Методическая разработка внеклассного мероприятия - Квест - игра «Давайте жить дружно!»

Тема: «Давайте жить дружно!»

Тематическое направление: духовно-нравственное

«Дари добро и дружбой в классе дорожи»

Актуальность.

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается на сегодняшний день сложной задачей.

Одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом, является вопрос духовно-нравственного воспитания.В нашем обществе практически потеряны понятия добра и зла, понимание терминов патриотизм, милосердие и сострадание.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым – одна из главных и важных задач современной школы.

Каждый раз, принимая под свое руководство новый класс, учитель мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно учить, воспитывать и жить в полном смысле этого слова.

Актуальным и очень важным остается вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Так как от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы и психологический комфорт каждого обучающегося.

Дружба – это одна из вечных ценностей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь. Она обогащает детей, расширяет детские границы и интересы, у них возникает желание вместе пережить радость и огорчения. Только в дружеской атмосфере, чувствуя поддержку друзей и товарищей, у ребенка открываются возможности, которые ускоряют все процессы личностного роста и способствуют становлению социально значимых ценностей. Научить детей дружить – вот одна из главных задач, которую постоянно решают учителя, психологи, родители. Поэтому данная тема сегодня очень актуальна.

Целевая аудитория.

Методическая разработка предназначена для обучающихся 5-6 классов/11-12 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

С переходом в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками заново. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно. Внеклассное мероприятие «Давайте жить дружно!» проводится в 5 классе после тематического классного часа «Дружно жить, добро людям дарить». Мероприятие направлено на расширение у учащихся навыков общения, преодоление возникающих при этом трудностей и предотвращение возможных конфликтов.

Цель: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и поддержки, формирования дружного коллектива.

Задачи:

  • воспитывать дружеские отношения между детьми и положительное эмоциональное отношение друг к другу;
  • формировать нравственные качества обучающихся и культуру общения через работу в группе;
  • развивать инициативу и самостоятельность, творческие и познавательные способности, коммуникативные навыки обучающихся.

Форма проведения: игра по станциям (квест).

Воспитывать важные качества у ребенка значительно проще и эффективнее в процессе игры.

Квест – это прохождение командами различных по содержанию этапов, объединенных общей целью и тематикой. В этом увлекательном приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, умении взаимодействовать с товарищами. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива. Поэтому данная игра дает возможность каждому ребенку выразить себя творчески.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, доброта, понимание, человечность.

Метапредметные:

  • умение работать в группе и договариваться друг с другом.

Личностные:

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Межпредметные связи: литература, ОРКСЭ, музыка.

Методы, приемы

  • групповые;
  • игровые;
  • словесный;
  • наглядно-иллюстративный;
  • творческий

Описание подготовительного этапа.

Игра требует подготовки от организаторов (ведущий, диспетчера на станциях): определяется и устанавливается регламент проведения, заранее продумываются задания, готовится мультимедийное сопровождение, аудиофайлы, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Специальной подготовки для участников игры не требуется.

Оборудование для каждой станции:

Станция «Музыкальный калейдоскоп» — фонограммы детских песен.

Станция «Литературная гостиная».

Станция «Давайте творить!» — ватман, цветные карандаши, фломастеры.

Станция «Давайте поиграем!» — скамейка.

Станция «Пойми меня!»- карточки с заданиями.

Станция «Давайте дарить друг другу комплименты!»- ножницы, цветная бумага, ручки, карандаши.

Описание игры.

Продолжительность игры — 45 минут.

На предварительном сборе участникам объясняются правила.Перед началом мероприятия необходимо сформировать команды. В нашей игре участвуют 28 человек. Класс делится на 4 команды (по 7 человек) следующим образом: в коробку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждому предлагается взять ленточку определенного цвета. В зависимости от того какой цвет выбрали ребята формируются команды. Команды придумывают названия, связанные с темой «Дружба».

Командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения этапов игры (станций). С ними команды идут по строго определенному маршруту. На один этап отводится определенное количество времени. Покидать станцию можно только по сигналу диспетчера. Места расположения станций заранее известны. Команда должна пройти все станции и получить подсказки. Каждая станция должна быть снабжена табличкой с названием этапа, а также ориентирами движения к очередному этапу.

Описание этапов проведения мероприятия.

(Перед началом мероприятия ребята вытаскивают из коробки цветные ленточки и занимают места в классе)

1. Организационный этап.

