Аналитическая записка учителя русского языка и литературы Аразовой М.А.

Аналитическая записка

Для того чтобы учить детей, полученных однажды знаний недостаточно, ведь современный мир меняется быстрее, чем мы успеваем это осознать. Наиболее восприимчивы и открыты к любого рода переменам наши дети. И для них во главе угла всегда будет учитель: такой же открытый всему новому, соответствующий своему времени.

«Будь каждый день лучше, чем вчера», — мое педагогическое кредо.

С начала своей педагогической деятельности я работаю в нескольких направлениях:

— повышение качества образования;

— индивидуализация процесса обучения;

— развитие творческих способностей учеников;

— личностное развитие учеников;

— повышение уровня своего профессионального мастерства.

Каждое из этих направлений я стараюсь постоянно развивать.

1. Повышение качества образования

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижение не только предметных результатов, но и формирование универсальных учебных действий в совокупности с личностными результатами каждого ребенка. Проблема состоит в том, что ученики успешно справляются со школьной программой по русскому языку и литературе: могут выучить правило, воспроизвести его в устном или письменном виде, однако воспользоваться этим правилом на практике могут далеко не всегда. Я провела диагностику. Перед вами два графика: на одном – результаты проверочной работы на знание теории по функциональным разновидностям языка в 6 классе, а на другом – умение видеть и определять эти функциональные разновидности, а также создавать свои тексты, соответствующие определенным стилям. Разница очевидна.

Знание теоретического материала:         Практическое применение:

На графиках мы видим, что при практическом применении знаний меньший процент детей справляется с заданием на «отлично», чем в теоретических зачетах. Процент детей, получивших оценку «хорошо», меньше в два раза. Зато в два раза увеличивается количество учеников, получивших за практическое задание оценку «плохо».

Очевидно, что работать только над предметными умениями недостаточно, не менее важно развивать универсальные учебные действия. Последние три года я работала над методической темой «Использование интегративной технологии как средство формирования метапредметных знаний и умений».

В урочной и внеурочной деятельности я использовала следующие технологии: уровневой дифференциации, метода учебного успеха на основе технологии само- и взаимооценивания образовательных результатов, метода проектов и коллективного творческого дела, информационно-коммуникационных технологий, технологии критического мышления и т.д. Совокупность этих технологий – это и есть интегративная технология, которая основана на метапредметном подходе и, тем самым, решает проблему разобщенности научного знания.

Преимуществами этой технологии, в основе которой лежит деятельностный подход, являются модульность, реализация методов проблемного обучения, личностно ориентированный подход, профессиональная направленность обучения, активность и самостоятельность учащихся, сочетание индивидуальной и коллективной форм деятельности, а также возможность доступа к различным источникам информации.

Внедренная в практику организации образовательной деятельности интегративная технология, осуществленная посредством активных форм обучения: урок-игра, урок-дискуссия, урок-наблюдение, урок-эксперимент (приложение 7) – дала свои плоды. Это способствовало повышению качества образования.

Для оценки уровня сформированности УУД и качества образования я разработала и внедрила в практику методические и дидактические материалы, способствующие формированию метапредметных учебных действий, создала электронный банк контрольно-измерительных материалов (приложение 1).

О качестве организации образовательной деятельности свидетельствуют данные мониторинга формирования предметных и метапредметных действий учащихся. За последние три года успеваемость составляет 100%. Качество образованности составляет: в 2018-2019 учебном году – 61%, в 2019-2020 учебном году – 62%, 2020-2021 – 65% (русский язык). По литературе – в 2018-2019 учебном году – 79%, в 2019-2020 учебном году – 83%, 2020-2021 – 85%.

Русский язык:                                     Литература:

Данная система позволила повысить уровень сформированности УУД обучающихся: познавательные УУД (2019-2020 учебный год – 42%, 2020-2021 учебный год – 45%), коммуникативные (2019-2020 учебный год – 47%, 2020-2021 учебный год – 52%), регулятивные (2019-2020 учебный год – 37%, 2020-2021 учебный год – 39%).

