V. Онлайн – заседание инициативной группы

МАДОУ № 17

V. Онлайн – заседание инициативной группы

V. Онлайн – заседание инициативной группы

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

1.Необходимость профилактики по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

2.Особенности овладения навыками чтения и письма детьми с речевыми нарушениями.

3.Развитие фонематического восприятия, как один из первоначальных этапов работы при обучении чтению.

4.Развитие зрительного гнозиса, направленного на формирование и восприятие графического образа букв.

5.Этапы работы по обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста.

6.Разработать дидактический материал и оформить в виде игр, упражнений по знакомству с буквами и обучению чтению.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Поэтому к обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить ещё в детском саду. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. 

Предупреждение нарушения чтения - одна из важнейших задач дошкольного педагога. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в школу с недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.

Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевыми нарушениями.

Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста с недоразвитием речи не может протекать так же как у детей с нормальным речевым развитием. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки. При овладении навыками чтения детьми наблюдается ряд особенностей:

  • обучение чтению ведется на правильно произносимых звуках и словах;
  • порядок прохождения звуков и букв у детей с ОНР иной, чем у детей с нормальным речевым развитием;
  • темп прохождения всех звуков и букв более замедленный;
  • весь словесный материал должен быть знаком детям.

Работа начинается с формирования у детей фонематического восприятия и слуха, невозможно начать обучать детей с ОНР чтению, не дав понятия о звуке:

  • характеристика и артикуляция звука;
  • определение позиции звука в слове;
  • деление слов на слоги

Далее проводится работа над развитием слухового восприятия. Такие приёмы работы, как:

  • 1. Формирование слухового внимания: «Угадай, кто это?»
  • 2. Формирование навыка определения направления звука: «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».
  • 3.Различение силы громкости звука: тихо – громко игра «Эхо в лесу».
  • 4.Определение места звука в слове «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
  • 5.«Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: мишка – миска, кит – кот, сок – сом.
  • 6.«Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (шапка – карандаш – овощи – лиса - арбуз), (грибы – рыба – арбуз – чайник). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – школа, грач.

Так же проводится работа над развитием зрительного восприятия.

Свою работу направляю на формирование следующих умений и навыков:

  • Название контурных изображений предметов.
  • Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.
  • Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
  • На втором году обучения идет знакомство детей с графическим образом звука – с буквой.

    1 этап. Знакомство со звуками и буквами.

    При изучении букв на занятиях используются следующие игры и задания:

    1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, в журналах, в окружающей обстановке и т. д.

    2. "На что похожа буква?"

    3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

    4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

    5. Называние букв, наложенных друг на друга.

    6. Дописывание букв.

    7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

    8. Конструирование букв:

    а) добавлением элементов;

    б) убавление;

    в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);

    9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

    10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

    11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

    12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, в песочнице, на снегу, по манке.

    На занятиях заучиваются стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

    Использую при знакомстве с буквой «Альбом букв».

    Для закрепления зрительных образов букв – буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: «А» - с ракетой или со столбом электрическим, "о" - с обручем, "з" - со змеей и т.д.

    Учимся слышать и произносить звуки. Дать понятие «звук» и «буква». На этом этапе у детей развивается фонематический слух, дети изучают звуки (буквы) и вычленяют их в слоге и в слове.

    Упражнение «Ловим звук» ( знакомя детей со звуками показываю букву, которая соответствует данному звуку).

    Начинаю произносить слова со звуком [м] и без него. Сначала медленно, затем быстрее. Сначала короткие слова, затем длинные. Усложнение - можно прочитать стихотворение, а дети «ловят» звук [м].

    Другой вариант: можно выделять звук из ряда звуков ( А, П, М,У,Н).

    Упражнение «Бусы из слов»

    Говорю слово, ребёнок придумывает своё, начинающееся на последнюю букву (машина-абрикос-санки-иголка). Постепенно усложняем игру: придумываем слова на тему «Животные», «Игрушки», «Одежда».

    Вариант игры: придумываем слова на определённую букву.

    Упражнение «Паровозик»

    Эта игра учит не только слышать звуки, стоящие в разных местах в слове - начале, середине, конце, но и тренирует внимание. Детям демонстрируется пособие «Паровозик» с 3 вагонами, если заданный звук (например [а]) услышали вначале слова, то фишку ставим в 1 вагон, если в середине- во 2 вагон, если в конце- в 3 вагон.

    Другой вариант: если звук вначале слова, то дети поднимают руки вверх, в середине – руки на уровне груди, в конце – руки опущены вниз.

    Затем учимся различать гласные и согласные звуки, это самая важная серия звуковых упражнений, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет ребёнку путь к слогообразованию, детям дается такое понятие – правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов».

    Упражнение «Жили - были звуки»

    Красный домик с окошками – для гласных звуков, синий домик и зелёный домик – для твёрдых и мягких согласных.

