Работа над танцевальным репертуаром для детей - постановка сюжетных и образных танцев

МАДОУ № 4

Работа над танцевальным репертуаром для детей - постановка сюжетных и образных танцев

Основными требованиями к музыкально-ритмическому репертуару в ДОУ являются:

  1. Художественная и педагогическая ценность
  2. Доступность (с точки зрения возрастных и индивидуальных возможностей детей)
  3. Соответствие программным задачам

Критериями оценки качества музыкально-ритмического репертуара в ДОУ являются:

  1. Игровой характер репертуара: образность, оригинальность, разнообразие движений, позволяющих выразить в пластике сюжет или образ 
  2. Использование оригинальных танцевальных атрибутов и костюмов
  3. Возможность проявить детям свою инициативу, придумать и исполнить движения

Рассмотрим работу над постановкой сюжетных, образных танцев для детей дошкольного возраста в соответствии с перечисленными требованиями и критериями.


Выбор темы

Тематика сюжетного, образного детского танца должна быть близка и понятна детям, заимствована из детской жизни, окружающей действительности или сказок окружающего мира. Важно, чтобы сюжет, события, образы танца волновали, вдохновляли юных танцоров, были им близки, понятны и интересны. Иначе дети окажутся лишь пассивными, безразличными исполнителями воли педагога, а работа не даст настоящих творческих результатов. Кроме того, в выборе темы необходимо учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности и исполнительские (артистические) возможности. 


Выбор музыки

Большое значение при постановке сюжетного, образного танца в детском саду имеет выбор музыки. При этом необходимым, основным требованием является художественность музыки (яркость, выразительность музыкального образа) и ее доступность для детей дошкольного возраста по содержанию, степени сложности и эмоциональной окраске.

Кроме того, музыка должна вызывать у детей интерес и желание двигаться (вызывать моторную реакцию), быть ясной (понятной) по форме, мелодии, ритмическому рисунку, удобной по темпо-ритму (умеренно быстрый, умеренно медленный темп для детей младшего дошкольного возраста и медленный, подвижный, переменный для детей старшего дошкольного возраста), оптимальной по продолжительности звучания (до 1,5-2 минут для детей младшего дошкольного возраста и до 3,5 минут для детей старшего дошкольного возраста).

Таким образом, музыкальные произведения для постановки сюжетных, образных танцев должны содержать яркие, выразительные и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающими к движению, подсказывающими его.

В целом, необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, принимая во внимание не только его доступность и танцевальность, но и рассматривая его как средство воспитания музыкального вкуса, музыкальной культуры детей - исполнителей и зрителей.


Выбор лексического материала

Основными критериями отбора лексического материала для постановки сюжетного, образного танца в детском саду являются:

  1. Соответствие движений возрасту, физическим и исполнительским возможностям детей – все движения (перестроения) танца должны быть доступны детям для запоминания, понимания и удобны для исполнения.
  2. Соответствие движений содержанию и главному замыслу постановки – все движения должны служить художественной идее композиции, обуславливать ее сюжетные задачи. Так, при постановке танца бабочек надо подбирать движения, характеризующие легкость, полет, работу крылышек и т.д.
  3. Соответствие движений музыке – движения должны соответствовать общему характеру музыки и основным средствам музыкальной выразительности (мелодическим, динамическим, темповым, метроритмическим особенностям). То же относится и к перестроениям – они должны соответствовать основным средствам музыкальной выразительности и, прежде всего, форме музыкального произведения.
  4. Танцевальная постановка должна быть составлена из тех танцевальных элементов, которые хорошо освоены детьми во время музыкальных занятий, подготовительных упражнений – то есть все элементы танцевальных движений композиции должны быть освоены детьми заранее – в противном случае, постановка танца затянется по времени, превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Танец должен содержать небольшой объем двигательных элементов – не следует перенасыщать композицию танцевальными элементами и динамично менять рисунки. Главное, о чем надо помнить при создании танцевальной постановки – это чувство меры в соответствии с логикой развития сюжета. Танцевальный рисунок должен быть четким и не требовать сложных перестроений и комбинаций, главный акцент – это сюжет, образ и настроение танца и то, как дети переживают этот образ и доносят его до зрителя. В структуре танца желательно предусмотреть место для импровизации, где дети имели бы возможность проявить свою инициативу, придумать и исполнить движения – это может быть вступительная часть к танцу, его заключение, выход солиста (солистов) и др.

Композицию (построение) танца, чередование отдельных фигур и движений определяет музыка. Соответственно танцевальная композиция должна передавать внутреннюю драматургию музыки, логику ее развития. Музыка не должна служить фоном для действия, а напротив, вести и объяснять его.


