Организация образовательного процесса в духе совместного конструирования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни

ПРОЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ СКЛАДКИ: наблюдения за изменениями свойств предметов»

Краткая характеристика проекта

Проект рассчитан на несколько дней, демонстрирует детям, что складки часто встречаются им в повседневной жизни, и отвечает на возникшие вопросы, по поводу складок. На подготовительном этапе используется имеющийся у детей опыт, затем они приступают к изучению складок. Для этого дети проводят различные эксперименты, направленные на выявление свойств предметов, при изменении их формы (создания складок). Вместе со взрослыми дети рассматривают научно-популярные иллюстрированные книги, просматривают видеоматериалы, имеющие отношения и дающие ответы на вопросы детей по данной теме. Другие виды деятельности, например, рисование, пение, игры также затрагивают аспекты темы «Полезные складки» в рамках ее целостного изучения.

Цели проекта

В рамках проекта дети получат разнообразные возможности для наблюдения за физическими и природными явлениями и установления причинно-следственных связей. В ходе работы детям представятся различные поводы для проверки их предположений, что создаст основу для расширения знаний детей о функциях, свойствах и взаимосвязях объектов окружающего мира. В ходе проекта будет уделяться внимание и таким видам деятельности, которые будут направлены на речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Целью этого проекта является комплексное изучение изменений свойств предметов при его складывании (гофрировании).

Образовательные задачи:

Воспитательные:

Способствовать укреплению у детей навыков общения и усвоению культуры разговора.

Наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности и осуществлять выбор.

Развить творческую раскрепощенную личность в ребенке, способную к успешной адаптации в социуме.

Обучающие:

Развивать у детей элементарные естественно-научные представления, речевые умения и навыки, пополнять словарный запас, знакомить с новыми понятиями.

Понять, где и для чего люди используют складки.

Учить детей использовать медиа средства для документирования хода проекта.

Развивающие:

Развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Формировать поисковые навыки, способствующие разрешению проблемной ситуации, и умение делать выводы по результатам своих исследований.

Образовательные области, на реализацию которых направлен проект: познавательное развитие (направление «Окружающий мир: естествознание, экология, техника»).

Связь проекта с другими направлениями в образовании детей:

Особый упор делается на соединении естественно-научных экспериментов в конкретной повседневной деятельности. Естественные науки воспринимаются не абстрактно, а связываются с реалиями окружающего мира. Проект способствует речевому развитию детей, поскольку в ходе беседы педагог поощряет их высказывать свои мысли и делиться с группой приобретенным опытом.

Образовательное партнерство:

При реализации проекта возможно установление взаимодействия между образовательными организациями: дети посещают библиотеки, музеи, ателье, где получают возможность углубить и использовать в ином контексте знания, полученные в детском саду. Кроме того, в проект вовлекаются родители, о ходе проекта их информируют размещенные на стенде материалы, которые регулярно обновляются. Таким образом родители могут вместе с детьми продолжать изучение тем, начатое в детском саду.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

ОБЗОР ПРОЕКТА

Предварительная образовательная деятельность
1 ЭТАП: СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ТЕМЫ (продолжительность: в течение дня)
Содержание(описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
В группе с утра полно коробок. Возникают вопросы: Что это? Зачем? Кто принес? Где взяли? Что с ними делать? На все эти вопросы у меня ответа нет. Предлагаю подумать вместе. В этих ситуациях разворачиваются все виды деятельности. Дети совместно с педагогом определяют тему проекта. При поиске темы учитываются интересы детей, а также интересы и возможности педагогического планирования (соответствие темы проекта плану по рабочей программе воспитателя).
Дети: предлагают использовать их как строительный материал, складывать в них какие-то предметы, городить кукольные квартиры, делать из них мебель, конструировали автомобили, корабли, самолеты и др.
В процессе поиска темы педагог вместе с детьми анализирует их подход и способы мышления, чтобы укрепить у детей умение учиться. Картонные коробки разного размера и плотности *Педагогический прием «Создание ситуаций неопределенности»
Суть которого заключается в том, что, попадая в нестандартную ситуацию, ребенок не может применить известные ему способы поведения или деятельности. Поэтому включается дивергентное (открытое) мышление, начинаются поиск, пробы неординарных решений.
Предварительная образовательная деятельность
2 ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА (продолжительность: в течение дня в первой половине)
Содержание (описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
Дети проявляют большой интерес к картонной коробке, в игровой форме предлагаю исследовать ее как объект. Мы вместе размышляем над тем, как сформулировать цель проекта. В итоге она была зафиксирована в следующей форме: «Выяснить, как изменяются свойства предметов, если сделать их в складку» Дети совместно с педагогом для описания объекта (коробки) используют детскую игру по технологии ТРИЗ «Что я знаю?»: дети поочередно кидают кубики одновременно: признаки и личность, в зависимости от того какой кубик выпал, задают вопрос сверстнику, взрослому или отвечают на него сами.
Дети: в ходе игры вызывает особый интерес признак «материал» (гофрированный картон). Как он устроен и почему? Зачем нужны складки? Где они еще встречаются? Решают назвать проект «Полезные складки». Педагог: фиксирует предложения, учитывая мнения каждого ребенка.
Упражнять детей в умении задавать вопрос, закреплять знания о признаках и их значениях, расширять кругозор детей. На основе детских вопросов формулируется тема проекта, его цель. Ковер круглой формы, подушечки для каждого ребенка. Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Что я знаю?» Лист бумаги А3, маркеры 2-х цветов для фиксирования детских ответов. *Педагогическая технология совместного планирования «Детский совет» — форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность выбирать содержание своего обучения.

