Эффективные практики поддержки детской инициативы при организации проектной деятельности

МАДОУ "Умка"

Эффективные практики поддержки детской инициативы при организации проектной деятельности

В октябре на заседании инициативной группы педагогов был разработан проект по теме «Строительные инструменты в «Умке». Следует отметить, что такая тема была выбрана неслучайно: ведь в средней группе у воспитателя Галины Жуковой из 19 человек - 15 мальчиков. Таким образом, мы использовали техническую направленность и конструкторскую деятельность при поддержке детской инициативы, а особенности проектирования заключались в том, что для педагога был разработан конструкт с основными модулями, содержание которых наполнялось совместно с детьми. Сюжет раскрывался в ходе реализации проекта. Дети сами принимали решения: как и что они будут делать.

9 ноября на втором заседании инициативной группы педагогов воспитатель Галина Борисовна Жукова презентовала результаты образовательного проекта: паспорт проекта, модель совместного планирования, фотографии с этапов реализации проекта  (опубликованные в фотоальбоме «История инструментов в «Умке» на портале «Методсовет»).

Завязка проекта. С чего все началось: на своем «Чердаке времени» ребята обнаружили чемодан с разными строительными инструментами. Какие-то инструменты детям были знакомы, а что-то они видели впервые и не знали - для чего их использовали. А еще инструменты успели поссориться, выясняя: кто из них самый главный. Было решено: помочь предметам из чемодана и разрешить их спор.

Совместное планирование. Для этого необходимо было самим во всем разобраться: рассортировать инструменты, узнать названия, навести порядок и расположить по размерам от большого до маленького.

Наполнение центров активности. Чтобы проделать нелегкий «путь познания» использовались игровые упражнения и задания. Как они помогли? «ТРИЗ-вертушка» позволила описать инструменты, дидактические карточки - сориентироваться в сходствах и различиях, табло с мешочками - определять предметы даже на ощупь, ТИКО-конструктор – повторить форму, фланелеграф - разделить музыкальные и строительные инструменты, музыкальная зарядка про инструменты – запомнить всю новую информацию в движении танца.

Мастерская с папами. Но какой же инструмент, все-таки, главный? Стало понятно, что без помощи пап нам не обойтись. Мужчины поспешили на помощь со своими чемоданчиками. Они осмотрели чемодан с чердака и объяснили, что таким инструментом можно работать до сих пор несмотря на то, что он старый. И показали современные «инструменты-заменители». С их помощью папы быстро изготовили в группу мобильно-передвижной щит для конструирования: на нем можно не только строить, но и передвигать полученную конструкцию. Похвалили папы детский тренажер для заколачивания гвоздей (очень полезный для мальчиков) и удивились, что в группе у детей есть игрушечные наборы инструментов и конструкторы.

Общий сбор. И после совместной работы все пришли к выводу: самый главный инструмент - умелые руки. В умелых руках любой инструмент будет к месту и в дело, ну а уж если человек ничего не умеет, то никакой суперкрутой инструмент не поможет.

Ресурсы социума. Свой образовательный проект про строительные инструменты ребята из средней группы  завершили походом в специализированный магазин. Индивидуальный предприниматель Игорь Олегович Кучин был рад встрече с воспитанниками: он рассказал малышам, что главное в таком магазине – это порядок, у каждого инструмента должно быть свое место, чтобы легко и быстро можно было найти предмет любой величины. С гордостью свои познания в мире инструментов демонстрировали и воспитанники, ведь за время проекта они успели узнать и запомнить много новых слов и инструментов. Однако ассортимент магазина был настолько разнообразен, что Игорь Олегович еще демонстрировал интересные новинки дошкольникам. Например, снегоуборочную машину – незаменимый помощник в зимний период для человека.

Мужское общение и участие в воспитании подрастающего поколения так необходимо с самых ранних лет, особенно мальчишкам. Положительный пример хозяйственного, работящего и знающего человека останется в памяти детей после такой встречи, как и полезные подарки: настоящие гаечный ключ, отвертка, рулетка и … сладости!

Вот такой необычный проект получился у ребят в средней группе детского сада «Умка».

Приложения:


model_chetyrex_voprosov_k_proektu_CHerdak_vremeni_Instrumenty.docx
(13.4 КБ)
(Скачан: 1 раз)
planirovanie_CHerdak_vremeni_Instrumenty.docx
(75.1 КБ)
(Скачан: 1 раз)
Sxema_realizacii_proekta_CHerdak_vremeni_Instrumenty.docx
(183.3 КБ)
(Скачан: 2 раза)
10:47
134
RSS

Благодарю вас, коллеги, за представленный опыт. Очень приятно работать с вами в одной команде.