принес корм в приют – «лапка», поухаживал за комнатными растениями – «листик», помог младшему воспитателю накрыть столы к завтраку, обеду, полднику – «чашка», за дежурство в группе, помощь воспитателю, помощь малышам одеться к прогулке – орлята получали «Рисунок-знак». Чтобы доброта и желание помогать другим стали частью каждого ребенка, нужно начинать учить делать добрые дела с самого раннего возраста. Проявляя доброту, ребенок - орленок настраивается на чувства и нужды окружающих, старается их понять. Перед нами педагогами стояла задача, прежде всего, донести до детей мысль о том, что добро возвращается. Нашим Орлятам мы всегда говорили: «Спешите делать добрые дела и ваша доброта вам эхом отзовется».
Такой экран «Добрых дел» формирует в орлятах лидерские качества, стремление быть лучшим, В нашей группе менялся командир отряда по набранным очкам.
В течение года наши Орлята принимали участия в проектной деятельности, в различных интеллектуальных конкурсах, в олимпиадах. Поучаствовали в командной игре «Зарница», где от каждого участника зависит успех команды. В середине февраля 25 года, наши Орлята приняли участие в городском Фестивале детского изобразительного творчества для дошкольников «Юные таланты» в МАДОУ №25 «Малыш». Тематика конкурсных работ и выступлений Фестиваля - «Победа за нами!». Команда Орлят «Творцы – молодцы!» представили коллективную работу «Zа ПОБЕДУ!», в течение 2х минут презентовали свой творческий коллектив, как военные художники.
Выступили с концертной программой на городском мероприятии в конкурсе чтецов «Весна Победы» среди воспитанников старшего дошкольного возраста, посвященный 80 - летней годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 г. – 1945 г.
Приняли участие в праздничном шествии в День Победы 9 мая, как одна единая команда, продемонстрировав слаженную, строевую подготовку.
3. Направление «Семья»
«Если семья вместе, то и душа на месте»;
«Семья» - воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям;
совместное творчество;
развитие ребенка;
поддержка и мотивация к саморазвитию;
сотворчество родителей и образовательной организации;
создание преемственности, формирование единой команды взрослых и детей, передача ценностей между поколениями.
При прохождении направлении «Семья» дошкольники открыли для себя значимость сохранения семейных традиций, истории и культуры своей малой родины. С детьми проведены различные тематические занятия. На занятии «Моя семья» дети рассказывали о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, делились чувствами о своей семье, формировались представления о семейной и гражданской принадлежности.
- На занятии «Семейные традиции» дети узнали не только о традициях в различных семьях, но и о традициях русского чаепития. Побывали «В гостях у самовара» в нашем краеведческом музее.
- Участвовали в акции «Блокадный хлеб» в помещении музея.
- Родители приняли активное участие с детьми в совместной экскурсии в городскую библиотеку, где все стали участниками интеллектуального марафона «По книжным полкам». Родители поделились своими историями из жизни о том, какое значение для них имеют знания, какую важную роль сыграли эрудиция, смекалка и жажда узнавать новоё.
- Участие в проекте «Мой родной город» — ребята приняли участие в создании мультфильма «Город глазами детей».
- На праздник мам, наши маленькие творцы — Орлята-дошколята — с большим удовольствием и вдохновением изготовили чудесные открытки, поделки для своих мамочек. Подготовили совместно коллективную газету «Моя мама, самая!» Каждый вложил в изделие тепло своих рук, фантазию.
4.Направление «Природа».
«Дерево дорого плодами, а человек делами»;
«Природа» - формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе:
- участие в конкурсах, всероссийских акциях экологической направленности;
- кружковая деятельность (например «Эколята – дошколята»);
- проведение мероприятий экологической направленности;
- изготовление кормушек;
- цветоводство и огород в детском саду.
В направлении «Природа» была проведена интеллектуальная игра «Мы друзья природы», целью которой является понимание значимости экологических знаний.
Направление «Природа» проводился очень интересным и эффективным для дошколят. Дети учились бережному отношению к природе, рассуждали об отличиях видов птиц, животных, обсудили, кому нужна вода и как её используют люди и животный мир. Принимали участие в акции: «Покорми птиц зимой», «Кормушки своими руками». Приняли участие в проекте «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» — создание мультфильма «Спасение планеты Земля!».
Экологические акции: «Сдай макулатуру — спаси ёлку!», «Сдай батарейку – спаси ежика!»; Орлята вдохновились на дальнейшее изучение окружающего мира и получили заряд положительных эмоций. Дошкольники пришли к выводу, что очень важно для сохранения природы наблюдать за ней и понимать её. Орлята - дошколята призывают всех людей к бережному отношению природы.
- 5.Направление «Здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни «Здоровым будешь - все добудешь»;
«Здоровый образ жизни» - привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни:
- участие в спортивных конкурсах, мероприятиях;
- кружковая деятельность (например «Юный шахматист», «Футболист»);
- сдача нормативов ВФСК ГТО;
- физкультурно-оздоровительная деятельность.
Ежемесячное проведение здоровьесберегающих технологий в направлении «Здоровый образ жизни», включает регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, гимнастик, занятий на свежем воздухе, а также применение методов, способствующих релаксации и психологическому комфорту, таких как игры, музыка. В мероприятиях здорового питания, правил личной гигиены, наши Орлята активно участвовали во всех играх, конкурсах, отгадывали загадки о здоровом образе жизни.
Самые яркие и запоминающиеся события у Орлят: в рамках реализации программы прошло увлекательное спортивное мероприятие «Я и мой папа любим спорт», наши орлята соревновались в команде вместе со своими папами, соревнования включали в себя командные эстафеты и конкурсы, требующие взаимопомощи и координации. Также наши Орлята принимали активное участие в «Лыжне России», отличная поддержка исходила от родителей спортсменов. Поучаствовали в спортивных городских играх «Пионербол», мини-футбол «Колобок», «Веселые старты», одной сплоченной дружной командой.
3 этап проекта – заключительный
Цель: проведение итогового торжественного мероприятия на этапе перехода ребенка-дошкольника в школу с последующей презентацией проекта и систематизацией материалов по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В мае месяце, подошел к концу первый год реализации Всероссийского проекта «Орлята-дошколята» в нашем детском саду! Это был насыщенный, интересный и полный открытий год, который оставил яркий след в сердцах наших воспитанников и педагогов.
За прошедший период мы провели серию увлекательных занятий, направленных на всестороннее развитие детей. Особое внимание уделили физической активности, творческим мастер-классам и познавательным играм.
Благодаря проекту «Орлята-дошколята» наши дети стали более дружными, отзывчивыми, любознательными и уверенными в себе. Они научились ценить дружбу, уважать старших, любить свою Родину и быть настоящими патриотами!
Задание для педагогов инициативной группы:
1.Составить примерный план на 1 полугодие «Орлята-дошколята».
2.Провести одно мероприятие (любое) совместно с детьми и родителями, поделиться с участниками инициативной группы.
3.Принять совместное участие в акции «С любовью к маме!», акция приурочена ко Дню Матери, 30 ноября 2025 г.
План на 1 полугодие, отчет о мероприятиях, отчет о проведении акции - высылайте на электронную почту детского сада МАДОУ№ 17 «Серебряное копытце»: sad17@ekarpinsk.ru