Достижение положительного уровня развития предметных и универсальных учебных действий подтверждают результаты внешних оценочных процедур (ВПР, ДКР). Так, например, в 8 классе 6 человек из 25 (24% от всего класса) написали ВПР по русскому языку на высоком уровне (более 80% от всей работы). Положительную динамику в сравнении с ВПР на начало 2020-2021 учебного года показали более 70% учащихся, что свидетельствует о том, что траектория работы над повышением уровня развития универсальных учебных действий каждого отдельного ученика выбрана верно.

2. Индивидуализация процесса обучения

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо ориентироваться на конкретного ученика. На уроках я использую индивидуальный подход: готовлю карточки по разным уровням подготовки обучающихся, группирую учеников таким образом, чтобы у сильных детей была возможность помочь более слабым ученикам.

Работа с мотивированными обучающимися.

Работу с одаренными детьми я организую через выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов (приложение 13): определяем цели, пути их достижения, участие в олимпиадах, конкурсах, а также анализируем результаты в конце каждой четверти. Ученики распределяют дополнительный материал, с которым впоследствии выступают перед своими одноклассниками. Это могут быть рефераты, презентации, доклады, буктрейлеры, творческие сборники стихотворений. Материал для подобных заданий подбирается индивидуально, с учетом интересов каждого ученика. Такая работа способствует повышению мотивации к учебной деятельности, к участию в олимпиадах. Так, за последние три года дети занимали призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (Прокопьева Ирина в 2019-2020 учебном году – призер олимпиады по литературе, Воложанина Анна в 2018-2019 учебном году – 1 место в олимпиаде по литературе).

Для одаренных детей разработан курс внеурочный деятельности «Основы журналистики», где они получили первоначальное представление об особенностях текстах СМИ, попробовали себя в качестве журналистов. Данный курс совершенствует навыки письма, учит взаимодействовать с людьми, работать в жанрах интервью, репортажа, очерка и др.

Работа с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы.

Ведется активная работа также с детьми «группы риска» и ОВЗ. На каждого такого ребенка заведена «тетрадь успехов» (шаблон можно посмотреть в приложении 9), где отмечается прогресс прохождения содержания программ по русскому языку и литературе. В соответствии с разделами курса русского языка, по которым ученики на контрольных работах набирают недостаточное количество баллов, я разделяю ребят на группы. Уже в этих группах мы вместе снова разбираем пройденный материал, а дальше в режиме консультаций с учителем и друг другом ученики работают с дополнительными заданиями. Степень усвоения определенной темы проверяется по индивидуальным карточкам. Можно отметить положительную динамику. Так, в 2019-2020 учебном году приходилось в конце каждой четверти работать с некоторыми учениками дополнительно, выдавать им отдельные задания, чтобы помочь исправить оценку в четверти. В 2020-2021 учебном году на момент окончания четверти благодаря такой работе многие ученики уже имели стабильную положительную оценку, т.к. работали над проблемами прохождения учебного материала постоянно. Работа с «тетрадью успеха» помогает ученикам ставить перед собой цели и достигать их, а учителю – выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, опираясь на образовательные потребности каждого ребенка.

Для обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, предусмотрен внеурочный курс «На пути к грамотности», где задумана отработка наиболее трудных вопросов орфографии и пунктуации по русскому языку. Я разрабатываю для учеников памятки, которыми они могут пользоваться на уроках. Таблицы и схемы помогают им лучше запомнить трудный материал, систематизировать его (приложение 11). В 2020-2021 году по такой методике я готовила к ГВЭ по русскому языку обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.1). Все они успешно сдали экзамен с первого раза.

Совместно с коллегами я разработала и внедрила в практику преподавания электронный мониторинг оценки уровня сформированности УУД с возможностью отслеживания индивидуальной динамики продвижения обучающихся (шаблон мониторинга можно посмотреть в приложении 12). Данные мониторинга результатов позволили оптимизировать индивидуальную работу с учащимися, имеющими повышенный учебный потенциал и детьми с трудностями в освоении образовательной программы.

