Деятельностное обучение как средство мотивации обучающихся и основа индивидуализации
Развитие информационных технологий изменило представление об информации, её передаче и обработке. Сегодня огромный выбор ИТ-инструментов предоставляет возможность разработать решение под конкретную задачу, создать новые, более гибкие инструменты и внедрить их в любую сферу деятельности, а способности мыслить в данной среде позволяет совершенствовать прикладную деятельность в ногу со временем.
Свой опыт автоматизации процессов я активно применяю в образовательной деятельности и считаю очень важным поделиться с Вами своими разработками, ведь поиск лучших решений успешен только в совместной практической деятельности.
Целью моей педагогической деятельности является создание условий, необходимых для развития предметной компетенции обучающихся посредством обеспечения индивидуально-ориентированного подхода и активных форм организации образовательной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- освоить применение активных форм, методов и приемов организации учебной и внеурочной деятельности;
- внедрить информационно-коммуникационные технологии в организацию учебно-познавательной, контрольно-оценочной и мониторинговой деятельности.
Для решения поставленных задач изучил методики и использовал на практике приемы технологий проблемного и проектного обучения. Освоил применение методов мотивирующего управления: учебная стратегия критического мышления, современные приемы работы с информацией, активные виды уроков.
Адаптировал для регистрации действий обучающихся в ходе групповой работы на уроках “рабочие” листы, и отработал систему оценки, позволившую измерять и фиксировать личный вклад каждого ученика, исходя из активности и результативности проявленных им предметных и универсальных учебных действий.
Внедрил схему экспресс-проверки домашнего задания в ходе непосредственно следующего за ним урока, чем обеспечил дисциплину выполнения, оперативность исправления ошибок и возможность повысить отметку.
На основе web-технологий создал онлайн тренажер по математике (http://reshaem.online/), с помощью которого обеспечил автономные (в отсутствии сопровождения учителя), комфортные и конкурентные условия для самостоятельной тренировки предметных умений и способов деятельности, а также частично автоматизировал процесс работы с учениками «группы риска» по восполнению пробелов в освоении учебного материала.
Главный экран тренажера.
Меню навигации.
Навыки доступные к тренировке на площадке «Десятичные дроби».
Экран игры с тренируемым умением содержит описание, уровни сложности, результат и рейтинг.
Процесс тренировки.
В любое время доступен справочный материал.
Результат игрока.
Рейтинг всех игроков, которые тренировали умение на данном уровне сложности.
Рейтинг всех игроков, которые зарегистрированы в тренажере.
Меню профиля игрока.
Благодаря смартфонам обучающихся и современным технологиям социальной сети “ВКонтакте” организовал проверку устных ответов средствами аудиосообщений.
Применяемые методы, приемы и формы организации учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях позволили обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности обучающихся в зависимости от их учебного потенциала, деятельностный характер процесса освоения учебного материала, формирование практики самостоятельной познавательной, практической, коммуникативной, оценочной, проектной деятельности и опыта личной ответственности за собственный результат и результат групповой и командной работы.
В целях осуществления контроля результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся персонифицировал мониторинг освоения ими учебной программы с использованием критериального подхода на основе инструментария оценки стандартизированных индивидуальных письменных работ (Всероссийские проверочные работы). Автоматизировал мониторинг предметных умений и процедуру дифференциации участников по группам учебных затруднений.
Индивидуализация мониторинга и ознакомление учеников с результатами оценки работ обеспечили укрепление их мотивации к восполнению пробелов в освоении учебного материала.