Возможности образовательной среды как фактор осознанного профессионального выбора обучающихся

В условиях развития общества образование выступает как капитал, накопленный человеком и может быть реализован на протяжении всей жизни. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект, в том числе и в направлении профориентационной деятельности образовательной организации.

Профориентация среди обучающихся должна учитывать социальную, содержательно-ориентированную, деятельностно -и личностно- ориентированную направленность. Все перечисленные компоненты учтены педагогическим коллективом МАОУ СОШ №2 в реализации образовательной программы социализации и воспитания обучающихся ОО с перспективой развития профориентационной деятельности на разных ступенях образования как фактора самоопределения личности.

Раскроем смысловые ориентиры психолого-педагогических отношений к профориентационной деятельности в целом, получившей название инновационной и в частности на уровне образовательных отношений в школе.

Первая направленность социальная. Приоритет отводится социальным требованиям к обучающимся как к гражданам, труженникам, членам общества, к их качествам и способностям. На протяжении 10 лет в школе реализуется психолого-педагогический проект «Мой выбор», в который включены диагностики профессиональных предпочтений обучающихся, начиная с 7 класса по методикам авторов: Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения», ГоломштокаА.Е. «Методика «Карта Интересов».

Диагностические методики позволяют определить у обучающихся склонность к определенной профессиональной сфере деятельности и составить индивидуальные карты профессионального становления от мотивации к определенному роду деятельности до получения профессионального образования различного уровня.

На своей территории ОО смогла организовать работу ЕГЭ центра г. Екатеринбурга с приглашением профессионального профориентолога Риттель Натальи Александровны. Ее мастер-классы о пяти, самых востребованных специальностях до 2022 года, о психологических аспектах выбора профессии были востребованы обучающимися 7-10 классов.

Индивидуальные консультации профориентолога вызвали интерес не только у наших учеников, но и их родителей.

Родительская общественность в свою очередь может вникнуть в профориентационную работу с помощью странички на школьном сайте и коммуникативных взаимодействий с психологической службой школьного сообщества.

Содержательно- ориентированная направленность профориентационной деятельности определятся возросшими требованиями к образованию в связи с новым уровнем производства, науки и культуры. Огромное значение в этом играет образовательная среда учреждения и выстроенное образовательное пространство. Создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися прослеживается через вариативную часть учебного плана, урочную и внеурочную деятельность НОО-ООО-ОО.

Фактически обучающимся предлагается значительный спектр курсов для изучения по выбору. Возможности расширения такого спектра могут быть представлены системой социального партнерства в образовательном пространстве школы. Основные функции социальных партнеров учитываются коллективом ОО по направлениям их деятельности так, чтобы спроецировать их на практико-ориентированную подготовку к выбору будущей профессии. В связи с этим субъекты социального партнерства можно разделить на прямые и косвенные. Прямые те социальные партнеры, кто непосредственно заинтересованы привлечением кадров (это сохранившиеся предприятия), кто оказывают ресурсную помощь средствами дополнительного образования ( ДООЦ, ДЮСШ, станция туризма «Конжак»), создают условия для посещения образовательных объектов города и региона ( местные органы управления образованием, общественные управляющие Советы и комитеты ОО)

Нами накоплен многолетний опыт взаимодействия с предприятиями и учреждениями города в целях профориентационной работы в ОО:

— Ценная тетрадь организации комплексных экскурсий с для учащихся с интеграцией предметов естественно-научного цикла, раскрывающая возможности предприятий и учреждений по содержательным линиям НРК. Этой тетради 19 лет. Она была представлена в 2000 году на педагогических чтениях города. Из 29 описанных промышленных объектов и учреждений с точки зрения экскурсионных, сегодня мы можем рассчитывать на 10 в плане профориентационного взаимодействия. Это ЦГБ, Сбербанк, аптека, подстанция, зимний сад ГДК, КЭМЗ, КЛПУ. В начале 2000-х годов мы постарались подойти к накопленному опыту проведения экскурсий на предприятия как на образовательные объекты. Не ошиблись, потому что сегодня Свердловская область в программу «Уральская инженерная школа» включила разделы, связанные с промышленным туризмом. Такой принцип реализации областной программы объясняется разным подходом заинтересованных сторон к качеству образования. Школа видит выпускника, овладевшего компетенциями общественного и профессионального характера. Сам выпускник связывает выбор профессии с намерениями потребителя для удовлетворения личных потребностей, в самореализации самоутверждении с учетом умственных, физических, финансовых затрат, которые он готов при этом понести. С позиции работодателя качество образования оценивается в процессе трудовой деятельности. В этом случае порядок элементов качества несколько иной и связан с выполнением конкретного вида труда, с которым может познакомиться ученик, при посещении промышленных объектов. Знания, особенно общемировозренческие в непосредственном виде для работодателя не столь важны.

