Основная информация

Период работы группы:
2022-2023 учебный год
Тема работы группы:

Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством ИКТ

Руководитель (руководители):
Драчёва Мария Владимировна
Целевая аудитория:
Педагоги ДОУ, специалисты по работе с детьми с ТНР

Цели и задачи

Цель работы группы:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области коррекционно – развивающего обучения дошкольников.
Задачи:
— систематизировать и повысить уровень педагогических компетенций в работе с детьми с речевыми нарушениями.
— представить опыт внедрения игр и упражнений в различные образовательные области.
— обобщить полученный педагогический опыт.

План работы

В ходе работы инициативной группы будут рассмотрены следующие темы:

Октябрь. Активизация речевой деятельности на основе закономерностей развития познавательных процессов дошкольников.

Декабрь. Использование технологии семантических полей при активизации словаря (номинативного, предикативного, атрибутивного) в различных образовательных областях.

Февраль. Развитие лексико – грамматических категорий. Представление авторских электронных игр.

Апрель. Развитие навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Май. Подведение итогов. Составление аналитической справки о работе инициативной группы.

Участники группы могут добавлять статьи, фото и видео эпизодов НОД по заявленным темам, с целью обмена педагогического опыта.

Рейтинг: 19
Создана 2 года назад

Стена группы

Загрузка...

Упражнения для запуска речи:

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

-дыхательные игровые упражнения;

-артикуляционные упражнения;

-музыкальные игры;

-эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь;

-пальчиковый массаж и пальчиковые игры;

-игры на развитие слухового восприятия;

-вкусные игры;

-тренировка «осознанного моторного планирования»;

Дыхательные игровые упражнения

● Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

● Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

● Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

● Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

● Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

● Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

● Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

2. Развиваем артикуляционные мышцы:

● Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

● Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

● Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

● «Лакаем молоко» как кошка.

3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом: Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

● Топ-топ;

● Хлоп-хлоп;

● Прыг-прыг;

● Бип-бип (Нажимаем на носик)

● Туда-сюда (Повороты корпуса)

● Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом

увеличивающие пасссивный словарь

1. Прятки игрушек под платочком

2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры Развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

● Угадай, что звучит.

● Жмурки

● В какой руке звучало

● Быстро-медленно

● Громко-тихо

● Справа-слева (после 2 лет)

● Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

● Облизываем губки – варенье, мед

● Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку

● Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево

● Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба

● Катаем внутри рта вишенку или круглое драже

● Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик

● Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой

● Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

● Регулярность занятий

● Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы

● Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога

. Например:

● Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват

● Использование двух рук сразу.

● Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.

● Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).

● Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.

● Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.

● Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Желаю успеха!

Коллеги! 17 февраля состоялось очное заседание нашей группы. Мной был представлен теоретический и практический материал. Спасибо всем участникам за активную работу.

Приемы активизации речи у «безречевых» детей

В коррекционной работе с безречевыми детьми применяю методики Косиновой Елены Михайловны «Слоеный пирог для неговорящего ребенка» и «Универсальную систему логопедической работы с неговорящими детьми» Т. А. Ткаченко.

Программа пускового этапа формирования речи включает в себя три блока:

1. Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью (познавательное развитие, пальчиковая моторика).

2. Формирование смысловой стороны речи (лексика, грамматика).

3. Формирование звуков стороны речи (фонетика).

1 блок. Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью

Содержание 1 блока:

Развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти).

Игры и упражнения на развитие мышления.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие внимания и восприятия

Упражнение «Цветные шарики»

Мотивация: «На, шарик», «Дай шарик мишке, собачке» и т. д. (2 – 3 минуты).

«Подберем колпачки»

Снимаем колпачки с 4-х, затем с 5 фломастеров. Подбираем к каждому колпачку свой фломастер (по цвету). Тут же ребёнок может что-то нарисовать. Все действия оречевляем.

Словарь: колпачок и фломастер, рисовать, снимать, названия цветов, форм, простых рисунков.

Построй башню по показу, словесной инструкции, рисунку. Строим вместе с ребёнком башню, оречевляем все действия. Ребёнок пытается повторять за взрослым междометия, простые слова: «Ух ты, какая башня!», «Ох, вот какая!», «Ой, упала!» и т.д.

Игра «Баночки»: подобрать крышки к пластиковым баночкам. Количество – возраст + 2. Все эти упражнения способствуют накоплению словаря.