*ТРИЗ
— технология познавательного речевого развития, творческого мышления дошкольников.
Предварительная образовательная деятельность
3 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (продолжительность: в течение дня: во время прогулки, во второй половине дня в детском саду и/или дома)
Содержание (описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
Предлагаю детям найти «полезные складки» в повседневной жизни и зафиксировать их в индивидуальных планах исследования (зарисовать, изобразить схематично, сфотографировать, сделать закладки в книгах и др.). Педагог: оказывает поддержку в изучении вопроса: поиске и способах получения информации.
Дети: ищут складки в помещениях группы, на прогулочном участке, опрашивают взрослых (персонал детского сада) о нахождении складок. Вовлечение родителей в работу над проектом.
Актуализация знаний детей. Дети узнают различные способы сбора информацию, оценивают ее и фиксируют в «Плане исследования». Наполнение образовательной среды в группе материалами по теме проекта Фотоаппарат, ноутбук, принтер, доступ к ресурсам Интернета, лист бумаги А3, маркеры 2-х цветов для фиксирования детских вопросов и ответов. Информационная платформа. На данном этапе возможно применение *«Модели трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?) *Методика исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова
Основная образовательная деятельность
4 ЭТАП: ГЛАВНЫЙ (продолжительность: может повторяться в течение 3-5 дней, в зависимости от детской заинтересованности и выполнения всех экспериментов, заданий в разных центрах активности (по выбору ребенка))
Содержание (описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
НАЧАЛО ОБЩЕГО СБОРА
  — Время собраться в круг, начать детский совет.

Для того, чтобы упорядочить рассаживание детей до начала работы раздаю им половинки разрезанных картинок (сердечек, цветков и пр.) для того, чтобы устроиться в общем кругу, каждому нужно найти свою пару и сесть рядом.

Педагог: организовывает детей с помощью приятной слуху мелодии.
Дети: рассаживаются в круг.
Педагог: помогает каждому найти удобное место, используя разнообразные приемы ненасильственного управления и фоновую музыку.
Создание благоприятного эмоционального фона, положительного настроя на образовательную деятельность. Создание условий для межличностного и познавательно делового общения. Ковер круглой формы, подушечки для каждого ребенка. Музыкальный центр, фоновая музыка. *Возможные способы рассаживания детей в круг:
— разложить именные подушечки детей;
— прикрепить каждому ребенку на запястье наклейку с порядковым номером, предложить детям сесть по порядку от 1 до 20; — соблюдать условие чередования в кругу «мальчик-девочка»; — и т. д.
ПРИВЕТСТВИЯ
— Я рада, что мы снова вместе! (Особое внимание уделяю тому ребенку, который вернулся после болезни или отпуска: — Как здорово, что ты (имя ребенка) снова с нами! Мы ждали тебя).
Дети совместно с педагогом с помощью игры приветствуют друг друга: по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и передают улыбки друг другу со словами: «Я рад тебя видеть, … (имя ребенка)!» Воспитание культуры поведения через разнообразие форм приветствий. . *Возможныеформы приветствий: «доброе утро», «привет», «здравствуйте» и др. Забавно звучит приветствие с добавлением официальных слов: «господин — госпожа», «сударь — сударыня», «мадам – месье».
ОБМЕН НОВОСТЯМИ Обсуждение информации, собранной в ходе самостоятельных детских исследований. Вопросы:

Для чего нужны складки данному предмету?