Танцевальный костюм и атрибуты

Сюжетные и образные танцы предполагают использование танцевальных атрибутов (реквизита) и костюмов. Интересная идея (образ, сюжет), художественная музыка, выразительные движения, костюмы и атрибуты – все это вместе делает образный, сюжетный танец ярким, красочным, выразительным, вдохновляющим и привлекательным для детей.

Предмет (атрибут), задействованный в танце, может быть сделан собственными руками или приобретен в магазине, главное, чтобы в основе его выбора лежали следующие принципы: эстетичность, безопасность, удобство в использовании, прочность. И, конечно, использование предмета в танце должно быть оправданным. Необходимо понимать, что атрибут в танце – это предмет, который призван подчеркнуть замысел, образ, поэтому атрибут необходимо использовать только тогда, когда без него танцевальная постановка теряет смысл.

Костюм должен полностью соответствовать тематике, стилю, образу, характеру танца, быть удобным для исполнителя, эстетичным, все детали костюма должны быть тщательно продуманы.


Основные этапы постановочной работы

Сюжетные и образные танцы требуют специального разучивания и готовятся постепенно. Как правило, работа по постановке сюжетных и образных танцев ведется с подгруппой детей – это позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности детей, их возможности и предпочтения.

Условно, практическую работу над постановкой танца можно разделить на три этапа:

   1. Восприятие и анализ музыки к танцу

Работа над танцем начинается с восприятия (активного слушания) и анализа музыкального произведения, а также с доступных для детей объяснений сюжета и смысловой нагрузки, которую несет тот или иной образ. На данном этапе необходимо предложить детям двигательную импровизацию, предложить выбрать атрибуты, самим придумать варианты движений, соответствующих характеру музыки – это даст возможность не только оценить моторную реакцию детей на музыку, но и «подсмотреть» у детей удачные движения и использовать их в постановке. 

   2. Разучивание лексики (движений, комбинаций) и рисунков танца, по частям

На данном этапе руководитель сам определяет, намечает пути работы:

  • Разводка композиции по фигурам танца – в этом случае работа идет одновременно над разучиванием как лексики, так и рисунков танца
  • Разучивание лексики (всех движений и комбинаций танца), а затем разводка рисунков с уже выученной лексикой

Одновременно с разучиванием (освоением) лексики танца начинается (должна начинаться) работа над качеством исполнения движений – точностью, ритмичностью, выразительностью. В связи с этим, педагогу необходимо постоянно обращаться к анализу музыкального произведения, его особенностям, развивать у детей умение понимать музыку и исполнять танцевальные движения в соответствии с ее характером и основными средствами музыкальной выразительности, то есть во взаимосвязи с музыкой. Слияние музыки и движения по всем параметрам - есть основное требование к качеству движений.

  3. Разучивание танца целостно


Практика показывает, что для легкого, естественного освоения танца необходимо как можно раньше сформировать у детей базовые двигательные качества, такие как:

  1. Осанка
  2. Пружинка (основа всех движений)
  3. Носочек
  4. Прослеживающая функция глаза (взгляд – за движением рук, атрибутом)
  5. Слияние музыки и движения по всем параметрам

Если у детей сформированы все перечисленные двигательные качества, любое движение, даже самое простое, будет смотреться качественно, красиво, эстетично.


Основные методы

Первостепенную роль в процессе постановки танца играет показ педагога – показ-демонстрация и «вовлекающий» показ* 

Показ должен быть:

  1. Правильным и отчетливым
  2. Выразительным и эмоциональным
  3. Зеркальным
  4. Опережающим музыку (при «вовлекающем» показе)

При «вовлекающем» показе движения педагога на доли секунды должны опережать музыку. Это необходимо для того, чтобы дети, отражающие показ педагога, успевали «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию – только в этом случае их мышечные ощущения (движения) точно совпадут со звучанием музыки. Если же такого опережения в показе не происходит, то движения детей, отражающие показ педагога, будут запаздывать по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.

Сопровождая показ краткими и точными словесными пояснениями, используя образные сравнения, педагог сможет сделать процесс освоения танца доступным, осознанным и не затянутым по времени.


Педагогические принципы

  • доступность
  • постепенность освоения 
  • систематичность
  • повторение материала
  • опора на подготовительные упражнения
  • принцип эмоционального комфорта
  • принцип вариативности

Три ключа Эффективности** 

  1. Интерес
  2. Доступность + поддержка мотивации
  3. Естественное и постепенное усвоение материала (опора на «рефлекс» и планирование работы с учетом латентного (скрытого) периода усвоения материала)

* С. Руднева

** А. Буренина

05:03
253
RSS

Очень нужный, важный и полезный материал, Юлия Владимировна! Спасибо!

Интересный и полезный материал.