QR-код на уроках истории как элемент дополненной реальности

Развитие технологий, операционных систем в современном обществе не могло не отразиться на образовании. Особенно это связано с внедрением дополненной реальности (AR). Значимость данной технологии заключается в том, что она предоставляет новые подходы к реализации ФГОС. В частности, элементы дополненной реальности могут повысить заинтересованность обучающихся в изучении таких разделов истории, как внешняя политика и культура. Огромным плюсом дополненной реальности является ее наглядность, интерактивность и информативность. Все эти преимущества реализуются путем использования ИКТ в рамках технологии смешанного обучения. Причем, привлеченные ИКТ должны соответствовать всем требованиям и возможностям современного уровня информационных средств, и правильно выстроенная работа педагога, основанная на подборе учебного материала, выстроенной обратной связи, поможет донести обучающемуся тот материал, который сложно усваивается при традиционной технологии.

Использование элементов дополненной реальности на уроках истории имеет несколько преимуществ:

  • Наглядность. Типичный пример – объемное моделирование. Двухмерная бумажная проекция хоть и дает полное представление об объекте, но не позволяет «ощутить» его, в подробностях рассмотреть отдельные элементы. Обучающийся сможет рассмотреть объект детально в объеме.
  • Визуализация. Данный прием часто используется при обучении детей, которым еще незнакомы такие понятия, как теоретический подход и абстрактное мышление. Визуализация теории при помощи дополненной реальности, в свою очередь, облегчает процесс запоминания, улучшает усвоение материала.
  • Интерес. Оживающие страницы истории, персонажи, вступающие в диалог, объясняющие сложные моменты, помогают вникнуть в суть материала.[2]

В педагогике есть несколько примеров использования элементов дополненной реальности, а именно: использование QR- кодов и применение мобильных приложений.

Рассмотрим первый пример: использование на уроках элементов дополненной реальности при помощи QR- кодов. Данный пример подходит для работы в группах и неразрывен с технологией смешанного обучения (модель — ротация станций). Например, при изучении темы «Внешняя политика Екатерины II», реализуя модель «Ротация станций», на одной из «станций» использую QR-коды в качестве гиперссылки. Обучающимся можно предложить самостоятельно написать причины войн, рассмотреть ход военных действий, изучить исторические источники[1].

Так же QR- коды можно использовать во внеурочное время, например, при проведении квестов. В МАОУ СОШ № 5 был проведен квест «История школы №5». Команды должны были переходить по станциям используя закодированную в QR- код информацию, а затем нанести ее на гугл-карту. Данное мероприятие позволило обучающимся поближе познакомиться с историей родной школы при помощи интерактивных моделей обучения. Так же нами запланирован квест по ГО Карпинск «Памятные места города».

Минусом данного метода является то, что для использования QR- кодов необходим стабильный, скоростной интернет и огромные временные затраты на подготовку мероприятий.

Вторым примером применения элементов дополненной реальности на уроке истории является использование различных мобильных приложений.Существует целый набор мобильных приложений дополненной реальности, которые можно использовать в образовательных целях. Рассмотрим некоторые из приложений для устройств на базе операционных систем Android и IOS как наиболее распространённых и доступных среди обучающихся. Такими приложениями являются: GoogleGoggles, Chromville, Quiver, LandscapARaugmentedrealityи др[2].

В педагогической деятельности можно использовать приложения HPRevalи WellaMeпри изучении блоков «Культура России 18 века» Используя мобильное устройство, обучающиеся могут просмотреть видео о создании исторического сооружения и его историю.

Минусом данных приложений является то, что они используют уже подготовленную платформу и маркеры, а для педагогической деятельности это не подходит, так как почти все маркеры носят коммерческий характер, а не педагогический.

Сравнивая две эти модели, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития приложений более приемлемым будет использование QR-кодов, так как они стабильны и не зависят от статичности предмета или явления. Вторым плюсом QR-кодов является то, что их используют во всех сферах от рекламы до учебников, и обучающиеся с ними больше знакомы. И к тому же приложения для работы с QR-кодами русскоязычны в отличие от аналогичных приложений дополненной реальности, что, безусловно, повлияло на использование QR-кодов в педагогической деятельности.

Учитель должен знать подобные тенденции развития современных информационных технологий, владеть ими и быть в состоянии грамотно и обоснованно применить в образовательном процессе. Поэтому знакомство со средствами дополненной реальности и способами их применения на уроке, во внеурочной и проектной деятельности необходимо современному педагогу. 

Литература:
1. Амиров А. Ж., Ашимбекова А. М., Темирова А. Е. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 13-15. —[Электронный ресурс] – Режим доступа - https://moluch.ru/archive/135/37927/ (дата обращения: 19.10.2019).
2. Самарина А.Е. Мобильные приложения дополненной реальности и возможности их использования в образовательном процессе// Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика» —[Электронный ресурс] – Режим доступа - http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5303
3. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
557
RSS
13:48
Автору следует обратить внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.