Полезные свойства складок -ваши предположения об этом.

На основе этих «узнавалок» из дома составляем общую информационную платформу «Все о складках», систематизируя их.

Дети: самостоятельно принимают решение о том, чем поделиться с другими. Публично выступают.
Педагог: помогает упорядочить общение, рассказывает свою информацию по теме проекта.
Дети совместно с педагогом: размещают материал на информационной платформе (стендах, выставочных полках, магнитных досках, мольбертах и т.д.), анализируя представленную ситуацию с позиции «Свойства, которые придают предмету складки, их полезность»
Дети учатся слушать и выступать перед публикой. Систематизация материала на проблемные группы:
1. «Складки как способ увеличения/ уменьшения объема предмета».
 2. «Складки как способ увеличение прочности предмета».
 3. «Складки как способ изменения формы предмета».
Стенды, выставочные полки, магнитные доски, мольберты, канцтовары для крепления. *Информационная платформа– оформляется путем систематизировании наглядного материала для эффективного запоминания и решения проблемных задач творческим путем.
ВЫБОР ДЕТЬМИ ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ ПО ИНТЕРЕСАМ:
Центр конструирования Центр экспериментирования
Центр кулинарии

Центр творчества

Центр игры

Мастерская

Познавательно-речевой центр

Педагог: рассказывает о том, что они будут делать в центрах с учетом ранее высказанных предложений детей.
Дети:
каждый самостоятельно принимают решение о том, чем, где и с кем будет сегодня занят.
Принятие самостоятельных решений, ответственности за свой выбор. Доска выбора с символическим изображением центров активности и ограничением мест для работы в них. Индивидуальные брелки с фотографией ребенка. *Доска выбора – позволяет детям наглядно определиться с выбором, а педагогу зафиксировать выбор каждого, для использования информации в педагогическом наблюдении.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( музыкальная физзарядка «У слона есть складки, складки…»)
РАБОТА В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ (педагог помогает детям в центрах, контролирует время (возможно привлечение родителей, младших воспитателей); дети могут доделать свою работу по желанию во второй половине дня, на следующий день, при выполнении задания могут помогать другим)
Содержание (описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
Центр конструирования «Дизайнерское ателье»
Задание. Определить: на какую модель юбки расходуется больше ткани прямую или в складку?
— раскроить юбку на ткани, используя выкройки прямой и юбки в складку (плиссе)
— измерить или сравнить расход ткани любым способом (наложение, приложение, измерение)

— зафиксировать полученный результат в листе наблюдений

— сделать выводы: как изменяется свойства предмета, если сделать его в складку.

Дети: выбирают куклу – модель, материал для создания юбок, элементы декора. С помощью копировальной бумаги переносят выкройку на «ткань» и сравнивают ее расход, фиксируют результат в листе наблюдения. Делают выводы. Завершают процесс изготовления юбок для кукол.
Педагог: проговаривает новые понятия, показывает их на карточках.Наблюдает за работой детей в центре, при необходимости помогает.
Дети учатся работать индивидуально и в парах. Вводятся новые понятия: «выкройка», «закройщик», «плиссе», «декор» (с помощью карточек для запоминания). Дети проверяют гипотезы опытным путем. Развивают навыки ручного труда Выкройки юбок из бумаги прямая и в складку, цветная бумага (ткань), копировальная бумага, ножницы, карандаши, линейки, клей, бумажные куклы, различные материалы для декора (наклейки, блестки, тесьма и т.д.) Возможно выполнение работы как индивидуально (изготовление 2-х юбок разных моделей, сравнивая их между собой), так и в парах (один изготавливает прямую модель, другой – в складку, сравнивая друг с другом)
Центр экспериментирования
 «Опытная лаборатория»

Выявить опытным путем закономерность: «форма- прочность»

Задание 1. Построить мост из бумаги между двумя опорами так, чтобы он мог выдержать вес нескольких деревянных кубиков.

Задание 2. Сконструировать забор из деталей (квадратов или прямоугольников) конструктора ТИКО, поставить его на ребро, чтобы он был устойчив.

Задание 3. Сконструировать из бумаги веер так, чтобы при обмахивании бумага не гнулась, а была прочной и сохраняла свою форму.

Педагог: наблюдает за работой детей в центре, при необходимости предлагает воспользоваться схемами проведения опытов.
Дети: выбирают задание. Опытным путем приходят к решению, что для постройки прочного моста необходимо сложить лист бумаги в виде гармошки (гофрирование), располагают его сверху на опоры, проверяют его прочность с помощью деревянных кубиков (ставят на сложенный лист сверху). Конструируют забор из деталей конструктора ТИКО, делают его устойчивым, изменив форму (зигзаг)

Конструируют веер из бумаги способом «гофрирование», по желанию декорируют, выясняют, что прочность бумаги зависит от ее формы.

