Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников
МАДОУ № 18
Слово «экскурсия» знакомо каждому. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий — виртуальные, интерактивные экскурсии.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
1. Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
2. Позволяют разнообразить, сделать интересным образовательный процесс, а значит и более эффективным.
3. Помогают реализовать принцип наглядности и научности обучения.
4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
5. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
— фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
— видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах и в глобальной сети Интернет;
— интерактивное общение с помощью программы Skype.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:
— постановка цели и задач экскурсии;
— выбор темы;
— изучение литературы по данному вопросу;
— отбор и изучение экскурсионных объектов;
— оцифровка фото и иллюстраций,
— составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
— подготовка текста экскурсии (речи экскурсовода);
— составление плана, определение техники ведения экскурсии;
— показ экскурсии.
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями.
Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарии) экскурсии.
Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому рекомендуется подготавливать материал в текстовой форме.
Заключительный этап — проведение (показ) виртуальной экскурсии.
При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты:
1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.
2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.
4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Темы виртуальных экскурсий подбираются с учетом возрастных особенностей и интересов детей, проектно-тематического планирования.
Виртуальные экскурсии можно применять не только в непосредственно — образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Например, в сюжетно — ролевых или театрализованных играх.
Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижений детей и их ключевых компетентностей.