3.Развитие творческих способностей учеников

Помимо участия в олимпиадах, о мотивации обучающихся к познавательной деятельности свидетельствуют активность и результативность их участия в конкурсах: «Всероссийский конкурс сочинений» (Мансурова Анна – 1 место на муниципальном этапе в 2019-2020 учебном году, Прокопьева Ирина – 3 место на муниципальном этапе в 2019-2020 учебном году), Всероссийский конкурс «Живая классика» (Рудий Мария – участница муниципального этапа в 2019-2020 учебном году), Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» (12 участников в 2018-2019 учебном году, среди которых есть дипломанты – Савинова Анастасия, Рудий Мария, Прокопьева Ирина, Мансурова Анна).

Для того чтобы помочь детям научиться ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки, личностные качества, я активно использую в урочное и внеурочное время проектную деятельность. Каждый год по литературе мои ученики создают мини-проекты (творческие карточки по литературным произведениям вместо читательских дневников) (приложение 10). На лицевой стороне таких карточек ребята делают иллюстрации к произведениям, выписывают наиболее понравившиеся цитаты. На обороте – пишут отзыв, в котором делятся первыми впечатлениями о прочитанном произведении. В течение года ученики могут пользоваться карточками на уроках литературы. Творческая работа всегда вызывает у ребят большой интерес. Даже слабые дети так увлекаются творческим процессом, что к 8-9 классам имеют уже достаточно объемную папку с карточками по прочитанным книгам. Это способствует развитию читательского интереса не только к школьной программе, но и к современной литературе. Активно читающие дети постоянно работают с сайтом Книгу.ру, где знакомятся с самыми значимыми новинками современной литературы, сами следят за лауреатами литературных премий. Подобная работа помогает ученикам при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе, когда требуется подобрать хороший пример-аргумент к сочинению.

На уроках русского языка мы также занимаемся мини-проектами – представляем знакомые правила в творческих вариантах. Красиво оформленная теория запоминается быстрее, потому что в дело включается зрительная память.

Активно занимаемся мы и учебными проектами. Под моим руководством были написаны следующие проекты:

ФИ учеников Тема проекта Год написания Уровень, где был представлен
Рудий Мария Образ матери в стихотворениях поэтов-фронтовиков 2020-2021 учебный год Городская конференция (призер) (приложение 2)
Мустафина Валерия, Кистерёва Виктория Нобелевские лауреаты по литературе 2020-2021 учебный год Школьная конференция
Романова Анастасия «Что сулишь душе моей?»: сон как средство характеристики персонажа 2020-2021 учебный год Школьная конференция
Цыбульская Анастасия Кюлоты, чиносы, палаццо: почему не просто «брюки»? 2020-2021 учебный год Школьная конференция
Ширяев Никита Изображение спортивных игр в литературе 2020-2021 учебный год Школьная конференция
Мустафина Валерия, Кистерёва Виктория Интересные топонимы Свердловской области 2019-2020 учебный год Школьная конференция
Ерофеева Елизавета Никнейм как псевдоним в Интернет-пространстве 2019-2020 учебный год Школьная конференция
Юрченко Софья,
Мансурова Анна,
Романова Анастасия, Цыбульская Анастасия
Филология заклинаний в книгах о Гарри Поттере 2019-2020 учебный год Школьная конференция
Рудий Мария Роль механизма литературных премий сегодня 2019-2020 учебный год Школьная конференция

                                                                               4. Личностное развитие учеников
Помимо развития предметных умений и навыков я много времени уделяю личностному развитию своих учеников. Приоритетными направлениями воспитательно-образовательной деятельности стало обеспечение комфортной психологической среды для каждого ребёнка в школе и дома, организация духовно-нравственного воспитания и личностного развития учащихся. В сотрудничестве с родителями мы обсуждали значимые для становления личности детей проблемы, увлечения и интересы ребёнка, мотивы учения, отношения с товарищами и вопросы профориентации.

Управление детским коллективом соответствовало направлениям воспитательной работы школы и было реализовано в таких формах как игры, классные часы, беседы, викторины, праздники, дни здоровья, квест-игры, субботники, экскурсии, посещение культурных учреждений, туристические походы, а также посредством участия в ежегодных социально значимых акциях, школьных и городских конкурсах.