Анализируют свою деятельность, делают выводы, заносят их в лист наблюдений.

Учатся выявлять зависимость физических свойств бумаги от ее формы экспериментальным методом. Развивают логическое мышление, воображение. Узнают, что при гофрировании увеличивается прочность и устойчивость предмета. Приобретают полезные практических умения и навыки (сгибание, складывание листа гармошкой). Вводятся новые понятия и использование в речи: «гофрирование, «зигзаг» (по карточкам). Двухсторонняя цветная бумага формата А4, два стакана (опоры), деревянные кубики, детали конструктора ТИКО, прищепки, палочки от мороженого, клей, канцелярская резинка, ножницы, различные материалы для декора (наклейки, блестки, тесьма и т.д.), лист наблюдений. *Дифференцированный подход к обучению — подразумевает разный подход с учетом индивидуальных особенностей детей в овладении содержанием образования

Количество выбираемых заданий детьми может варьироваться от темпа выполнения работы и с учетом их пожеланий.

Для снижения уровня сложности заданий можно использовать схемы проведения экспериментов.
Центр кулинарии «Экспериментальная кухня»
Задание.
С помощью взрослого заварить «гофрированную лапшу» в двух контейнерах. Остывшую лапшу из одного контейнера растянуть и измерить:
— какого размера понадобился бы контейнер для продажи лапши в не «сложенном виде»?

— в каком виде хранить и транспортировать лапшу удобнее?

Дети: измеряют с помощью условной мерки (с помощью разных предметов) размеры лапши в гофрированном и растянутом видах и сравнивают их. Рассуждают, какой способ хранения удобнее и почему? Фиксируют результат в листе наблюдений.
Педагог: помогает детям заварить лапшу и следит за тем, чтобы она остыла. По возможности записывает рассуждения детей на видеокамеру.
Формирование у детей представлений о величине предметов и способах ее измерения 2 контейнера с лапшой, горячая вода, клеенка на столе, различные «условные мерки» для измерения длины (веревочка, палочка, линейка и т.д.), лист наблюдений Целенаправленное ознакомление с простейшими видами функциональной зависимости (форма – размер)
Центр творчества
«3Д моделирование» Задание. Изготовить открытки с использованием приема складывания (гофрирования) бумаги.
Задание. Изготовит хоровод из бумаги, используя опорную схему.
Дети: выбирают задания, определяют средства исполнения, выполняют работу поэтапно, при необходимости используют схемы с алгоритмом выполнения работы и получают результат.
Педагог: напоминает о соблюдении техники безопасности при работе с различными инструментами.
Учатся реализовывать свой художественный замысел на практике. Развивают мелкую моторику. Дети приобретают практические умениями и навыки в художественной деятельности Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, наклейки, тесьма, пластиковые глазки, блестки и любой другой материал для декора. Для генерации творческих идей можно предложить детям несколько образцов поделок, пошаговые схемы выполнения работы.
Центр игры
«Парикмахерская»
Задание. Придать прическе куклы объем способом гофрирования волос: — сфотографировать прическу куклы до и после эксперимента - создать прическу кукле с помощью термощипцов (гофре) — сравнить результаты до и после, сделать вывод, внести их в лист наблюдений
Педагог: демонстрирует процесс гофрирования волос куклы термо щипцами. Следит за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
Дети: создают кукле прическу. Фотографируют, по снимкам сравнивают и анализируют полученные результаты, делают вывод. Заполняют лист наблюдений.

Моделируют прическу по своему усмотрению.