Ведущий: Как иногда необходимо знать,

Что люди есть на этом свете,

Которые за нас хоть не в ответе,

Но нас всегда готовы поддержать.

Таких людей мы называем своими друзьями!

Добрый день, дорогие друзья! Друзья… Их никогда не бывает много и ими не разбрасываются.

2. Мотивационно — целевой этап.

Ведущий: На прошлом классном часе, ребята, мы говорили с вами, о добре и зле, о дружбе, о том, каким должен быть настоящий друг, о том, как важно уметь работать слаженно, сообща, работать в одной команде! И сегодня мы предлагаем вам пройти квест, посвященный теме «Дружба» и проявить себя как настоящая, дружная команда. Так как дружба – это большая ценность.

Правила нашей игры достаточно простые. Самое главное – соблюдать командный дух!

Сегодня вы — кладоискатели. Каждая команда получит свой маршрутный лист, на котором обозначены места выполнения заданий (станции). На станциях за каждое выполненное задание команда будет получать подсказку в виде букв. Собрав все подсказки, всем командам необходимо будет составить сначала свое слово, а потом одну общую фразу, которая станет девизом нашего класса. И если вы правильно составите ее, получите клад! Перед началом нашего мероприятия, каждый из вас выбрал ленточку определенного цвета. Сейчас я попрошу вас объединиться в команды по цветам. Итак, у нас образовалось 4 команды! Придумайте название своей команде, связанное с темой нашего сегодняшнего мероприятия.

Ну, что?! Готовы? Тогда, поехали!

(Команды получают свои маршрутные листы и расходятся по этапам)

3. Основной этап

Станция «Музыкальный калейдоскоп»

Диспетчер 1:Ребята, сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы песни о дружбе!

Задание 1. Угадай мелодию! (звучат фонограммы детских песен).

Задание 2. Вам нужно собрать строчки из песен о дружбе и хором исполнить под фонограмму первый куплет.

(на экране появляются строчки из песен с перепутанными словами)

И наверняка тогда запляшут вдруг облака

Дружба Воскресенье, дружба – это суббота, не работа, – это не работа!

Дружба не сломается крепкая

Ничего лучше нету, на свете друзьям по белу свету чем бродить;

Каждая команда получает подсказку (букву).

Станция «Литературная гостиная»

Диспетчер 2: Ребята, тема дружбы отражена в произведениях многих писателей не только русских, но и зарубежных. Давайте вспомним авторов (А. Барто, Б. Заходер, Н. Носов, В. Осеева, В. Драгунский, А. Гайдар, Л. Воронкова, М. Твен, А. Линдгрен).

Задание1. Книг о дружбе много.Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей. Давайте их вспомним и назовем.

1. Все вы знаете сказку «Бременские музыканты». А кто автор этого произведения? Давайте вспомним, кто входил в компанию друзей Трубадура? Кот, петух, собака, осёл.

2. Эта сказка о прелестной дочке короля, которую приютили у себя маленькие человечки для спасения от злой мачехи. Белоснежка и 7 гномов.

3.Григорий Остер написал немало замечательных историй про Попугая, Удава, Мартышку… А кто был их четвёртым другом? Слонёнок.

4.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один из них был рядом всегда. Кто он? Артемон.

5. Как звали мальчика из сказки Сельмы Лагерлеф, другом которого был гусь Мартин? Нильс

6. Как звали друга Тома Сойера? Гекельберри Финн.

7. Эти герои давние знакомые. Один работает в зоопарке, другой живет в телефонной будке. Крокодил Гена и Чебурашка.

8. Друзья, отправившиеся в путешествие за медом и позавтракать. Винни-Пух и Пятачок.

9. Другом кота Матроскина и пса Шарика из сказочных повестей Э. Успенского был мальчик по имени… Дядя Фёдор.

10. Его боялись все жулики, при этом он сладкоежка и в полном рассвете сил. Карлсон.

Задание 2. Найди пару! Нужно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

(На экране написаны части поговорок и пословиц, нужно их собрать)

Человек без друзей, в лесу не растет.

Дружба не гриб, что дерево без корней.

Нет друга — ищи, милее богатства.

Доброе братство а нашел — береги.

Платье лучше новое, дороже денег

Дружба а друг старый.

Диспетчер 2: Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о дружбе, которые сегодня не прозвучали?