— Активный отдых на природе совместно с родителями (походы на г. Серебрянский камень, г. Семичеловечью; выход на Солдатский выруб, Сопку, станцию Водную, выезд в лагерь «Светлячок» (приложение 3)) — это хорошая возможность сплотить детский коллектив, приучить каждого ребенка к ответственности и самостоятельности. В результате такой работы уже к 7 классу мои ребята научились самостоятельно распределять роли в коллективе, стали организованнее и дисциплинированнее.

— В 2019-2020 учебном году мой 7А класс принимал участие в муниципальном этапе социально-педагогического проекта «Будь здоров!». В рамках этого проекта мы сняли видео на тему «Они победили!» (2 место), подготовили агитбригаду на тему «В единстве наша сила» (3 место), поучаствовали в «Лыжне России», в конкурсах «Мама, папа, я – спортивная семья» и «Соколы России», а также провели множество мероприятий и акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди учителей, одноклассников, родителей и жителей города (приложение 4). Участие в этом проекте способствовало личностному развитию учеников, их бережному отношению к собственному здоровью: в классе наблюдается негативное отношение к табачным и алкогольным изделиям. Конкурс также сплотил коллектив. Если в 5 классе было много конфликтов среди мальчиков, то к 7 классу этих конфликтов не стало.

— Личностному развитию учеников моего класса уделяется много времени на классных часах. Мы проводим уроки самосовершенствования, проходим тесты, тренинги по системе Г.К. Селевко[1], которые помогают каждому ребенку лучше понять себя и окружающих. Начиная с 8 класса, активно занимаемся профориентацией, приглашаем на классные часы представителей разных востребованных сегодня профессий (приложение 14).

— Для профилактики асоциального поведения совместно с родителями проводим квест-игры, викторины и круглые столы. Это помогает в трудный переходный возраст не отдаляться от родителей, делиться с ними проблемами, высказывать собственное мнение в сдержанной и уважительной манере. Начиная с 7 класса, дети самостоятельно организуют мероприятия друг для друга, а также для мам и пап. Даже в период дистанционного обучения мы придумывали общеклассные мероприятия и проводили их онлайн. Так, ребятами была разработана игра «Снежный тир» (приложение 6), в которой все ученики класса приняли активное участие.

— С детьми и родителями у нас есть общая группа в социальной сети ВКонтакте — https://vk.com/8a127913087.

Мониторинг личностных результатов осуществляется через ведение «Портфеля индивидуальных достижений ученика», который имеется у каждого обучающегося.

5. Повышение уровня своего профессионального мастерства

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами», — сказал общественный деятель Али Апшерони. Учитель – это тот, кто в первую очередь учится сам. Для того чтобы лучше понимать детей и их потребности, для того чтобы быть к ним ближе, для того чтобы развиваться и не стоять на месте, потому что тебе самому это интересно. И порой кажется, что наличие опыта за спиной не так важно, как желание постоянно самосовершенствоваться. Повышать уровень своего педагогического мастерства любому учителю необходимо. Я осуществляла развитие собственного профессионально-личностного потенциала посредством участия в программах повышения квалификации и вебинарах, обмена своего педагогического опыта с другими учителями, знакомства с трудами других учителей на педагогических конференциях.

Пройденные мною курсы повышения квалификации можно условно разделить на несколько направлений:

А) Работа в экспертной комиссии на ОГЭ и устном собеседовании в 9 классе:

2018 г., ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Подготовка экспертов устного собеседования в 9 классе», 16 часов, удостоверение № 1351 от 12.02.2018 г.

2019 г., ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Подготовка экспертов территориальных подкомиссий по русскому языку (ОГЭ)», 24 часа, удостоверение № 3535 от 06.03.2019 г.

Б) Совершенствование в практике и методике преподавания русского языка и литературы:

2018 г. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология – групп» «Традиции и новации в преподавании русского языка», 72 часа, удостоверение Ф 041989 от 04.08.2018 г.

2020 г., ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС», 40 часов, удостоверение 6617537 0006531 (регистрационный номер 2529, дата 24.04.2020).

2020 г., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», «Современные подходы к преподаванию родной (русской) литературы в условиях реализации ФГОС», 36 часов, удостоверение 593101566999 (регистрационный номер 51057, дата 21 декабря 2020).