Развитие логического мышления

Игра «Две коробочки». Даем ребенку две коробочки. На одной нарисован лес, на другой – дом. Раскладываем предметы мебели, посуды, фигурки животных. Вначале взрослый сам называет и раскладывает предметы, распределяя их на две группы. Затем малыш берёт каждый предмет, фигурку и кладет ее в соответствующую коробку. Ошибки анализируются и исправляются. Обобщения не называются! Вот здесь будут те, кто живет в лесу, а здесь, что можно поставить в доме. Продолжительность 3 – 4 минуты.

2 блок. Формирование смысловой стороны речи

Содержание 2 блока:

Пополнение и уточнение пассивного словаря.

Совместная предметная деятельность (разнообразие материалов, ощущений, новых слов).

Игры с песком, кубиками, лего, движителями. Ящик с песком, таз с водой (пускаем кораблик).

Активизация речевого общения. Переводим словарь из пассива в актив.

Формирование элементарных грамматических представлений (параллельно с расширением словаря).

Активизация речевого общения

Прием: Общение через игрушки (сенсорная коробка).

Наполнители: пшено, гречка, белая фасоль, макароны и т. п. Предметы: фигурки людей и животных, машинки, искусственные растения, воронки, игрушечная посуда и т.п.

3 блок. Формирование звуковой стороны речи

Содержание 3-го блока:

Развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков

Звуки, издаваемые животными (натуральные, без речевых звуков!)

Звучащие игрушки (направление звучания, сравнение похожих). Погремушка, губная гармошка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик.

Бытовые звуки: уронить стульчик, стакан с ложкой, смять бумагу, режем бумагу.

Звуки природы.

Послушать звучание 3-х предметов при постукивании о них карандашом. Отгадать, что звучит (хрустальный бокал, керамическая чашка и т. д.).

Шумы от сыпучих продуктов (фасоль, горох, сахарный песок, греча). Прозрачные бутылочки.

Развитие элементарного фонематического восприятия

Сопоставление бытовых звукоподражаний. Задание: послушать, запомнить, а потом отгадать – когда так говорим и показать картинку.

Сопоставление звукоподражаний голосам животных (с речевыми звуками!)

Сопоставление отдельных гласных звуков. Девочка плачет: А-а-а! У мальчика болит зуб: О-о-о! Гудит паровозик: У-у-у. Птичка поет: И-и-и. Корабль гудит: ы-ы-ы.

Точное воспроизведение слов и фраз, доступных по звуковому составу

Активизация единичных и повторяющихся междометий.

Игра «Ой и Ай». Обыгрывание эмоциональных словесных реакций с произнесением междометий и жестовым сопровождением. Кидаем мячики в корзину: Ну и ну! Опа! Вау! Ух ты! Мимо! Так!

Активизация точных звукоподражаний. Часики идут: тик-так. Самолет: у-у-у. Поезд едет: ту-ту. Дождь капает: кап-кап.

Активизация слов с повторяющимися слогами: папа, мама, баба, дядя, няня.

Точное воспроизведение имен: Катя, Вика, Надя, Вова, Петя, Витя, Дима, Гена, Вадим.


Перспективное планирование по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

        Дети с проблемами речевого развития отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Связная речь недостаточно сформирована, имеются трудности в овладении основными еѐ видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картинку, заданный план и т.д

        В процессе работы был составлен план по формированию связной речи у детей с ТНР с учетом лексического распределения изучаемого материала, а так же учитывая принцип концентрического наращивания информации, который позволяет ребенку, опираясь на уже имеющиеся у него знания и умение, обеспечить его полноценное развитие.

Пятый год жизни

— формирование навыка видения диалога;

— обучение самостоятельному формулированию вопросов;

— обучение составлению предложений по демонстрации действия, по вопросам;

— обучение составлению простых рассказов из трех-четырех предложений

— обучение пересказу небольшого текста

Шестой год жизни

— закрепление навыка составления предложений

— совершенствование навыка ведения диалога

— обучение составлению описательного рассказа

-обучение составлению рассказа по серии картин (с установлением последовательности событий);

— продолжать обучение пересказу текста

Седьмой год жизни.

— совершенствование навыка пересказа текста

— совершенствование навыка составления описательных рассказов, обучение составлению сравнительных рассказов

— совершенствование навыка составления рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок

— обучение рассказыванию с элементами творчества (с самостоятельным выбором содержания).

Лексические темы Для детей 5 года Для детей 6 года Для детей 7 года
Фрукты, сад Элементарный описательный рассказ по желанию ребёнка. Составление описательного рассказа. Пересказ рассказа «Как садоводы ухаживают за садом» (рассказ цепной структуры). Составления рассказа «Яблоня» (по серии сюжетных картинок). Составление описательного рассказа по желанию детей.

