Создание эффективной образовательной среды на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности

Результат образования по завершении каждой ступени обучения в области физической культуры обеспечивает создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта, творческого использования ее средств и методов, достижения установленного уровня психофизической подготовленности.

Для достижения результатов, требования к которым установлены Федеральным государственным образовательным стандартом, целесообразным и необходимым, я считаю, создание эффективной образовательной среды на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как условие повышение качества образования обучающихся. При этом возникают вопросы:

Как организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы дать каждому оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

Как развивать интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни обучающихся?

Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

Как сделать, чтобы предмет «Физическая культура» оказывал на обучающихся целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию?

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – мне в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

с одной стороны – высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой – снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся? Ответить на него можно при условии создания эффективной образовательной среды на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

В соответствии с выбранной темой определилцель: повышение качества образования через организацию педагогического сопровождения обучающихся с разным уровнем физической подготовленности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

создать педагогические условия для развития образовательного потенциала через повышение моторной плотности урока физической культуры;

организовать мониторинг физической подготовленности обучающихся с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута;

разработать контрольно-измерительные материалы для обеспечения объективности оценки уровня сформированности предметных умений обучающихся.

Одна из международных консалтинговых компаний проанализировала наиболее успешные образовательные системы планеты. Исследования показали, что единственный параметр, от которого зависят успехи детей и качество образования, – это взаимодействие учителя и ученика на уроке.

Нельзя улучшить результаты обучения, не повышая качество преподавания. Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на уроке должны способствовать успешному осуществлению учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результатов обучения.

Для решения первой из поставленных задач в практику организации образовательной деятельности при реализации разработанных мною рабочих программ по физической культуре для 5-9 классов, 10-11 классов на основе примерной программы основного общего образования [1], а также авторской комплексной программы физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича [2] использовал дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, применяя образовательные технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, игровые, разноуровневого и личностно-ориентированного обучения, а также метод учебного успеха на основе технологии само- и взаимооценивания образовательных результатов.

Разработал и внедрил систему комплексных упражнений, предполагающую параллельное развитие двигательных умений учащихся. Сделать ставку на использование системы комплексных упражнений в урочной и внеурочной деятельности меня вынудили объективные условия: во-первых, отсутствие школьного стадиона, и соответственно возможности серьезно заниматься, к примеру, легкой атлетикой и лыжной подготовкой; во-вторых, нестандартные размеры спортивного зала. Используя систему комплексных упражнений, оптимизировал качество и эффективность работы обучающихся в соответствии с требованием ФГОС.

При решении второй из поставленных задач мною учитывалось, что уровень притязаний в комплексе с педагогическими наблюдениями и другими методами способствует получению информации, необходимой для анализа направленности личности.

Учащихся оцениваю на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм: стандартные тесты физической подготовленности использую для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. Проводится работа по занесению данных тестирования физической подготовленности учащихся и созданию внутришкольной базы.

Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью обучающихся применяю различные упражнения — тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д.

Так, проведенный мониторинг уровня физической подготовленности учащихся в 2014-2019 гг. показал положительную динамику: снижение числа школьников с низким уровнем (с 21% до 7%) и увеличением количества школьников со средним (с 70% до 77%) с и высоким (с 9% до 16%) уровнями физической подготовленности.

Решая третью поставленную задачу, для получения информации об образовательных достижениях школьников по предмету разработал контрольно-измерительные материалы для проведения диагностических работ по физической культуре, данные которых позволили получить объективную информацию об уровне предметной подготовки обучающихся.

Данные мониторинга результатов контрольных мероприятий позволили оптимизировать индивидуальную работу с мотивированными к учебной деятельности обучающихсяи учащимися, имеющими трудности в освоении образовательной программы.

О качестве организации образовательной деятельности свидетельствуют результаты промежуточной аттестации учащихся. За период с 2014 г. по 2019 г. – средний балл по предмету на уровне 4,73. Прослеживается позитивная динамика успеваемости и качества знаний: по итогам 2018-2019 учебного года – 95,85%, 2017-2018 уч. г. – 94%, 2016-2017 уч. г. – 95,4%, 2015-2016 уч. г. – 93,8%, 2014-2015 уч. г. – 93,7%.

