Детские СМИ как инструмент формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся

Представляю вам свой педагогический опыт по работе с юными журналистами - учащимися объединения «Журналистика» Детского оздоровительно-образовательного центра.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий, способствующих формированию информационно-коммуникативных компетенций детей и подростков в процессе изучения журналистики и формирования детских и подростковых СМИ.

Достижению цели способствовала реализация следующих задач:

— применять в педагогической деятельности современные образовательные технологии и ИКТ-технологии;

— формировать у обучающихся устойчивый интерес к журналистике через создание условий для развития их творческих способностей, коммуникативных навыков;

— вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;

— осуществлять системный мониторинг творческого развития обучающихсяс последующей коррекцией результата, а также мониторинг их личностных достижений;

— подготавливать профессионально направленных учащихся к работе в системе средств массовой информации, к поступлению в вузы на факультеты журналистики, массовой коммуникации, филологические факультеты;

— развивать собственный профессионально-личностный потенциал через самообразование, системное образование на курсах повышения квалификации, участие в среде профессионального общения.

На своих занятиях использовала технологии развивающего, игрового и личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Применяла электронные образовательные ресурсы и развивающие обучающие программы.Система занятий построена таким образом, чтобы ребёнок обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие родного языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах журналистики, учился излагать свои мысли. В образовательную программу включено выполнение творческих заданий на практических занятиях: сюжетно-ролевые игры, зачёты, конкурсы, семинары, пресс-конференции. Формы работы: групповые и индивидуальные. Организовывала экскурсии учащихся в СМИ Северного управленческого округа, Дом журналиста в Екатеринбурге, интересные встречи с сотрудниками и ветеранами средств массовой информации страны.

Изучение основ журналистики сочетается с подготовкой текстов для молодёжного выпуска «Лестница» газеты «Карпинский рабочий» и Детского оздоровительно-образовательного центра, молодёжной страницы «Юность Волчанска» газеты «Волчанские вести», для других рубрик газет «Карпинский рабочий» и «Волчанские вести», для молодёжной группы «Акулы пера» в социальной сети ВКонтакте, для газеты «Звезда» Детского оздоровительно-образовательного центра, которая была создана учащимися младшей и старшей групп объединения «Журналистика» под моим руководством. Всего учащимися объединения «Журналистика» подготовлено несколько тысяч публикаций для разных СМИ.

Руководствуясь принципами здоровьесберегающих технологий, создавала на занятиях комфортную образовательную среду. При проведении занятий с обучающимися руководствуюсь следующими критериями: мотивация обучающихся, взаимосвязь знаний с практическими действиями, чёткая постановка и выполнение учебных задач, взаимосвязь воспитания и обучения. Разработанные разноуровневые задания позволили каждому обучающемуся почувствовать свою успешность, получить положительный результат. Применяя активно-деятельностные формы обучения, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, добилась положительной динамики результатов освоения обучающимися образовательных программ.

На основе ежегодного мониторинга получены следующие результаты деятельности по решению поставленных задач:

— выявлена положительная динамика в умении работать в разных жанрах журналистики (качество подготовки материалов в информационных жанрах журналистики: 2015–2016 гг. – 65 %, 2017 гг. – 70 %, 2018 – 80 %, 2019 гг. – 90 %), качество подготовки материалов в аналитических жанрах журналистики: 2015 – 2016 гг. – 30 %, 2017 – 2018 гг. – 35 %, 2019 г. – 40 %), качество проведения интервью: 2015 – 2016 гг. – 58 %, 2017 г. – 70 %, 2018 г. – 75 %, 2019 г. – 85 %), использование разных источников информации (сбор информации): 2015 – 2016 гг. – 55 %, 2017 г. – 60 %, 2018 г. – 70 %, 2019 г. – 75 %);

— выявлена положительная динамика в качестве подготовки фотографий в разных жанрах (2015 -2016 г. – 55 %, 2017 г. – 2018 г. – 65%, 2019 г. – 70 %).

— наблюдается повышение уровня самостоятельного выполнения учебной задачи;

— происходит рост мотивации обучающихся к развитию творческих способностей и достижению ими высоких результатов в журналистике (создание новых детско-подростковых СМИ: в 2017 г. – группа «Акулы пера» в социальной сети Вконтакте, в 2019 г. – создание газеты для детей и подростков «Звезда» ДООЦ);

— определен высокий уровень познавательной мотивации обучающихся к изучению журналистики, что подтверждается востребованностью занятий (увеличение числа обучающихся с 12 человек в 2015-2016 гг. году до 34 человек в 2018-2019 гг.; увеличение числа обучающихся младшего и среднего возрастов (9 – 12 лет) с 5 человек в 2015-2016 гг. до 15 человек в 2019 г.);

— сохранение контингента в группах от 90% до 95%;

— проявление интереса к получению профильного образования и поступление в профильные вузы (в 2017 году 2 выпускника объединения поступили на факультет журналистики Югорского государственного университета, 1 – на факультет журналистики Челябинского государственного университета).

В целях самореализации и саморазвития обучающихся мотивировала их на участие в городских, региональных и международных фестивалях и конкурсах детского творчества:

2015 г. – Конкурс школьной и юношеской прессы Урала «ПрессКОД-2015» — приз за победу в номинации «За самые яркие заголовки».

2016 г. – XVI Областные сборы юных корреспондентов Свердловской области «Хорошая погода» — 1 место (коллективное), 1 место в номинации «Лучший авторский материал» — Е. Гузенко, 1 место в фотокроссе в рамках сборов — Л. Андреева.