Сравнительного рассказов (два фрукта по желанию)

Пересказ рассказа «Косточка» Л.Н. Толстого

Овощи, огород

Элементарный описательный рассказ: «Помидор», «Морковка», «Огурец» и т. д. Составление рассказа «В огороде» (по опорным сюжетным картинкам). Пересказ сказки «Репка» Составление описательного рассказа об овощах. Составление рассказа «На огороде» (по серии сюжетных картинок). Пересказ рассказа «Богатый урожай» Составление описательного рассказа об овощах. Составление сравнительного рассказов. Составление рассказа по сюжетной картинки «Уборка овощей» В.М. Каратая.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации).

Грибы, ягоды.

Элементарный описательный рассказ: «Гриб» Пересказ сказки «Под грибом» В. Сутеева (с подбором последовательности сюжетных картинок). Разучивание рифмованного рассказа «Грибочек» (с опорой на предметные картинки).

Пересказ сказки «Земляничка» (с подбором последовательности сюжетных картинок).

Составление описательного рассказа Пересказ сказки «Под грибом» В. Сутеева (с элементами драматизма). Составление рассказа по серии картинок «За грибами».

Составление рассказа по серии картинок «За ягодами».

Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

Составление описательного и сравнительного рассказов Пересказ рассказа «Грибы» (по мнемотаблице) Пересказ рассказа «Грибы» В. Катаева (по сюжетным картинкам).

Пересказ русской народной сказки «Война грибов с ягодами»

Хлеб Драматизация сказки «Колобок» Составление рассказа по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел». Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» (по серии сюжетных картинок картинок)

Составление рассказа по картине «В пекарне».

Пересказ –инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картинок.

Составление описательного рассказа о хлебобулочных изделиях. Составление рассказа по плану-рисунку «Как выращивают хлеб». Составление рассказа по картине «Золотая рожь» В. М. Каратая (усложненный вариант)

Пересказ рассказа М. Глинки «Хлеб»

Деревья, лес. Элементарный описательный рассказ о дереве. Разучивание рифмованного рассказа «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки). Составление описательного рассказа о дереве по желанию ребёнка.

Составление сравнительных рассказов «Береза и ель»

«Дерево-куст» (с координацией речи и движения).

Пересказ сказки «Как найти дорожку» В. Берестова

Пересказ рассказа «Наш сад» (рассказ цепочной

Пересказ рассказа «Береза», «Ель» Составление описательного рассказа «Дерево». Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий).
«Цветы» (комнатные, полевые, садовые) Элементарный описательный рассказ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Дима посадил цветы». Составление описательного рассказа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок И. Седовой «Аленький цветочек» Пересказ сказки «Цветок» Составление описательного и сравнительного рассказов. Пересказ рассказа «Зеленые питомцы» И.В. Нищева Составление рассказа по серии картинок Е.Воробьевой «Волшебное семечко».

Составление рассказа по серии картинок О.Капустиной «Необыкновенное поле»

Пересказ рассказа «Растения луга»

«Времена года» «Осень» Составление элементарного описательного рассказа «Осень» Составление описательного рассказа «Осень» Пересказ рассказа «Осень» (по рассказу педагога)

Составление рассказа «Осень» (по первым словам в предложении).

Составление рассказа «Осень» (по схеме и без нее). Составление сравнительного рассказа «Лето-Осень» Пересказ рассказов по Г. Скребицкому «Осенние дожди» и по И.Соколову-Микитову «Осина».

Сравнение картин И. Левитана «Сумерки. Луна» и Ф. Васильева «Болото в лесу».

Составление описательного рассказа по картине М. Башкирцевой «Осень».

«Зима» «Зимние забавы» Составление элементарного описательного рассказа «Зима» Беседа по картинке «В зимнем парке». Составление рассказа по серии сюжетных картинок И.Н.Ржевцевой «Находка».

Беседа по отрывку из рассказа Т. Бушко «Снежинка».

Составление описательного рассказа «Новогодняя елка».

Пересказ русской народной сказки «Рукавичка» (по серии картинок).

Составление описательного рассказа «Зима». Пересказ рассказа «Зима» (по графическому плану). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снежный ком».

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картинок с продолжением сюжета.

Пересказ рассказа «Общая горка» составленного по картине с проблемным сюжетом..

Пересказ рассказа «Как в детском саду встречали Новый год» (рассказ цепной структуры)

Составление описательных и сравнительных рассказов «Осень-Зима», «Лето-Зима».