Учатся работать с термощипцами. Сравнивать результаты исследования, делать выводы. Узнают, что при гофрировании предмета увеличивается его объем и уменьшается длина. Вводятся новые понятия: «термощипцы», «гофрирование» Кукла с длинными волосами. Термощипцы для укладки волос. Различные заколки для волос, расчески, лак для фиксации волос. Фотоаппарат, принтер, бумага, линейка.
Мастерская «Папины помощники»
Задание. Ремонт в душевой: серьезный подход к выбору душа:
— сравнить трубу обычную и гофрированную, исследовав их свойства,
  — с помощью игры «Хорошо – плохо» проанализировать эти свойства,
  — опираясь на полученную информацию,
— сделать вывод: какие трубы будут использоваться для душа в ванной.
Дети: сравнивают трубы из различных материалов разной формы (прямую обычную и гофрированную), называя их свойства (жесткая — гибкая, размер не меняется — тянется, форма фиксированная – гнущаяся и т.п.) Рассуждают, когда это хорошо, когда – плохо (приводят ситуации). Придумывают душ для ванной, зарисовывают варианты.
Педагог: подталкивает детей к размышлениям, показывает фотографии разных душевых.
Дети учатся обследовать предметы, ориентироваться в их свойствах, проявляют активность, справляются с решением наглядно-практических задач. Заполняют лист наблюдений Образцы труб из различных материалов гофрированной и обычной формы, игрушечный инструмент (гаечный ключ, ножовка, тиски и др.), лист наблюдений, фотографии душевых. * Исследовательский метод - при правильном его использовании возникает «радость достижения». Для этого необходимы не готовые игрушки, а наборы деталей, запчастей. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.
Познавательно-речевой центр «Фантазёры»
Задание. Придумать коллективный рассказ о любом предмете в складку с помощью «Речевых кубиков». Нарисовать иллюстрации к получившейся истории.
Дети: называют предметы со складками и выбирают из них главного героя, про которого будет их рассказ. Отождествляя себя с выбранным предметом, описывают его портрет, дают характеристики. По очереди с помощью выкидывания «речевых кубиков» составляют рассказ. Рисуют иллюстрации.
Педагог: фиксирует получившийся рассказ с помощью видеокамеры или конспектирует.
Развитие умения у детей составлять словосочетания, предложения и высказывания. Формирование представлений о структуре связного высказывания. Упражнение в составлении собственных историй. Формирование активной коммуникативной позиции. Дидактическое пособие «Речь: плюс» «Речевые кубики», листы бумаги, цветные карандаши *«Речевые кубики» — в наборе 10 кубиков четырех цветов.
Связная речь. 
Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.
Грамматика. Цвета кубиков используются для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ (делятся результатами своей деятельности, рассказывают об успехах и затруднениях во время работы в центрах. Подтверждают или опровергают выдвинутые в начале занятия гипотезы, устанавливают взаимосвязь между формой, размером и свойствами предмета)
Итоговая образовательная деятельность
5 ЭТАП: ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА
Содержание (описание проекта) Деятельность педагога / детей Планируемый результат для педагога/ детей Используемое оборудование, дидактические материалы Педагогический комментарий
ДИАГНОСТИКА с помощью ИКТ: в ходе интерактивного голосования дети выбирают правильные ответы на вопросы по теме проекта. Дети: проверяют полученные в ходе проекта знания.
Педагог: заполняет индивидуальные карты наблюдения.
*«Карты развития детей от 3 до 7 лет» (под ред. И.Е. Федосовой) –предназначены для фиксации педагогических наблюдений за динамикой развития каждого ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Освоение детьми практических навыков и информационных материалов, применение их в повседневной жизни Интерактивная доска, компьютерные мыши по количеству детей, адаптер, Программное приложение (много мышей), презентация с вопросами по теме проекта. *Технология Microsoft Mouse Mischief (много мышей) – позволяет педагогам создавать интерактивные презентации, которые увлекают каждого ребенка. До 20 человек, каждый с помощью собственной мышки, отвечает на вопросы и рисует на общем экране.
Включение темы проекта в более широкий контекст Дети: представляют результаты проекта окружающим (оформляют выставку работ, фотоотчетов), анализирует процессы своего мышления и учения на демонстрационном показе родителям.
Педагог: размещает информацию на сайте ОУ. Организует экскурсии детей в музей, салон красоты, швейное ателье, в магазин строительных материалов и сантехники.
Многообразие выбранных дел и полученных результатов предоставляет детям диапазон возможностей в рамках темы, воспитывает серьёзное отношение к делу и чувство ответственности за его выполнение Интерактивная доска, фотоаппарат, информационные стенды, фотографии с этапов проекта, поделки и работы детей. Использование ресурсов местного сообщества. Подведение итогов возможно в форме детской научно-практической конференции.

Приложение 2 Динамическая пауза «У слона есть складки, складки»

https://cloud.mail.ru/stock/ghyFv4MgQZWP1Qr725Umm2...

Приложение 8 Схемы поэтапного изготовления поделок

707
RSS
Данная методическая разработка представляет собой конструкт образовательной деятельности в рамках деятельности целого проекта (с предварительной, подготовительной и итоговой работой), что предусмотрено в планировании образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО и программой «Вдохновение».

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.