2017 г. – Конкурс школьной и юношеской прессы Урала «ПрессКОД-2017» — 3 место (коллективное), 1 место в номинации «Лучший фотожурналист» — Д. Мещерягина.

2018 г. – Областной конкурс «Портрет поколения» — победа в номинации «Яркое освещение культурных событий города» (коллективное), лауреат конкурса в номинации «Лучшие авторские материалы» — Я. Беляева.

2019 г. – Областной конкурс детских и молодёжных СМИ «ШКИТ-ФЕСТ» — 1 место.

2019 г. – Международный фестиваль детских и молодёжных СМИ «ЮнГА+».

2019 г. – XIX Областные сборы юных корреспондентов «Хорошая погода» — победа в номинации «За яркий дебют» (газета «Звезда»).

В 2016-м году учащаяся объединения «Журналистика» ДООЦ Любовь Андреева была отмечена областной организацией юнкоров путёвкой в МДЦ «Артек» за активную юнкоровскую работу.

В 2016 гг. учащиеся объединения «Журналистика» ДООЦ были приглашены для работы в составе юнкоровского пресс-центра на конкурсе «Тест-драйв» в Уральском Федеральном университете.

В 2018, 2019 гг. учащиеся объединения «Журналистика» ДООЦ были приглашены для работы в составе пресс-центров Форума юных граждан в ЗЦ «Таватуй».

Для формирования положительной мотивации детей организована работа с родителями через родительские собрания и совместные уроки детей и родителей.

Результаты своей профессиональной деятельности транслирую педагогическому сообществу и родителям обучающихся объединения «Журналистика» через официальный сайт ДООЦ www.dooc-karpinsk.com, личные страницы в социальных сетях Вконтакте (https://vk.com/marinapaletskih), Одноклассники (https://ok.ru/profile/572357412285), Инстаграм (@marina_paletskih), на образовательном портале «Знанио» (свидетельство о публикации М-365325).

В 2016-м году участвовала в I областном форуме молодых педагогов «Современное образование: диалог традиций и инноваций».

В 2017-м году участвовала в областном совещании наставников юных журналистов, проводил его Уральский федеральный университет на базе Библиотечного центра «Екатеринбург».

В 2018-м году участвовала во всероссийском фестивале прессы «Вся Россия» в городе Сочи, где в составе делегации Свердловского творческого союза журналистов рассказала об опыте работы с юными журналистами. В дальнейшем видеоролик, где в том числе отмечен наш опыт, был размещён на сайте Свердловского творческого союза журналистов.

В 2019 г. принимала участие в городских педагогических чтениях, представив доклад в секции «Мой педагогический поиск» об опыте образовательных и воспитательных практик в работе с юными журналистами.

Учащиеся объединения «Журналистика» в качестве юных корреспондентов принимают участие в различных городских мероприятиях, о чём позднее рассказывают на доступных ресурсах.

Большое внимание уделяю воспитательной работе. Вместе с учащимися принимаем участие в благотворительных и волонтёрских акциях.

Взаимодействую с различными учреждениями города: школы, Карпинский машиностроительный техникум, Молодёжная Дума ГО Карпинск, Карпинское отделение ВОО «Молодая Гвардия Единой России», городской краеведческий музей, библиотека им. А.С. Попова, Карпинский центр занятости, отделение полиции № 32 МО МВД России «Краснотурьинский», ГКУ «СРЦН имени Ю. Гагарина города Карпинска»; области: Свердловский творческий союз журналистов, Детско-молодёжная общественная организация юных корреспондентов Свердловской области, Музей «Литературная жизнь Урала» (г. Екатеринбург).

Для меня работа с юнкорами – это возможность познакомить школьников с  журналистикой, научить их излагать свои мысли, проверять информацию. Занятия журналистикой помогают им стать более открытыми, оторваться от гаджетов и увидеть, что в реальном мире происходит много ярких событий. Я люблю детей и получаю истинное удовольствие от общения с ними.

Приятно, когда удаётся увлечь ребёнка. Вот, например, что написал мой юнкор Миша Непокоров в одном из своих текстов. Материал называется «Счастливый случай»:

«А вы уже задумывались о выборе профессии? Я лет с пяти хотел стать археологом, путешествовать, раскапывать разные артефакты. На уроках истории я всегда нахожу интересные факты по теме и делюсь ими с классом. Но однажды мы с мамой в интернете увидели приглашение в школу журналистики в Детский оздоровительно-образовательный центр. Мне стало интересно. Я посетил занятие из любопытства и… записался в кружок журналистики. Прошёл уже год, как я посещаю это объединение, ещё ни разу я не пожалел об этом.

Каждое занятие проходит очень весело, я получаю новые знания и пробую применять их. За год я обрёл много новых друзей, расширился мой словарный запас, появилось новое стремление – стать известным журналистом. А самое главное я перестал стесняться, теперь мне нравится общаться с людьми.

Журналистика – это очень нужная и интересная профессия. Археология, конечно, тоже интересная, но я ведь буду заниматься похожим делом: будучи журналистом я тоже могу путешествовать, знакомиться с разными людьми, а раскапывать можно ведь не только старинные вещи, но и бесценную информацию.

Вот такой счастливый случай, когда мы с мамой вовремя заглянули в интернет, помог найти мне своё призвание. Конечно, многие скажут: «Ты ещё ребёнок, и твои предпочтения не раз изменятся». Поживём – увидим».

434
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.