Пересказ рассказа Д. Зуева «Зимний лес»

Составьте рассказ по сюжетной картинке «Зимние забавы» (образец-рассказ педагога).

Составьте рассказ «Новогодняя елка» (по картине с проблемным сюжетом).

Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «На горке».

Пересказ сказки «Зимовье» (с элементами драматизации).

Весна

Составление элементарного описательного рассказа «Весна». Составьте рассказ по сюжетной картине «Ранняя весна» Составление описательного рассказа«Весна» Пересказ рассказа «Весна» (по образцу педагога). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Половодье». «Спасение собаки с щенком»

Составление сказки по серии сюжетных картинок «Зайчик и морковка»

Пересказ сказки «Снегурочка»

(с элементами драматизации).

Составление описательного рассказа «Приметы весны» Составление рассказа «Приход весны». Составление сравнительного рассказа по серии сюжетных картинок «Наводнение»

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.

Лето Составление описательного рассказа рассказ «Лето» Составление рассказа «Летние забавы» (по опорным сюжетным картинкам) Составление рассказа по серии сюжетных картинок И.И. Ржевцевой «Подарок» Составление описательного рассказа «Лето» Составление сравнительного рассказа «Зима-Лето» (по сюжетным картинкам). Пересказ адаптированного рассказа Ирис Ревю «Хорошо летом» Составление описательного рассказа «Приметы лето» Составление сравнительного рассказа «Весна-Лето», «Лето-Зима» Составление рассказа «У моря» (по сюжетной картине с проблемным сюжетом).

Составление рассказа «Как я проведу лето».

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

«Птицы» (Зимующие, перелетные)» Элементарный описательный рассказ о птицах. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Собака и ворона» Пересказ рассказа цепочной структуре «Как Зина накормила зяблика» Пересказ рассказа «Грач» Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Птички». Составление описательного рассказа о птицах.

Пересказ рассказа «Вороны» (по серии сюжетных картинок).

Составление рассказа «Как Катя спасла птицу» (по серии сюжетных картинок).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка».

Составление описательного и сравнительного рассказов Пересказ рассказа «Умная галка». Придумывание сказки «Ласточка» (по серии сюжетных картинок).

Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Пересказ адаптированного рассказа И. Соколова- Микитова «Улетают журавли».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».

Пересказ сказки «Лиса и Журавль» (с элементами драматизации).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок И.Н. Ржевцевой «Спасенный попугай».

Составление рассказа «Попугай Петрушка» (по картине с проблемным сюжетом).

«Домашние птицы» Пересказ сказки В. Сутеева «Добрая утка» Элементарный описательный рассказ. Пересказ сказки «Курочка Ряба» Составление описательного рассказа. Пересказ сказки «Как утки курам помогли» (с придумыванием последующих событий) Составление описательного и сравнительного рассказа. Пересказ рассказа «Спасение цыпленка» (с придумыванием последующих событий).
Дикие животные Элементарный описательный рассказ. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» Составление описательного рассказа Пересказ рассказа Е.Чарушин «Кто как живёт: заяц, белка, волк» Пересказ рассказов: «Как дикие звери готовились к зиме» (цепочной структуры).

Составление рассказа «Кто, как зиму проводит» (по опорным предметным картинкам)

Составление описательного и сравнительного рассказов

Пересказ рассказа по Н.Сладкову «Как медведь себя напугал».

Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигр»

Пересказ сказки по серии сюжетных картинок О.Граблевской «Сказка про львёнка»

Составление рассказа «Оленёнок» (по серии сюжетных картинок).

«Домашние животные» Элементарный описательный рассказ Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Бишка» Пересказ сказки «Козлята и волк»

Составление рассказа по сюжетной картинке «Кошка с котятами»

Составление описательного рассказа. Пересказ рассказ «Найда» Составление рассказа по серии сюжетных картинок И.Н. Ржевцевой «Клубок».

Пересказ Л.Толстого «Котёнок»

Пересказ рассказа «Собака- Санитар» (с установлением последовательности событий).

Составление описательного и сравнительного рассказа Составление рассказа по сюжетной картинке «На ферме» В.М. Каратая. Составление рассказа по картинке «Лошади и жеребята» С.К. Артюшенко.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Щенок».

Пересказ адаптированного рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

«Насекомые» Заучивание рифмованного рассказа «Муравей и воробей» Составление описательного рассказа. Пересказ рассказа «Сороконожка»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Муравьи».

