Понятие и содержание образования дошкольников с особыми образовательными потребностями в рамках ДОУ.
МАДОУ № 17
«Для того чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые возможности здоровья.
Сегодня одной из основных целей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гарантия прав для всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов: Конституции РФ, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Приказе Министерства образования и науки РФ от 13.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и других законодательных актах.
Для того чтобы «особенному» ребенку воспользоваться правам и гарантиями необходимо получить определенный статус.
Остановимся подробнее на том, какие бывают статусы, кто их присваивает, и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обратится в ПМПК родители ребенка могут самостоятельно по заявлению или по направлению образовательной организации.
Подробную информацию можно получить на сайте Карпинской школы – интернат в разделе «ТПМПК».
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся:
- дети с нарушениями слуха
- дети с нарушением зрения
- дети с тяжелыми нарушениями речи
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с расстройствами аутистического спектра
- дети с задержкой психического развития
- дети с умственной отсталостью и другие.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения ПМПК. Именно поэтому на законодательном уровне рассматривается вопрос об изменении формулировки «ограниченные возможности здоровья» на « особые образовательные потребности».
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
Получив заключение ПМПК, в котором прописано, что ребенку присвоен статус «обучающегося с ОВЗ» и определена адаптированная основная образовательная программа (АООП), а так же обозначены приоритетные направления коррекции, семья вправе обратится в ОУ осуществляющее образовательную деятельность по данной АООП. Необходимую информацию о том, какие программы реализует детский сад или школа можно найти на официальных сайтах ОУ. В штате данных учреждений введены ставки педагога – психолога, учителя – логопеда, учителя – дефектолога. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. В городе Карпинске для детей дошкольного возраста созданы ресурсы на базе ДОУ №17 «Серебряное копытце» и № 2 «Улыбка».
Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в адаптации образовательных программ. Некоторым из детей достаточно создать некоторые специальные условия.
Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, на любом уровне получения ими образования.
Главная установка педагога
Научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Вопросы, на которые необходимо найти ответы педагогическому коллективу
Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?
Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
Принципы работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями
Принцип индивидуального подхода
Предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
Включение группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
Модель детского сада может изменяться, включая новых специалистов, развивающие методы и средства.
Условия необходимые для успешного образования детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
1.Профессиональная квалификация педагогов и специалистов
Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
- Используют свои знания о развитии детей, для того, чтобы понять и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
- Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.
- Способствуют развитию положительной самооценки детей.
- Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.
- Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка.
- Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
- Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.
- Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, и других занятий.
- Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.
2. Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса
В соответствии с ФГОС большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности предметно-развивающая среда должна быть: безопасной, комфортной, отвечать возрасту и интересам детей, информативной и вариативной.
3.Организация отношений между участниками
Участники образовательного процесса регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
Уважительно относятся друг к другу.
Эффективно работают как единая профессиональная команда.
Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами.
Опыт организации работы с дошкольниками с ООП в МАДОУ № 17 «Серебряное копытце»
В МАДОУ № 17 «Серебряное копытце» функционирует десять групп, три из которых для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для воспитанников с туберкулезной интоксикацией. С 2002 года по 2020 год в детском саду вела образовательную деятельность группа для детей с косоглазием и амблиопией. Для воспитанников детского сада не посещающих специализированных групп открыт логопункт. На данный момент более 20 детей детского сада имеют статус «ребенка с ОВЗ», два воспитанника статус «ребенка – инвалида». За последние три года численность воспитанников с инвалидностью доходила до восьми человек.
В штате детского сада открыты ставки учителя-логопеда (три единицы), учителя – дефектолога и 0,5 ставки педагога психолога. С 2018 по 2021 года в штатном расписании числился тьютор и ассистент.
Дети, посещающие коррекционные группы имеют заключение ПМПК и обучаются по адаптированной основной образовательной программе (см. сайт ДОУ). Педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, обязательно проходят повышение квалификации по данному направлению.
На первом этапе работы происходит сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка с ООП. Далее специалистами ДОУ: воспитателями, логопедами, дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре составляется индивидуальный образовательный маршрут. В нем прописываются цели, задачи, основные направления коррекционной работы, предполагаемый результат, формы и методы педагогического воздействия, обязанности каждого специалиста. ИОМ рассчитан на один год. В течение года допускается внесение изменений. После ознакомления родителей с содержанием ИОМ педагоги ДОУ приступают к его реализации.
Деятельность с воспитанниками организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую работу. Педагоги активно используют современные и традиционные технологии, методы и приемы обучения: дидактический синквейн, песочная терапию, арт – терапию, проектную технологию, поисково – исследовательская технологию, психогимнастику, логоритмику.
Применение в работе элементов здоровьесберегающих технологий,таких релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, направлено на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития воспитанников.
Предметно - пространственная среда в ДОУ организована так,чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей.
В рамках консультативно – просветительского сопровождения семьи решаются следующие задачи:
создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты нашего учреждения осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские чаты, стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы и родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на итоговые индивидуальные занятия, праздники способствовало налаживанию доброжелательного отношения с родителями. Родители детей группы активные участники социально-значимых акций, конкурсов и выставок различного уровня.
Стоит отметить, что существует и ряд проблем при организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Перечислим лишь некоторые из них:
1.Нехватка или отсутствие специалистов в ДОУ (логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов).
2.Отсутствие в городе ДОУ, реализующих адаптированную программу для детей с нарушением слуха.
3.Проблема финансирования.
4.Отказ родителей от прохождения ПМПК.
5.Психологическая неготовность педагогов принять в обычную группу ребенка с ОВЗ.
Уважаемые участники инициативной группы, предлагаем вам принять участие в анкетировании «Готов ли я работать с детьми с особыми образовательными потребностями». Ответить на вопросы анкеты могут и ваши коллеги. Число участников не ограниченно.
Заполненные анкеты вы можете отправить на эл. почту irinka.kashina.76@mail.ru