Неделя иностранных языков как способ повышения мотивации к изучению предмета (из опыта работы)
«…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков".
В. А. Сухомлинский
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов внеурочная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, так как предоставляет большие возможности для развития мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Вовлечение учащихся во внеклассную работу способствует созданию положительного микроклимата в коллективе, позволяет детям развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать те способности, которые иногда остаются невостребованными на уроках, положительно влияет на учебную деятельность.Внеклассная работа помогает решению задач воспитания и общего образования.
Внеклассная работа по иностранному языку в школе – это эффективный способ достижения главной цели изучения иностранного языка — овладение языком, не ограничиваясь временными рамками урока.
Основными организационными принципами внеурочной деятельности являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.
Целесообразно выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранных языков. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, в том числе и младших школьников, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Ежегодно проводимые в нашей школе недели иностранных языков – отличный способ привлечь и увлечь ребят участием в различных мероприятиях по английскому, немецкому и французскому языкам.
Цель — повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Задачи:
- образовательные:
формировать коммуникативную компетенцию; развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме;
- развивающие:
совершенствовать навык самостоятельной работы; развивать навык работы в команде; активизировать творческую и проектную деятельность учащихся. - воспитательные:
формировать толерантное отношение к культуре и истории России и страны изучаемого языка, патриотическое воспитание обучающихся.
Неделя иностранных языков проводится в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из ее компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Для учителя открывается безграничное поле деятельности для организации работы над разными темами, на разных этапах обучения, с детьми разного возраста. Для успешной совместной работы учителю важно заинтересовать учащихся своим предметом, создать творческую атмосферу, условия для развития личности. Все мероприятия проводятся с мультимедийным сопровождением, что делает их ярче, интереснее, современнее. Ребята с удовольствием включаются в подготовку творческих конкурсов, находят интересную информацию, создают прекрасные презентации, демонстрируя при этом свои знания и умения в области ИКТ.
Приведу пример организации Недели иностранных языков в нашей школе в 2020-2021 учебном году.
Программа проведения предметной недели отразила различные формы работы (коллективные, групповые и индивидуальные с опорой на дифференциацию).
Неделя стартовала с конкурса на лучшую стенгазету на иностранных языках. Стенгазеты на английском, немецком и французском языках выпускают группы, на которые делятся классы. Поскольку иностранный язык изучается со 2 класса, то необходимо дать возможность посильного участия и младшей школе. Для них – конкурс рисунков. Такой вид деятельности позволяет ученикам проявить себя, даже если они не очень успешны в изучении языков и приносит положительные эмоции, служит действенным стимулом к дальнейшему изучению иностранного языка, помогает адаптироваться к работе в коллективе.
Девятый год подряд в нашей школе проходит Всероссийская акция «Tolles Diktat», организованная по инициативе общественных организаций российских немцев с целью популяризации немецкого языка и развития культуры грамотного письма на немецком языке.Школа №6 во второй раз становится открытой площадкой данного мероприятия./ http://xn--6-7sbb6agcccxdqlq0g.xn--p1ai/index.php/news/689-vserossijskaya-otkrytaya-aktsiya-tolles-diktat-2021 /
Совместно с коллегами в рамках недели иностранных языков были проведены олимпиады, викторины по страноведению, конкурсы, игры по станциям / http://xn--6-7sbb6agcccxdqlq0g.xn--p1ai/index.php/news/690-igra-my-lyubim-anglijskij-yazyk /.
Обязательны и творческие конкурсы, которые помогают обучающимся реализовать себя в неформальной ситуации. Всех порадовали участники конкурса чтецов, который открыл нам новые таланты среди исполнителей стихотворений на иностранных языках.
Художественный перевод стихотворений – один из важнейших видов деятельности, потому что именно такие творческие работы повышают интерес к изучению иностранного языка, расширяют филологический кругозор учащихся и запас лексики. Мы подобрали произведения поэтов стран изучаемого языка и предложили учащимся сделать художественный перевод произведений. /Приложение/
Мероприятия предметной недели дают нам возможность больше общаться с учащимися в неформальной обстановке, не ограничиваясь временными рамками урока, способствуют формированию дружеских отношений между участниками образовательного процесса.
Все ребята с нетерпением ждали подведения итогов Недели. Самый главный принцип — подбадривать за малейший успех, одобрять за победу, за помощь одноклассникам, своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности грамотами, дипломами. Особенно важно делать это публично. Необходимо мотивировать детей, их успехи должны стать известны в школе. Информация размещается нами на школьном сайте.
Тематическая неделя завершается подведением итогов на общей линейке и награждением победителей и призёров.
С примерами некоторых мероприятий для проведения Недели ИЯ можно ознакомиться в приложении.
План проведения Недели иностранных языков /24.02.2021-01.03.2021/
День недели | Название мероприятия | Категория участников | Ответственные |
Открытие недели иностранного языка (конкурс стенгазет и рисунков «Я люблю иностранный язык») | 2-11 классы | Учителя иностранного языка | |
понедельник | День иностранного слова под лозунгом: “Ни слова на родном языке!” | ||
Всероссийская открытая акция «Tolles Diktat» /диктант на немецком языке/ | 8-11 классы | Чебышева Ю.В. Репета Е. В Шевцова А.В. | |
Олимпиада по английскому языку | 2 классы | Чебышева Ю.В. Репета Е. В. | |
Конкурс переводов с английского, немецкого, французского языка (стихотворения великих зарубежных классиков) | 8-11 классы | Учителя иностранного языка | |
вторник | День чтения | ||
«Читаем не по-нашему»/чтение на время/ | 5-11 классы | Учителя иностранного языка | |
Конкурс чтецов на английском, французском и немецком языках | 2-11 классы | ||
среда | День страноведения | ||
Викторина «Kennst du die BRD?» | 8-9 классы | Чебышева Ю.В. Шевцова А.В. Чумичкина Н.Л. | |
Викторина на тему: “TheBritainQuiz” | |||
Викторина „Connais-tu la France?" | |||
четверг | День занимательного английского | ||
Игра по станциям «Мы любим английский язык» | 2 классы | Чебышева Ю.В. Репета Е. В. | |
Квест-игра “Enjoy English” | 6 классы | Чумичкина Н.Л. Повалюхина Н.В. | |
пятница | Закрытие недели. Торжественная линейка: подведение итогов, награждение | Учителя иностранного языка |