Об уровне мотивацииобучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, стабильности и высоком качестве освоения обучающимися образовательных программ свидетельствует активность и результативность их участия в городских и окружных соревнованиях:

муниципального уровня: учащиеся школы ежегодно являются призерами и победителями соревнований в зачет городской спартакиады школьников (так, в общем зачете спартакиады в группе 5-8 классов – 2 место (2015-2016, 2017-2018) 3 место (2016-2017, 2018-2019), и в группе 9-11 классов — 3 место (2016-2017), 1 место (2015-2016, 2017-2018, 2018-2019), «Кросс нации», «Лыжня России», городской эстафеты, посвященной Дню Победы, городской школьной эстафеты «Юность», Кубка ДЮСШ по волейболу, по мини-футболу памяти Н. Рачёва, в турнире по пионерболу, в первенстве «Русский силомер», I этапе Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч»,

регионального и межрегионального уровня: 1-е место – в III этапе Чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-БАСКЕТ», дивизион «Север», юноши, сезон 2014-2015; 3 место – юноши, сезон 2016-2017; 2-е место –девушки, сезон 2018-2019; 2 место – открытый турнир по баскетболу 3х3 «Будущее за нами» МАУ ДО «ЦДТ», юноши (г. Серов, 2018г.), 1 и 3 места – соревнования по баскетболу 3х3, девушки (г. Краснотурьинск, 2019г.).

Учащиеся школы стабильно с высокими результатами участвуют в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре среди 9-11 классов 2015-2016 уч.г. – 11 призёров, 2016-2017 уч.г. – 8 призёров, среди 7-11 классов 2017-2018 уч.г. – 15 призёров, 2018-2019 уч.г. – 13 призёров.

В связи с возрождением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» создание эффективной образовательной среды на уроках физической культуры является важным фактором успешности усвоений знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Развитие своих способностей стало не просто возможно лишь желанием учащихся, а потребностью, условием успешности. Ежегодно проводится подготовка учащихся МАОУ СОШ № 16 и личное участие в организации приёма норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Для обеспечения педагогической поддержки продвижения учащихся по образовательной программе, стимулирования их учебной инициативы и самостоятельности, разработал и реализовывал курсы внеурочной деятельности «Спортивные игры», дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол». В рамках учебных куров команды учащихся под моим руководством успешно принимают участие наравне с командами взрослых спортсменов в Чемпионате ГО Карпинск по баскетболу: 2015 г. – 1 места в составе мужской команды отдела образования и женской команды КЛПУ, 2017 г. – 1 места в составе женской команды сборной города, 2018 г. – 2 место команда девушек МАОУ СОШ № 16; а также в Кубке ГО Карпинск по баскетболу памяти В. К. Дреера: 2017 г., 2019 г. – 2 место команда девушек МАОУ СОШ № 16, 2018 г. – 1 место в составе женской команды КЛПУ; в городских и окружных турнирах по баскетболу 3х3: 2018 г. – 2 место команда девушек МАОУ СОШ № 16, 1 место учащийся в составе сборной города; в товарищеских играх с командами соседних городов.

Организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности, создаю условия для самореализации, развития способностей профилизации обучающихся. Так, под моим руководством обучающиеся школы в рамках курса программы «Баскетбол» привлекаются при организации и проведении городских соревнований, к работе судейской бригады. Такая форма работы приводит «к учению с увлечением» и дает обучающимся не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия.

Кроме того, процесс обучения должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации. В моей работе общению, формированию учебно-познавательной мотивации с обучающимися, донесению необходимой информации способствуют созданный мной интернет-блог (http://dsozin.blogspot.ru/) и открытая группа в социальной сети (http://vk.com/club72307663).

Использование электронно-цифровых средств обучения, потенциала локальной сети и Интернета позволили создать электронный банк контрольно-измерительных материалов для подготовки к текущей и промежуточной аттестации, совершенствовать электронную библиотеку уроков.

От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки и занятия внеурочной деятельности становятся более разнообразными, а процесс обучения – более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Благодаря такой организации деятельности эффективность образовательной среды повышается: у обучающихся формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, развиваются лидерские и организаторские качества, стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретаются новые умения и ценностные установки.

В связи с этим, необходимо напомнить о совершенно особенной роли учебного предмета “Физическая культура” по сравнению с другими. Она обусловлена тем, что этот предмет представляет собой одну из немногих дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, которые направлены не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. Более того, это пока единственный учебный предмет, в котором заложен потенциал практической реализации одной из важнейших задач познания, вытекающей из древней мудрости, которая гласит: “Познай себя”.

Специальные знания из области физической культуры призваны выполнять роль важнейшего фактора, обеспечивающего полноценную жизнь, достаточно полное раскрытие самых разнообразных задатков и способностей, достижение мастерства в любом виде профессиональной деятельности. Такая роль, несомненно, возводит эти знания в ранг одной из фундаментальных основ общего среднего образования, на формирование которой нельзя жалеть ни сил, ни времени, ни материальных и финансовых средств.

Литература:
1. Примерная программа по предмету Физическая культура, 5-9 классы. (Стандарты второго поколения). - Москва: Просвещение, 2012. - 61 с.
2. Лях В.И., Зданевич А.А. Авторская комплексная программа Физического воспитания учащихся, 1-11 классы. - Москва: Просвещение, 2012. - 128 с.
961
RSS
13:48
Автору следует обратить внимание, что в тексте есть упоминание программы, а в списке источников ее нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.