Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей
В развитии ребёнка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка.
Массару Ибука
Современная концепция дошкольного образования и требования ФГОС ДО во главу угла, ставят идею развития личности ребенка, формирования его интеллектуальных способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».
Шахматная игра — увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска — белые и чёрные. В этом войске есть главный — король. Его помощники — ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья — башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях.
Занятия проходят в специально отведённом помещении для дополнительных занятий с детьми, 2 раза в неделю с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Работа строится по программе И.Г. Сухина «Приключение в шахматной стране». При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова «Азбука шахмат в стихах».
Занятия проводятся в шахматной комнате по подгруппам. Тематика занятий: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальное положение», «Ладья» «Слон», «Ладья против слона», «Ферзь», «Ферзь против ладьи и слона», «Конь», «Конь против ферзя, ладьи, слона», «Пешка», «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня», «Король», «Король против других фигур», «Шах», «Мат», «Ничья, пат», «Рокировка», «Шахматная партия».
Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав.
Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. При ознакомлении с шахматными фигурами воспитатель рассказывает о них сказку, показывает на шахматной доске, где ее «домик». При обучении помогает художественное слово (стихи, сказки). Например, при расстановке фигур в начальное положение на шахматной доске воспитатель читает стихи, помогающие усвоить урок.
Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.
При обучении дошкольников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем демонстрационную магнитную доску, стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально.
Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадай-ка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница», «Чудесный мешочек».
Применение компьютерных технологий так же позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерную игру «Динозавры учат шахматам». Игра разработана специально для дошкольников.
При проведении групповых занятий используем игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.
Благодаря занятиям в шахматам, дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать спутником на всю жизнь.
2. Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет». - М.: Дом XXI, 2006.
3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». - М.: Просвещение, 1985.
4. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.