Модуль 1. Умные клеточки
МАДОУ "Умка"
Уважаемые коллеги!
Если Вы хотите начать освоение кодирования и программирования или ищите новое вдохновение для дидактических заданий и игр, то игры с "умными клеточками" могут стать началом вашего нового увлечения и принесут много радости в повседневную работу воспитателя. Большая универсальность игр по принципу "Умных клеточек" позволит не только успешно развивать у детей алгоритмическое мышление, но и решать задачи по всем образовательным областям ФГОС ДО.
С самого раннего детства клеточки помогают ребенку, начиная с простой тетрадки, четко организовывать информацию, правильно располагать рисунки и текст. Далее благодаря принципу клеток строится координатная плоскость, благодаря которой можно найти местоположения любого предмета. А так же, построить маршрут от одного объекта к другому и запрограммировать движение робота. И наконец, уметь расшифровывать (декодировать) информацию по знаково-символическим обозначениям (чтение таблиц, гистограмм, схем).
"Клеточки-помощницы" найдут свое место в различных играх и объяснят любую тему. Предлагаем вашему вниманию видеофрагменты образовательной деятельности детей 6-го года жизни в проекте "Уют-компания" (использованы материалы конкурса "Воспитатель года - 2022").
Игра 1. "Оформление заказа": с использованием кодирования информации в клеточках.
Игра 2. "Цена товара": по составленному алгоритму запрограммировать Би-бота
Игра 3. "Доставка мебели": расположить предметы по клеткам с заданными координатами.
Игра 4. "Перепланировка": определить координаты по место положению предмета.
В приложениях вы найдете описание игр, наглядный и раздаточный материал (карточки с изображениями для распечатывания). Продемонстрированные игры рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста. Представлено обучение в движении.
В своей педагогической практике я тоже использую принцип «Умных клеточек». В проекте о времени «Часы бывают разные» мы с ребятами придумали «Живые часы», используя координатную плоскость, разлинованную на полу в группе. По строчкам были минуты, а по столбцам часы. Задание для детей было: занять место в «часах» по времени на карточке, которую вытянул ребенок.
Светлана Сергеевна, замечательная педагогическая идея использования напольной игры в рамках темы своего проекта. Благодаря выбранной форме образовательная задача решается в игровой деятельности, а сложные понятия «координатная плоскость», «принцип работы электронных часов» осваивается детьми легко. Обязательно применю Ваш опыт со своими детьми.
Спасибо, Александра Андреевна! Очень полезный материал. Дети в игре и с интересом учатся математике.
Александра Андреевна, очень интересно, Вы — молодец! Алгоритмика и основы начального программирования хорошо вписываются в образовательный процесс детского сада, в модель совместной образовательной деятельности.
В своей педагогической практике я тоже использую «Умные клеточки». Одна из игр называется «Волшебные экраны».
С помощью таких игр можно решать множество задач.
Опыт работы представлен на видео.
Евгения Анатольевна, в прошлом году мы посвятили играм на ориентировку в пространстве отдельную тему. Действительно принцип «умных клеточек» заложен в освоении первичных представлений ребёнка о нахождении предметов в пространстве и этот раздел важен в алгоритмике. Представленный Вами материал может быть использован педагогом в индивидуальной работе с ребёнком, а при наличии нескольких комплектов позволяет работать с группой фронтально. Я бы добавила Вашим заданиям уровень сложности для этого возраста и разнообразие формы проведения, например перенеся «Волшебный экран» на пол, увеличивая в размере, предоставляя ребёнку возможность свободного движения и взаимодействия с другими детьми.
Благодарю Вас за активное участие в работе инициативной группы! Опыт каждого нам интересен и важен.