    Упражнение «Покажи звук»

    Я произношу звуки, а дети показывают кружок нужного цвета.

    Дальше учимся различать твёрдые и мягкие звуки. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа и синтеза.

    Упражнение «Большой и маленький».

    Рассказываю сказку про двух комариков. Один комарик был большой и звенел вот так: З-З-З - твёрдо звенит большой комарик и любил звёзды, которые были с твёрдым звуком З (Заря, Золотая). Второй комарик был маленький и звенел вот так: Зь-Зь-Зь - мягко звенит маленький комарик и любил звёзды, которые были с мягким звуком Зь (Изюминка, земляничка). Угадайте, какой комарик светит фонариком – большой или маленький?

    2 этап. Слияние звуков в слоги и слова.

    Упражнение «Дружба звуков»

    Педагог берёт мяч и говорит детям, что звуки хотят подружиться. Звук [а] хочет подружиться со звуком [п] и кидает мяч ребёнку, ребёнок должен кинуть мяч обратно и произнести два звука вместе [ап]. Звук [у] хочет подружиться со звуком [п]. Ребёнок ловит мяч и отвечает: [уп]. Тоже самое с прямыми слогами.

    Другой вариант: произношу звуки, которые хотят подружиться, а ребёнок выкладывает слог с помощью красных (гласные звуки) и синих кружочков (согласные звуки), затем на кружки кладёт нужные буквы. Дети начинают запоминать, какие буквы соответствуют звукам.

    Упражнение «Дружок»

    Демонстрируется пособие «Дружок», в миску вставляется изучаемая согласная буква, нужно соединить с гласной, которая находится в цветке.

    Цель игры: научить ребёнка сливать по две буквы сразу. Ребёнок тянет согласный звук по стебельку, когда доходит до цветка, произносит гласный, затем повторяет слог целиком. М--------А - МА! Так же с другими буквами.

    Другой вариант обучения детей по слогам это - чтение по слоговой таблице или по кубикам Зайцева.

    3 этап. Составляем слова из слогов.

    На карточках написаны слоги. Нужно соединить слоги, чтоб получилось слово – например: Ма - ша, ра - ма

    4 этап. Чтение слов.

    Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих словах - разные вещи. И выполнять две задачи читать и понимать одновременно очень трудно дошкольнику. Поэтому после освоения ребёнком достаточного для составления слов количества слогов, необходимо тренировать осмысленное чтение.

    Упражнение «Вставь букву»

    Берём картинки к словам из трёх букв (ЖУК, СОМ, МАК). В центре пособия картинки, а по периметру слова с пропущенными буквами. Нужно вставить подходящую букву, прочитать и показать картинку, соответствующую этому слову.

    Упражнение «Путаница»

    Пишем несколько слов с переставленными слогами «камай» - (майка), «кашап» - шапка, «микдо» - домик. Детям нужно прочесть перепутанные слова, догадаться, как они звучат на самом деле, и прочитать их правильно.

    Упражнение «Цепочки слогов»

    Когда ребёнок впервые начинает читать, то после прочтения второго или третьего слога он возвращается к первому. Повторение прочитанного способствует лучшему осмыслению, не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего. Поэтому при переходе от чтения слогов к чтению слов полезно читать цепочки слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ТУ-ЧА-СЫ-ЧИ-ЖИ-ЛЕТ-ЧИК. Когда ребёнок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как он был уже прочитан только что. Таким образом читать становится легче, значит интереснее.

    Упражнение «Сложи слово»

    Пишем на бумаге двухсложное или трёхсложное слово, разрезаем его на слоги (РУ КА, КА БИ НА). Предлагаю детям собрать слово из слогов. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов детям нужно подумать и осмыслить прочитанное.

    На этапе чтения предложений сначала ведется работа над пониманием смысла предложения, затем анализируется состав предложения, последовательность слов, строится схема предложения. Начинаем читать предложения из 2-3 слов. Особое внимание уделяется предлогам, сначала даю понятие «короткое» слово, обращается внимание на связь слов в предложении, учу понимать смысл предложения и умение отвечать на вопросы по тексту.

    В работе с родителями использую различные методы:

    Проводя родительские собрания или открытые занятия для родителей, посвящаю свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь, выполняя в ней с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко - слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков, печатанию букв, слов, предложений, решают различные кроссворды, головоломки. Результаты мониторинга показали эффективность данных упражнений при обучению детей чтению и профилактике дислексии.

    Итак, раннее выявление детей с недоразвитием речи и оказание им систематической, целенаправленной помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в начальных классах.

    Приложения:


    Preduprezhdenie_narushenij_chteniya_i_pisma.pdf
    (2.5 МБ)
    (Скачан: 3 раза)
    20:24
    110
    RSS

    Для себя скачала презентацию, очень интересно. буду применять на занятии.