Отчет работы инициативной группы

МАДОУ № 17

Отчет работы инициативной группы

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением речи в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Руководитель: Богданова Л.К.

На базеМАДОУ №17 «Серебряное копытце» в 2020 – 2021 учебный год работала инициативная группа «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением речи в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», руководителем которой являлась Богданова Лариса Карловна.

Были определены следующие цели и задачи работы группы.

Цель работы группы:

Создание условий, обеспечивающих укрепление здоровья, успешную адаптацию и социализацию детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в ДОУ.
  • Использование современных технологий в формировании сенсомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.
  • Взаимодействие специалистов ДОУ ( воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители) при решении задач, способствующих устранению речевых расстройств у детей.
  • Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, следовательно, в настоящее время в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:

  • Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  • Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
  • Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

В работе группы на протяжении учебного года приняло участие 16 педагогов и специалистов муниципальных дошкольных образовательных учреждений ГО Карпинска (МАДОУ №17 «Серебряное копытце» - 14, МАДОУ №2 «Улыбка» - 2).

В течение учебного года прошло 5 плановых встреч (план прилагается), в связи со сложившейся ситуацией по пандемии коронавируса заседания проходили в онлайн – формате.

Планирование заседаний группы:

29 октября 2020 г. Тема: «Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми проблемами».

03 декабря 2020 г. Тема: «Использование современных технологий и нетрадиционных форм работы для развития речевых и сенсомоторных процессов у детей с речевыми проблемами».

11февраля 2021 г. Тема: «Взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении задач, способствующих устранению речевых нарушений у детей».

23 марта 2021 г. Тема: «Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми».

27 апреля 2021 г. Тема: «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста».

Заседание №1

29 октября 2020 года прошло первое заседание инициативной группы Тема: «Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми проблемами».Логопед отметила, чтов коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушением речи для достижения максимального педагогического эффекта необходимо учитывать следующие факторы:

- создание особой игровой ситуации, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема;

- актуальные и потенциальные возможности одного и того же ребенка могут различаться при выполнении разных типов заданий на занятиях;

- четкость и краткость при постановке вопроса, чтобы дети смогли его полностью осознать и вдуматься;

- своевременное переключение с одного вида деятельности на другую для профилактики быстрого утомления;

- использование разнообразного наглядного материала в соответствии с образовательными задачами.

Педагогам было предложено провести обследование стартовых возможностей одного ребёнка своей группы, на предмет нарушения речи, используя предложенный индивидуальный диагностический профиль, тем самым выявляя уровень общего развития ребенка и проблемы, над которыми необходимо работать педагогу.

Заседание №2

3 декабря 2020 года было проведено второе заседание по теме: «Использование современных технологий и нетрадиционных форм работы для развития речевых и сенсомоторных процессов у детей с речевыми проблемами». Были рассмотрены такие вопросы:

Использование технологии дидактического синквейна в коррекционной работе по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи старших дошкольников с речевыми нарушениями (Богданова Л.К. учитель - логопед).

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста, имеющих проблемы различного характера (Кашина И.Н. учитель - дефектолог).

Приемы Су - Джок терапии, используемые в работе с детьми с нарушением речи (Юшкова А.В. учитель – логопед).

Использование элементов логоритмики, направленных на снятие негативных психо - эмоциональных состояний ребенка (Богданова Л.К., Юшкова А.В.).

Участникам группы было предложено использовать данные технологии в работе с детьми своей группы и представить результат в любой форме (фотоотчет, презентация, буклет, альбом и т.п. на усмотрение педагога).

Заседание № 3

11 февраля 2021 года прошло третье заседание по теме «Взаимодействие участников педагогического процесса в решении задач, способствующих устранению речевых нарушений у детей»

Цели, задачи и формы взаимодействия участников педагогического процесса по устранению речевых нарушений у детей.

Единые требования и интеграция взаимодействия при планировании и ведении совместной документации.

Общая стратегия деятельности участников педагогического процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Участникам группы была предложена индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная программа, как форма дифференцированного обучения с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей ребёнка, примеры конспектов интегрированной НОД. Предложила участникам группы провести интегрированное занятие.

Заседание №4

23 марта 2021 года было проведено четвертое заседание инициативной группы.

Тема четвертого онлайн – заседания «Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми», рассматривались такие вопросы:

* Характеристика речевого развития неговорящих детей.

* Направления в работе с неговорящими детьми.

* Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе.

* Советы воспитателям при работе с неговорящими детьми.

* Советы родителям неговорящего ребенка.

* Основные принципы общения с неговорящими детьми.

Педагогам было предложено обследовать детей своей группы и составить индивидуальный маршрут коррекционного воздействия для неговорящего ребёнка.

Заседание № 5

27 апреля 2021 года прошло пятое заседание инициативной группы.

Рассматривалась тема: «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста».

Обсуждаемые вопросы, это:

* Необходимость профилактики по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

* Особенности овладения навыками чтения и письма детьми с речевыми нарушениями.

* Развитие фонематического восприятия, как один из первоначальных этапов работы при обучении чтению.

* Развитие зрительного гнозиса, направленного на формирование и восприятие графического образа букв.

* Этапы работы по обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста.

Педагогам предложено разработать дидактический материал и оформить в виде игр, упражнений по знакомству с буквами и обучению чтению.

Результаты деятельности инициативной группы:

На протяжении 2020-2021 учебного года все мероприятия инициативной группы реализованы согласно представленному плану. Деятельность инициативной группы была направлена на повышение профессиональной педагогической и психологической компетентности педагогов и специалистов ДОО по вопросам воспитания и развития детей, нуждающихся в специальных формах организации их деятельности.

Вывод: Работа инициативной группы была выполнена в полном объеме с использованием разнообразных организационных форм – мастер-классы с использованием видеороликов, презентаций, представления разработанных конспектов занятий, индивидуальных образовательных программ, диагностического материала. Для многих педагогов предоставляемый материал был полезен и интересен!

Руководитель инициативной группы: Богданова Л.К.

17:05
203
RSS

Лариса Карловна! Спасибо за интересный практический материал. Знакомясь с содержанием ваших заседаний, всегда открывала для себя что-то новое, находила ответы на вопросы. Желаю вам успехов и душевного спокойствия !

Ирина Николаевна, спасибо за положительный отзыв. Я благодарю Вас и Анну Владимировну Юшкову за активную работу и участие в работе нашей инициативной группы. Спасибо коллеги, от всей души желаю Вам творческого профессионального вдохновения и удовлетворения от работы