В) Специальные знания, необходимые для реализации ФГОС:

2018 г. ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч», «Мониторинг метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности обучающихся», 36 часов, удостов. № 18373 от 28.10.2018 г.

2018 г. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология – групп» «Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ», 108 часов, удостоверение Ф 050741 от 26.11.2018 г.

2019 г. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология – групп» «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72 часа, удостоверение Ф 054434 от 14.01.2019 г.

2020 г., АНО ДПО «ОЦ Каменный город», «Индивидуализация в структуре организации образовательного процесса», 72 часа (номер – 48383, дата – 07 декабря 2020).

Педагогическое взаимодействие.

Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся совместно с коллегами методобъединения школы разработала рабочие программы по русскому языку, литературе и родному языку. В основу рабочих программ положен личностно ориентированный подход, обеспечивающий, посредством самостоятельных и групповых форм работы, синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся.

Совместно с коллегами участвовала в разработке диагностических предметных, комплексных работ, а также мониторинга достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку.

Также являюсь членом муниципальной экспертной комиссии по проверке ОГЭ (русский язык), вхожу в состав экспертной комиссии по проверке творческих работ Всероссийского конкурса сочинений на муниципальном этапе, принимаю участие в проверке олимпиадных работ на школьном и муниципальном уровне, занимаюсь методической работой в школьном и городском методических объединениях.

Взаимодействие с коллегами дает возможность совершенствовать свои педагогические навыки, применять наработки более опытных коллег, систематизировать свою работу таким образом, чтобы она была наиболее эффективна.

Представление собственного педагогического опыта.

С разработанными методическими и дидактическими материалами по теме «Использование интегративной технологии как средство формирования метапредметных знаний и умений» участвовала в школьном конкурсе «Педагогическая мастерская». Участие в этом конкурсе тоже дало возможность обменяться педагогическим опытом с другими коллегами. Результат этой работы – первое место в номинации «Творческая мастерская педагога». Материалы, в разработке которых принимала участие, опубликованы в сетевом издании образовательных порталов «Знанио» (https://znanio.ru), «Инфоурок» (https://infourok.ru). В 2019 году участвовала в городских педагогических чтениях, где получила грамоту за лучшее выступление на городских педагогических чтениях «Инновации в образовании: содержание ресурсы, технологии и практики» в секции «Мой педагогический опыт». В 2020 году принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют».

Имею следующие публикации в научных филологических журналах: 1) Тема войны в «Беженской поэме» Ивана Елагина / М. А. Аразова // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: УРФУ, 2018. — С. 147-153. 2) «Нью-Йорк – Питсбург» как итоговая поэма Ивана Елагина. В: Урал. филол. Вестник, 2018. — №5. — «Драфт: молодая наука». С. 63-71. Мои публикации можно посмотреть в приложении 5.

Мои методические разработки можно посмотреть на моем сайте — https://nsportal.ru/arazova-mariya.

Разработанные мною и используемые в урочной и внеурочной деятельности методы и приемы были отмечены следующими наградами (приложение 8):

Год получения Наименование № приказа, дата
2019 год Грамота Отдела образования за лучшее выступление на городских педагогических чтениях «Инновации в образовании: содержание, ресурсы, технологии и практики» в секции «Мой педагогический опыт» 31.10.2019
2019 год Благодарность от МАОУ СОШ №16 за высокий профессионализм, эффективную деятельность по совершенствованию образовательного процесса Приказ №78-д 07.03.2019 г.
2020 год Благодарность от Отдела образования ГО Карпинск за добросовестный труд, эффективную деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения № 6-н от 02.10.2020

В заключение хочу отметить, что как для учителя важно постоянно находиться в поиске новых форм работы, интересных методик, книг – всего, что поможет завтра добиться лучших результатов, чем мы имеем сегодня, так и для ученика важно в первую очередь научиться добывать знания. Человек, которому интересно узнавать что-то новое, пробовать себя в других областях, всегда будет востребованным в любой деятельности.


[1] Познай себя: [учеб. пособие] / Г. К. Селевко. — [Изд. 2-е]. — Москва: Нар. образование, 2006. — 94, [1] с.

819
RSS

Здравствуйте! СПАСИБО за Ваш ОГРОМНЫЙ труд!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.