Использование электронного УМП «Подготовка курсантов ВПК к ВСИ»
Использование электронного учебно-методического пособия «Подготовка курсантов военно-патриотических клубов к военно-спортивным играм» как средство повышения профессиональных компетенций педагога и организации индивидуальности обучения
Введение
«Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.
Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации»[1]
В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс военных дисциплин имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний, умений и навыков, ряда физических качеств и психологических черт личности, необходимых для успешной адаптации к жизни в современной техносоциальной среде и эффективной деятельности в неблагоприятных, угрожающих жизни и здоровью условиях.
Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет советско-российскую систему, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву, в то время как переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.
Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществлялось военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.
Но даже в настоящее время учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания – военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных муниципалитетах и в сельской местности Свердловской области.
В связи с вышеизложенным, формирование патриотизма – важная задача школы, решение которой требует огромной работы и высокой квалификации учителей, или, говоря словами А.Фурсенко, «Формированию патриотизма должны способствовать учителя ОБЖ, поскольку этот предмет предусматривает изучение основ воинской службы. Их задача – обучать мальчишек таким образом, чтобы они потом становились умелыми защитниками Родины»[2].
Учитывая запросы общества и современную ситуацию в Вооруженных Силах России, в МАОУ СОШ №5 ГО Карпинск была создана городская экспериментальная площадка по военно-патриотическому воспитанию школьников с использованием элементов традиционной казачьей культуры, организована работа Юнармейского отряда «Альфа», на базе МАОУ СОШ №2 успешно работают лучшая в России дружина юных пожарных и первый в городе отряд ВВПОД ЮНАРМИЯ, в МАОУ СОШ №16 успешно действует отряд юных инспекторов движения, в МАОУ СОШ №6 имеются ВПК «Барс» и «Рысь».
Воспитанники ВПК школ города принимают участие в военно-спортивных играх на уровнях школа – город – Северный управленческий округ – Свердловская область – Российская Федерация, и при проведении детального анализа подготовки и проведения военно-спортивных игр (далее ВСИ) выяснилось следующее:
ВСИ в Свердловской области – это комплекс военно-спортивных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, развитие физической культуры и спорта, совершенствование знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, подготовку молодежи к военной службе.
Все ВСИ проводятся по четырем направлениям: физическая подготовка «В здоровом теле – здоровый дух!»; теоретическая подготовка «Знания – сила!»; специальная подготовка «Тяжело в учении – легко в бою!»; тактическая подготовка «Один за всех и все за одного!».
При подготовке к ВСИ возникла следующая проблема:
руководители ВПК не могут обеспечить однообразие выполнения строевых приёмов, согласно Строевого Устава ВС РФ, правильность выполнения нормативов по разборке-сборке АК и снаряжению магазина АК патронами, правильность выполнения комплексов рукопашного боя с оружием и без него и т.д.
В результате анализа проведения ВСИ в Северном управленческом округе и Свердловской области в 2010-2019 гг. выявилась настоятельная необходимость в учебно-методическом пособии для руководителей и воспитанников военно-патриотических клубов по подготовке к участию в ВСИ различных уровней.
Для реализации проекта было создано электронное учебно-методическое пособие для воспитанников и руководителей ВПК.
Цель: Оказание помощи руководителям и курсантам школьных ВПК в организации, проведении и подготовке к военно-спортивным играм.
Задачи: Совершенствование знаний в области основ воинской службы, стандартизация требований проведения ВСИ.
Объект: Военно-патриотическое воспитание.
Предмет: Электронное учебно-методическое пособие «Подготовка курсантов военно-патриотических клубов к военно-спортивным играм» как средство повышения профессиональных компетенций педагога и организации индивидуального обучения
Ожидаемый результат: Повышение уровня подготовки курсантов и руководителей школьных ВПК к ВСИ в Свердловской области.
Глава 1. Краткий анализ содержания учебно-методического пособия
1.1. Нормативно-правовая база.
