Использование технологии семантических полей при активизации словаря

МАДОУ № 2

Использование технологии семантических полей при активизации словаря

Развитие словарного запаса у детей напрямую связано с развитием мышления, памяти и воображения. По мере взросления они знакомятся с окружающей действительностью: предметами, действиями, явлениями и признаками предметов, таким образом, обогащается пассивный и активный словарь.

Детям с нарушениями речи сложно систематизировать и упорядочить лексику. Поэтому в практику педагога можно включить использование технологии семантических полей.

Семантическое поле – это комплекс ассоциаций (З. А Репина., Т. В. Васильева), возникающих вокруг ключевого слова. Его называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Структура семантического поля может выглядит следующим образом:


Ядерное слово

Глаголы
Прилагательные
Родственные (однокоренные) слова
Слова синонимы, антонимы, омонимы.
Словоизменение, словообразование.

Для дошкольников, в работе по расширению семантического поля, включается использование иллюстративной карты, которая включает в себя как аудиальные, так и визуальные методы обучения. При совместном составлении карты у детей актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова. Объем семантического поля напрямую зависит от общего развития ребенка. Поэтому формирование семантических полей слов должно происходит постепенно.

Работа по данной технологии так же включает в себя задания по формированию навыков словоизменения и словообразования, включение слов в словосочетания и предложения, а так же совершенствование связной речи.

Вот несколько игр, которые используются в работе.

Расширение семантического поля слова «Зима»

1.«Подбери слово» Цель: образование прилагательных от существительных.

Детям предлагается подобрать слова и ответить на вопрос: Какая зима?

Холод – холодная

Снег – снежная

Ветер – ветреная

Пух – пушистая

Мороз – морозная

Вьюга – вьюжная

Белая и т д.

2. «Закончи предложение» Цель: совершенствование навыка склонения существительного «зима».

Наступили холода, значит к нам пришла…

Наденем теплые штаны, не боимся мы …

Снег кружится во дворе, очень рады мы…

В снег зарыться с головой, сумеем только мы…

Дуют ветры в феврале, поём песни о…

3.«Скажи наоборот» Цель: совершенствование навыка подбора слов – антонимов.

Летом дни жаркие, а зимой…

Летом небо светлое, а зимой…

Летом солнце яркое, а зимой…

Летом день длинный, а зимой…

4. «Снежные слова» Цель: назвать родственные слова к слову «снег».

Снег – снежок – снежинка – снегурочка – снегирь – снеговик…

5.«Отгадай слово» Цель: формирование навыка образования новых сложных слов путем сложения основ.

Результатом работы по данной технологии будет запоминание большого количества новых слов. При этом происходит развитие лексики, систематизация значений слов и возникновение ассоциативных связей. 

09:35
291
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!