"Формы взаимодействия участников образовательных отношений как условие социализации дошкольников".
МАДОУ № 18
Взаимодействие участников образовательных отношений – социально-психологический компонент, один из трёх, которые включает в себя образовательная среда ДОУ.
В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования, развития ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательных отношений. Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость включения в деятельность детского сада различных форм взаимодействия с семьей.
С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении.
Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку.
Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
Требования, предъявляемые родителями к детскому саду и педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.
Наблюдается педагогическая пассивность родителей. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.
Кроме того, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, затруднение процесса адаптации, негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Многие родители зачастую не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, не просто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. При этом ответственность за организацию адаптационного периода родители целиком возлагают на специалистов и руководителя дошкольного учреждения.
Всё это говорит о необходимости поиска современных, актуальных форм сотрудничества с родителями. Которые должны быть направлены на становление партнерских отношений участников образовательного процесса, раскрытие их потенциала.
Задачи педагогической деятельности:
- приобщить родителей к жизни детского сада;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
- предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
- привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации современных форм работы;
- вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
- активизировать и обогатить воспитательные, образовательные и творческие умения родителей;
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Традиционные
Коллективные: родительские собрания, конференции, «Круглые столы»;
Индивидуальные: педагогические беседы, консультации;
Наглядно-информационные: аудио, видео-фрагменты организации разных видов деятельности, Фотовыставки, информационные стенды, папки-передвижки.
Нетрадиционные
Информационно-аналитические: социологические срезы, опросы;
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, познавательно-игровые квесты;
Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, семейные клубы, проектная деятельность, устные журналы, игры с педагогическим содержанием;
Наглядно-информационные: информационные проспекты, дни открытых дверей, открытые занятия, выпуск газет, "визитные карточки", презентации детского сада, выставки лэпбуков, семейных коллекций и т. д.
Наряду с сотрудничеством с семьями воспитанников важным условием для социализации детей дошкольного возраста является взаимодействие с социумом.
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к образованию детей: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать педагогам, причем важно не только качество самих знаний, но и способов передачи информации. Способов, методов, возможностей масса, и один из которых- взаимодействие с другими организациями, с социальными партнерами, так называемый «выход в свет».
Мероприятия по ознакомлению детей с объектами социального окружения (взаимодействия с учреждениями-партнерами) осуществляется постепенно, в зависимости от возраста и готовности детей. Знакомство с социальной сферой города начинается со своего детского сада, который является частью социальной инфраструктуры города.
Для младших дошкольников детский сад — это большой, непознанный мир, где много незнакомых, но интересных людей, предметов, вещей.
Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома.
В старшем дошкольном возрасте главными объектами ознакомления с социумом города становятся школа, музей, библиотека, станция туризма и другие объекты социального значения.
Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.