"Проектная деятельность как средство расширения образовательного пространства детского сада"
МАДОУ № 18
Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. В переводе с греческого проект – это путь исследования.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Основная цель и задачи проектов – способствовать развитию творческой личности, самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.
Проектная деятельность в детском саду – это совместная работа воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность.
Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. Исследовательско-творческие. Исследовательская деятельность детей и эксперименты оформляются в виде творческих работ, детского дизайна, драматизации и т.д.
2. Ролевые с элементами игры. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Информационно-практико-ориентированные. Сбор информации о каком-то объекте, явлении, анализ информации, обобщение фактов, результат ориентирован на социальные интересы самих участников.
4.Творческие. Предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
- Подражательско - исполнительный, реализация которого возможна с детьми 3,5 -5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте на вторых ролях, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.
- Развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
- Творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения цели и содержания деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам.
Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.
1. Целеполагание (педагог помогает выбрать задачу с учётом возраста, способностей и интересов.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Именно проектная деятельность объединяет всех участников образовательного процесса, позволяет педагогу реализовать свой творческий потенциал, что эффективно влияет на организацию качественного образовательного процесса и создание развивающей образовательной среды.