— Хотелось бы отметить, что в профориентационном взаимодействии продвинулись и сами предприятия от интегрированной визуализации до интерактивных форм взаимодействия с обучающимися основной и средней школы. Так КЛПУ по итогам знакомства обучающихся со многими службами проводит викторину, в школе провели социальные пробы знакомства с рабочими профессиями газовиков, совместно с учениками 7 класса реализовали проект «Азбука газовика » для детей детского сада № 4. Учащихся 10-11 классов покорил технически насыщенный музей корпорации Югорсктрансгаз. Представленная музеем площадка предлагала произвести расчет давления газа, запустить систему газового охлаждения, предусмотреть и не допустить условий взрыва.

Работу от предприятия по профессиональной ориентации курирует Швейцер Юрий Рудольфович.

— Процессуально — ориентированная направленность профориентации в школе отдает предпочтение образовательной деятельности: применяемым образовательным технологиям, совместной деятельности учитель-ученик.

— К образовательным технологиям мы относим исследовательскую и проектную деятельность не только как индивидуальную или групповую работу по теме, подсказанной дальнейшей сферой деятельности, но и вводим ее в урочную и неурочную деятельность. Так на уроках физики и в программе элективных предметов прочно обосновались исследования по темам «Сила трения», «Интерференция и дифракция», «Виды равновесия», «Свойства твердых и аморфных тел».

Особый интерес у обучающихся 7-11 классов вызывают школьные учебные дни, выстроенные по расписанию специальных дисциплин УЛТУ, УрГЭУ, УрФУ как на базе образовательной организации, так и во время учебной( профориентационной) сессии в ВУЗе.

  • 1.Ландшафтный дизайн
  • 2.Получение бумаги
  • 3.Химия в пищевой промышленности
  • 1.Биотехнология в пищевой промышленности
  • 2.Ресторанный бизнес ( с приготовлением блюд и сервировкой стола)
  • 3.Химический анализ качества продуктов
  • 1.Лаборатория жидкого азота и гелия
  • 2.Кафедра биологии. Изучение рефлексов животных.
  • 3.Кафедра биологии. Возможности зоологического музея.

Личностно-ориентированная направленность выражается в безусловном приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через технологию обучения и воспитания. Элективный курс «Физика в твоей будущей профессии», востребованный обучающимися 7 классов практикуется в школе на протяжении 4-х лет. По своей программе курс призван показать взаимосвязь естественных наук в выборе будущей профессии с предметом физика.

С особым интересом обучающиеся школы воспринимают по программе элективного курса музейные уроки о выдающихся ученых Богословского горного округа и музейные квесты выездных экскурсий в г. Казань, г. Санкт-Петербург, Ектеринбург, встречи с выпускниками школы.

Учителя – предметники совместно с родителями, социальными партнерами организовывают и проводят экскурсии на промышленные предприятия, ОО дополнительного образования школьников в рамках внеклассной работы: пожарная часть ГО Карпинск, конный клуб г. Краснотурьнска, пошивочный цех ИП Федотова, ООО «Карпинский хлебозавод», МБУ ДОС «Станция юного натуралиста» г. Краснотурьинска, Карпинский краеведческий музей, Ельцин-центр г. Екатеринбург. Так, в течение 3 лет посещено около 40 образовательных объектовпо реализации проекта «Профессиональная среда». Даннымимероприятиями охваченопорядка 1000 участников образовательных отношений. Налажено взаимодействие с ОУ СПО: ГАОУ СПО СО «КМТ», ГАОУ СПО СО «КИК», высшего образования: УрФУ, УрГЭУ, УЛТУ, НТГСПИ. Реализуются различные формы межведомственного взаимодействия: классные часы, тренинги, встречи с выпускниками ОО, родителями, специалистами центра занятости города, тематические беседы о профессиях, тематические экскурсии на предприятия города и за его пределами, проведение факультативных курсов и кружковых занятий как по предметам школьной программы, так и межпредметного характера, участие в профильных отрядах ЛОЛ, технологию индивидуального портфолио обучающегося как инструмента развития самосознания, участие в УИК, конкурсах, фестивалях, защиту проектов, участие в интеллектуальных играх, социальных пробах, летних практиках по разным видам деятельности, предметных олимпиадах, мероприятия, проводимых на уровне ОО и города.В результате профориентационной работы и предпрофильной подготовки выявляется область интересов, что позволяет обучающимся самоопределиться по окончании 9-го класса: ежегодно порядка 40-60%% выпускников продолжают обучение в 10 классе, становясь выпускниками 11 класса и студентами как ОУ СПО так и ВПО. От 40% до 60% выпускников связывают выбранную специальность с техническим направлением. Но, примерно 20-25% выпускников остаются на перепутье выбора, что является общей проблемой отсутствия раннего профессионального самоопределения сферы деятельности.

Сегодня мы на основе накопленного опыта убеждены в том, что для мотивации обучающихся к непрерывному образованию в любой сфере деятельности необходимо учитывать мотивы нового времени — умение выполнять любую работу с интересом и увлечением.

Обладающий этим качеством в процессе и рамках любой профессии выпускник не простор функционирует как исполнитель и зарабатывает деньги, но и обретает себя как профессионал.

Приложения:


PCH.docx
(32.1 КБ)
448
RSS
13:58
Татьяна Васильевна, обратите внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.