(Ответы обучающихся)

Каждая команда получает подсказку (букву).

Станция «Давайте творить!»

Диспетчер 3:Ребята, я приветствую вас на станции творчества. Как вы уже поняли из названия, мы с вами будем творить!!! На доске прикреплен ватман, на котором вы закрытыми глазами будете создавать портрет настоящего друга. А каким вы его представляете, мы сейчас и узнаем.

(каждый участник команды рисует одну часть портрета: голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, шея)

Диспетчер 3: У вас получился замечательный портрет! А теперь скажите, ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг, каким он должен быть?

(Ответы ребят)

Каждая команда получает подсказку (букву).

Станция «Давайте поиграем!»

Диспетчер 4:А сейчас мы проверим, как вы умеете работать в группе и принимать коллективное решение.

Правила игры: Команда, стоя на скамейке, перестраивается, стараясь не «уронить» ни одного из участников:

Задания:

1. Перестроиться по росту.

2. По первой букве имени в алфавитном порядке.

3. По месяцу рождения.

4. Девочки, мальчики.

5. По цветам радуги.

Каждая команда получает подсказку (букву).

Станция «Пойми меня!»

Диспетчер 5:Ребята, на этой станции мы проверим, как вы умеете общаться не вербально, то есть без слов.

Задание1. Сейчас вы выстраиваетесь в одну колонну спиной друг к другу,каждому из вас на ухо я скажу букву, которую вы должны будете изобразить на спине своего одноклассника. Не произнося ее, каждый из вас пишет свою букву на доску, из этих букв у вас должно получиться слово! (ДРУЖБА!)

Диспетчер 5: А давайте теперь на каждую букву слова Дружба назовем положительные качества человека! (Обучающиеся придумывают прилагательные, например, добрый, радостный и т.д.)

Задание2. Каждому участнику предлагается вытянуть карточку со словом и попытаться его изобразить без слов (эмоциями, жестами, мимикой). А команда должна эти слова угадать. У каждого участника на объяснение есть всего 30 секунд. На карточках слова, обозначающие качества человека.

(Слова на карточках: добрый, злой, трусливый, трудолюбивый, хвастливый, грустный, радостный)

Каждая команда получает подсказку (букву).

Станция «Давайте дарить друг другу комплименты!»

Диспетчер 6:Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый участник команды на листе цветной бумаги обведёт свою ладошку, вырежет ее и в центре напишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. Каждый из вас напишет на ладошке качество, которым вам хочется охарактеризовать его обладателя. Например, ты добрый, ты веселый, ты остроумный и т.д. Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память!

Каждая команда получает подсказку (букву).

(После прохождения всех станций команды собираются все вместе в кабинете, откуда расходились по станциям)

Ведущий: Ну, вот ребята вы выполнили все задания, собрали подсказки. Теперь вам нужно из ваших подсказок собрать ключевую фразу, которая, я надеюсь, станет нашим девизом на долгие года!

(Ключевая фраза: РЕБЯТА! ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!)

4. Этап «Рефлексия»

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Благодарю вас за проявленную творческую активность, за умение слышать, слушать и работать в команде. Вы сегодня большие молодцы! Сегодня у вас все получилось!

А знаете почему?

(Ответы обучающихся)

Ведущий: Правильно! Потому что вы работали вместе, дружно, сообща, то есть были одной командой!

Скажите:

— Что вы получили от этого мероприятия?

— Какие выводы вы сделали для себя?

(Ребята анализируют мероприятие с точки зрения целеполагания; отвечают на вопрос, достигнута ли цель классного часа; осуществляют рефлексию.)

Ведущий: Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! Цените друг друга. Всем счастья, мира, радости и добра! Ну и, конечно, вас всех ждет награда (клад).

(Сладкий стол и чаепитие)

Ресурсы, необходимые для разработки и проведения данного воспитательного мероприятия:

  • материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • информационно-коммуникационные: презентация, аудиоматериалы, ресурсы сети Интернет;
  • кадровые: родители/законные представители в роли диспетчеров на станциях;
  • наглядные и раздаточные материалы: маршрутные листы, карточки с заданиями, ватманы.

Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что представленный материал может быть использован педагогами и классными руководителями как начальной, так и основной школы, руководителями кружков и элективных курсов, начинающими учителям для работы на уроках и во внеурочной деятельности. Игра подходит для проведения предметных недель, классных и общешкольных мероприятий.

4117
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.