Развитие лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста

МАДОУ № 2

Развитие лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию лексико-грамматических закономерностей при изучении русского языка. У детей с нарушениями речи отмечается неправильное употребление падежных и родовых окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций (Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия. Основной механизм морфологических аграмматизмов обусловлен трудностями выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

Нарушения синтаксической структуры предложения выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Таким образом, своеобразие овладения лексико-грамматической стороной речи детьми с нарушениями речи проявляется в более медленном темпе её усвоении, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, в нарушении овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный:

Пассивный словарь – это возможность понимания слов. Например: ребенок узнает на картинке молоток, но не называет его. Может сказать «стучать», «забивает», «папа стучит». На кровать – «спать», «лежать». Если его попросить показать «молоток» он его покажет, т е звуковой образ слова есть в сознании ребенка. А вот от того, что он им никогда не пользовался, в активный словарь он не переходит.

Активный словарь – употребление слов в речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольниками, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря.

Активный и пассивный словарь постоянно взаимодействуют друг с другом, одни слова из активного переходят в пассивный словарь, и обратно.

При формировании словаря выделяют 4 основных направления.

Обогащение словаря– введение в лексикон новых, ранее неизвестных слов.

Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, дальнейшего овладения обобщением, точности применения в активной речи. Усвоение многозначных слов, слов – антонимов и синонимов.

Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение их в словосочетания и предложения.

Устранение нелитературных слов – перевод просторечных, диалектных, жаргонных слов в пассивный словарь.

Современная тенденция развития детской речи показывает, что у детей в большей мере наблюдается бедность прилагательной и глагольной лексики. Для работы по уточнению и активизации словаря я пользуюсь технологией семантических полей (ассоциаций), о которой делилась с вами в блоге нашей группы. И вот еще несколько игр, которые я использую в работе. Игры: «Кто как передвигается?», «Что бывает круглым, длинным, высоким, холодным?», «Кто чем занимается?»

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.

Морфологический уровень -  предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования,

Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных. Верное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, согласования существительных с разными частями речи являются для ребенка самыми трудными.

Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов.

Синтаксический уровень -  – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Употребление предлогов.

Условно можно выделить две группы речевых игр с грамматическим содержанием:

1 группа: игры, объединённые лексической темой. («Моя семя», «Деревья», «Мебель», «Посуда». Грамматические игры, в данном случае, будут одновременно способствовать закреплению лексического материала по определенной теме и несколько грамматических навыков)

2 группа: игры, разработанные для формирования конкретной грамматической категории.(приемы словоизменения, словообразования)

Педагог по своему усмотрению может выбрать те игры, которые соответствуют уровню развития речи детей, а также определить форму проведения конкретной игры и ее место в педагогическом процессе. Игры проводятся как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы, или могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях.

Игра «Один – много», «Скажи ласково», «Жадина» (Мой - моя - моё), «Животные и их детеныши», «Чей домик?» или «Кто где живет?», «Кто как передвигается?», «Скажи наоборот», «Из чего сделано?», «Веселый счет».

23:17
234
RSS
Комментарий удален