Учебно-методическое пособие «Подготовка курсантов ВПК к Военно-спортивным играм» разработано в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
— Конституция Российской Федерации;
Федеральные законы Российской Федерации:
— «Об образовании»;
— «О воинской обязанности и военной службе»;
— Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»;
— Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;
— Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества;
— Строевой Устав ВС РФ 2006 г.;
— Наставление по физической подготовке ВС РФ 2006 г.;
1.2 Структура учебно-методического пособия
Структурно пособие состоит из шести частей, а именно:
1. Пояснительная записка
2. Огневая подготовка
-назначение частей и механизмов АК
-порядок неполной разборки-сборки АК
-снаряжение магазина АК патронами
3. Строевая подготовка
Характерные ошибки, допускаемые курсантами ВПК при выполнении элементов строевой подготовки
4.Специальная подготовка
-рукопашный бой (упр.№31 НФП 2009)
-горная подготовка (подъём с жумаром по вертикальной стене с опорой ногами о стену, подъём с жумаром по вертикальной верёвке)
5. Казачий компонент
-базовые элементы фланкировки шашкой
-рубка полосы мишеней
6.Документация, необходимая для проведения ВСИ.
В каждом разделе, кроме №1 и №6, имеются учебные видеоролики, в которых показано правильное выполнение того или иного элемента ВСИ. Кроме этого, в каждом разделе имеются дополнительные материалы в виде инструкций, уставов, наставлений и т.д.
В разделе № 6 представлена документация, необходимая для проведения ВСИ.
Пособие выполнено в программе iSpring Suite 8.0.0, размещено на сайте МАУДО ДООЦ г. Карпинска.
1.3 Огневая подготовка
В разделе «Огневая подготовка» освещены некоторые аспекты двух упражнений, традиционно выполняемых в военно-спортивных играх — снаряжение магазина АК патронами и разборка-сборка АК, а также объясняется назначение частей и механизмов автомата Калашникова.
Часто воспитанники ВПК достаточно хорошо умеют обращаться с автоматом Калашникова, совершенно не зная названия частей и механизмов, из которых он состоит, и тем более — принципа работы этих механизмов при производстве выстрела. Для решения этой проблемы представлен видеоролик, в котором перечисляются основные части и механизмы АК, с указанием их функциональности.
Нарушение порядка разборки — сборки АК во время соревнований является характерной ошибкой, допускаемой курсантами.
Ролик «Разборка-сборка АК» показывает порядок неполной разборки и сборки АК в соответствии с требованием Руководства по 5.45- мм. автомату Калашникова.[3]
Ролик «Снаряжение магазина АК патронами» показывает порядок снаряжения магазина АК патронами, правильное положение рук курсанта, движение пальцев при досылании патрона в магазин.
1.4 Строевая подготовка
Основная проблема обучения строевой подготовке воспитанников ВПК и обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений заключается в абсолютной некомпетентности многих учителей ОБЖ и руководителей ВПК в данном вопросе. Из восьми учителей ОБЖ ГО Карпинск лишь четверо могут вести занятия по строевой подготовке на профессиональном уровне. Многие учителя и руководители ВПК имеют опыт прохождения военной службы, не имея опыта командования и руководства личным составом.
Нельзя упускать из внимания и то, что современная армия, к службе в которой мы готовим курсантов и учащихся, есть постоянно меняющийся организм, соответственно меняются и уставы, и эти изменения ни в коем случае не могут пройти мимо внимания учителя ОБЖ или руководителя ВПК, для которых правильное обучение подопечных есть одна из важнейших задач.
Так, на окружном этапе ВСИ «Орлёнок» и «Зарница» в 2019 году из двадцати команд Северного Управленческого округа Свердловской области в строевом отношении грамотно были подготовлены шесть. Неправильные команды, лишние жесты командиров, команды и действия, отменённые Строевым Уставом 2006 года — далеко не полный перечень ошибок, допускаемых в строевой подготовке командами-победительницами муниципальных этапов ВСИ «Зарница».
Всё это привело к необходимости включения в УМП раздела «Строевая подготовка».
1.5 Специальная подготовка
Раздел «Специальная подготовка» включает в себя видеопособие по военному альпинизму и выполнению комплекса рукопашного боя.
