IV. Онлайн – заседание инициативной группы
МАДОУ № 17
Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми
1.Характеристика речевого развития неговорящих детей.
2.Направления в работе с неговорящими детьми.
3.Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе.
4.Советы воспитателям при работе с неговорящими детьми
5.Советы родителям неговорящего ребенка
6.Основные принципы общения с неговорящими детьми
7.Предложить участникам обследовать детей своей группы и составить индивидуальный маршрут коррекционного воздействия для неговорящего ребёнка.
Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами, все чаще встречаются безречевые, неговорящие дети.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный период для развития речи — от 1 года до 5 дет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Каковы причины и механизмы нарушения?
Причины могут быть социального или биологического характера.
Социальные причины:
Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию.
Биологические причины:
Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС (центральной нервной системы).
Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Характеристике речевого развития неговорящих детей:
- Речь отсутствует или наблюдаются её элементы.
- Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.
- Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.
- Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.
- Нет связной речи.
Работа с детьми такого уровня не проста, требует правильности выбора методов и приёмов.
Система работы по формированию речи у неговорящих детей предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала, различных видов деятельности и ситуаций естественного общения.
Направления в работе с неговорящими детьми
1.Развитие психических функций
Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.
В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине (большой, маленький). Формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.
Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации
Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).
Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.
3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:
1) формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.
Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.
2) формированием простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.
Упражнения для языка: движение языка вперед — назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.
4.Развитие импрессивной речи
Дети с ОВЗ даже в дошкольном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи .У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:
1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..
2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.
Нужно заметить, что не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек, а иногда и натуральных объектов, например овощей или фруктов. Позже учим детей устанавливать сходство предмета и его изображения.
3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Когда он достаточно хорошо сможет выполнять действия по инструкции, можно перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек. В процессе организованной логопедом игры ребенку даются задания типа: посади куклу, положи мишку спать т.д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.
Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»
4) Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?
Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Постепенно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов, поставленных к сюжетной картинке.
5) Узнавание предмета по назначению.
6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.
7) Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов.
8) Соотнесение слов «большой- маленький» с величиной предмета.
Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то нужно ограничиться сличением предметов по их цвету или величине.
9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями – ы (-и)
(шар - шары, мяч- мячи), с окончаниями -а(-я) ( дом -дома).
5. Развитие экспрессивной речи
Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
Педагогу нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Педагогу следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность Некоторые дети «говорят» во время движения, другие — когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.
Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:
1) Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.
Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).
Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.
2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.
3) Просьбы («дай», «на»).
После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.
Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).
Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:
1.Стимуляция речевой и психической активности.
2.Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.
3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию.
4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.
7.Формирование первоначальных навыков грамматического оформления речевого сообщения.
8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Советы воспитателям при работе с неговорящими детьми
Воспитателю с неговорящими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.
Как правило, эти дети малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Такие дети внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи. Важно не отпугнуть ребёнка настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.
Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии - на речевое подражание.
Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.
Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия. Например, мытьё рук сопровождается монологом взрослого:
- Что мы делаем? – Моем руки. Что это? Мыло. Что мы сделали? Вымыли руки.
Игра сопровождается монологом взрослого:
- Что ты взяла? Куклу. Что это? Кукла. Что мы будем делать? Играть с куклой. и т.д.
Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т.е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.
Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: принеси машинку. Что ты принёс?… Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.
Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка: зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, т.к. сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность нервных клеток, посредством чего речевой материал воспринимается и усваивается ребёнком. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе.
Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.
Советы родителям неговорящего ребенка
1.Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2.Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
4.Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5.Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
6.Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7.Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
8.Не говорите при ребенке о его отставании.
9.Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
11.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока
Технология формирования лексической стороны речи у неговорящих детей.
При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы: -
Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.
- Многократное повторение нового слова. Как показали исследования, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.
- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.
Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счёт усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы. Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки, фотографии, муляжи. Для развития лексической стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игры «Чудесный мешочек» или «Рыболов» вызовут у ребёнка интерес и мотивацию к произнесению слова. Для игры понадобятся магнитные рыбки, на обратной их стороне закреплены скрепками картинки и конечно же «игрушечная» удочка. Ребёнку предлагается поймать рыбку и назвать, что ему попалось.
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.
1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой
2. Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)
3. Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку.
4. Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.
Основные принципы общения с неговорящими детьми
Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,
приветливый; избегать употребления приказных фраз.
Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
Не торопить и не подгонять ребенка.
Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
Терпение, любовь к ребенку всегда.
В процессе проведения занятий с неговорящими детьми последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой действительности. В результате многоаспектного воздействия на речевую деятельность, дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.