Составление описательного и сравнительного рассказа Пересказ рассказа «Интересный жучек» Пересказ сказки «Приключение муравьишки»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и комар».

Составление рассказа по сюжетной картине с проблемным сюжетом «Маленькие помощники»,

«Рыбы» Элементарный описательный рассказ Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Рыбалка» Составление описательного рассказа. Составление рассказа «Кот-рыбак» по серии сюжетных картинок. Пересказ рассказа Пермяка «Первая рыбка» Составление описательного и сравнительного рассказа Пересказ рассказа «Водолаз и акула». Составление рассказа по сюжетной картине «Проказницы» (с проблемным сюжетом).
«Игрушки» Элементарный описательный рассказ Пересказ рассказа «Кубик на кубик» Я. Тайц Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Катя и кукла» Составление описательного рассказа Составление рассказа по представлению «Моя любимая игрушка» Составление рассказа по серии сюжетных картинок П.Маклаковой «Штанишки для мишки».
«Одежда» Обувь, Головные уборы» Элементарный описательный рассказ Составление рассказа «Одеваем куклу на прогулку» Составление описательного рассказа. Пересказ рассказа «Как бабушка Кате подарила сарафан» Составление описательного и сравнительного рассказа Пересказ сказки Р.Железновой «Приключение розовых босоножек» (с элементами драматизации). Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «Заплатка»
«Мебель» Элементарный описательный рассказ Пересказ сказки «Три медведя» Составление описательного рассказа. Пересказ рассказа «Как мама и папа покупали мебель» Пересказ сказки «Три медведя» (с элементами драматизации). Составление описательного и сравнительного рассказа Составление рассказа «Как изготавливают мебель» Составление рассказа «Откуда мебель пришла» (по серии сюжетных картинок).
«Транспорт» Элементарный описательный рассказ о транспорте. Составление описательного рассказа Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина» И. Яблочкиной Составление описательного и сравнительного рассказа Пересказ рассказа В. Суслова «Кто сильнее». Составление рассказа «Случай на улице» (с придумыванием предшествующих и последующих событий)

Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик»

«Посуда» Элементарный описательный рассказ. Составление описательного рассказа о посуде. Пересказ рассказа «Шкаф с посудой».

Составление описательного и сравнительного рассказа

Составление рассказа «Такая разная посуда»

«Продукты»

Пересказ рассказа «У куклы Маши день рожденье». Пересказ сказки «Колобок» Пересказ рассказа «Как Маша встречала гостей» (цепочной структуры). Пересказ рассказа «Что вкуснее» Пересказ рассказов «Готовим борщ», «Фруктовый салат». Пересказ сказки «Кто нужнее»
«Семья» Пересказ рассказа «Машенька» (по вопросам логопеда). Составление элементарного описательного рассказа по сюжетной картине «Семья» Пересказ рассказа «Как Вика поздравляла маму с праздником» Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем»

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картинок

Составление рассказ «Моя семья». Пересказ рассказа «Друг» (с придумыванием последующих событий). Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем Маму».

Пересказ рассказа «Лёвушка — рыбак» И. Гурвича.

Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Пересказ рассказ «Просто старушка» (по серии сюжетных картинок)

«Профессия» Элементарный описательный рассказ. Составление описательного рассказа

Составление рассказа по сюжетной картине «Повара», «В поликлинике» В.М. Каратая

Составление описательного рассказа. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно (из коллективного опыта).
«Дом» Составление элементарного описательного рассказа. Пересказ рассказа «Деревенский и городской дом» Составление описательного рассказа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дом для щенка» Составление рассказа по сюжетной картинке «На стройке» В.М. Каратая Составление описательного рассказа. (дома разных народов) Составление рассказ «Как дом родился» (по сюжетным картинкам).
Составление рассказа «Дом в котором я живу» (по плану педагога).

«Город», «Улица»

Составление описательного рассказа о городе. Составление рассказа по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке». Составление рассказа по сюжетной картине «На перекрестке» О.Н. Капустиной.

Составление описательного рассказа о своей улице и городе.

Составление рассказа «Моя улица», «Мой город»

«Моё Отечество»

Составление рассказа «Границы Родины на замке» (по серии сюжетных картин) Пересказ рассказа «Страна, где мы живем» С.А. Баруздина. Пересказ рассказа «Наше Отечество» по К.Д. Ушинскому.
«Школа» Пересказ рассказа Л.И. Толстого «Филлипок». Пересказ рассказа «Цветок или волчья пасть». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Вася опоздал в школу» (с одним закрытым фрагментам).