В данном пособии рассматривается такой элемент военного альпинизма, как подъём по вертикальной стене с жумаром.
Протяженность этапа 7 м. Крутизна стены 90 градусов. Стена фанерная, с искусственным рельефом. Этап оборудован судейской перильной веревкой. Участники поднимаются с самостраховкой жумаром по судейским перилам. Участник пристегивает жумар к своей короткой самостраховке и к судейским перилам. Движение вверх осуществляется с постоянным продвижением жумара по судейским перилам исключая провисание перил. Вверху участник самостоятельно пристегивается через спусковое устройство к перильной веревке, отстёгивает жумар и спускается вниз. Внизу участник самостоятельно отстегивает все снаряжение и передаёт эстафету касанием следующему участнику. Побеждает команда, выполнившая упражнение за более короткое время.
В пособии детально показывается правильное выполнение подъёма с жумаром как с использованием стены в качестве опоры, так и подъём по вертикальной верёвке.
Выполнение приёмов рукопашного боя с оружием представлено упражнением 31 — «Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счётов».[4]
1.6 Казачий компонент
Основными элементами казачьего компонента ВСИ, отличающимися от других игр, являются фланкировка шашкой, бой на пиках и рубка полосы мишеней.
В данном пособии приводятся базовые элементы фланкировки шашкой, необходимые участникам ВСИ с использованием казачьего компонента, таких, как «Казачий Сполох», разбираются типичные ошибки, допускаемые участниками ВСИ, снижающие итоговый балл за выполнение фланкировки.
Заключение
Таким образом, на данный момент времени имеется учебно-методическое пособие, в создании которого принял участие коллектив специалистов разного уровня (Приложение 1).
Использование данного УМП повысит профессиональные компетенции руководителя ВПК, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования и даст возможность организовать, при необходимости, индивидуальные занятия для юнармейцев – курсантов ВПК, учащихся 10-11 классов общеобразовательных заведений.
Несомненным достоинством данного пособия можно считать, кроме прочего, возможность добавлять в него необходимые разделы и материалы.
Данное методическое пособие может быть рекомендовано к использованию руководителям и преподавателям военно-патриотических клубов, учителям ОБЖ – для ведения внеклассной работы и занятий по Основам военной службы, курсантам ВПК и учащимся старших классов — для самостоятельной подготовки.
Нельзя забывать, что XXI век по многим военно-политическим прогнозам учёных и специалистов, обещает быть грозным столетием войн за уменьшающиеся сырьевые ресурсы планеты, за место в «Золотом миллиарде» человечества. Работа педагогического сообщества города по патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы — патриот, надёжный будущий защитник Родины.
[1]Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года//«Российская Газета» — Федеральный выпуск №5109 от 12 февраля 2010 г.
[2]А. Фурсенко О патриотическом воспитании школьников//Вестник образования №8. «Просвещение», 2006
[3] Руководство по 5.45- мм. автомату Калашникова
[4] Наставление по физической подготовке Вооружённых Сил РФ 2009.
2. «Закон Об образовании в Российской Федерации». М.: "Сфера", 2018
3. «Закон о воинской обязанности и военной службе». М.: "Омега-Л", 2018
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" www.pravo.gov.ru
5. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года //"Российская Газета" - Федеральный выпуск №5109 от 12 февраля 2010
6. Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества//"Российская Газета" - Федеральный выпуск №4002 от 04 июля 2008
7. Строевой Устав ВС РФ. М.: Воениздат, 2006
8. Наставление по физической подготовке ВС РФ. М.: Воениздат, 2009
9. Руководство по 5.45- мм. автомату Калашникова. М.: Воениздат,1987
10. Обучение рубке и уколам. Пособие для офицеров Главной фехтовально-гимнастической школы. Сост. А.К. Греков, Санкт-Петербург : жен. тип. товарищества "Печ. станка", 1912 (https://search.rsl.ru/ru/record/01003789760)
11. А. Фурсенко "О патриотическом воспитании школьников"//Вестник образования №8. «Просвещение», 2006
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.