Преемственность дошкольного и начального общего образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна и рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
С введением ФГОС готовность ребенка к обучению в школе определяется такими качествами личности как инициативность, креативность, стремление к познанию мира, готовность учиться в течение всей своей жизни.
Преемственность — двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения, способствуют формированию умения учиться. В тоже время школа опирается на достижения ребенка – дошкольника.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным, кризисным и первостепенная задача педагогов — психологов при взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений своевременно помочь детям и родителям. Психологическая преемственность способствует облегчению психологических трудностей адаптационного периода детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, требует учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Начиная с 2015 по 2019 гг. работала последовательно в МАДОУ №18 города Красноуральска, затем в МАДОУ №16 «Тополек» города Серова.
За время своей профессиональной деятельности в системе дошкольного образования работала с детьми разных образовательных возможностей. Это были дети нормативного психического и физического развития, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП, ТНР, нарушение слуха).
Мною были определены основные направления в работе по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием:
— Организационно – методическая и профилактическая работа.
— Взаимодействие с родителями.
— Работа с детьми разных образовательных возможностей.
Организационно – методическая и профилактическая работа осуществлялась через проведение бесед с педагогами подготовительных к школе групп и учителями начальных классов, педсоветов, работы в рамках ПМПк ДОУ и сотрудничество с ПМПК города, разработки буклетов для педагогов и рекомендаций по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ, индивидуальные консультации.
Взаимодействие с родителями детей подготовительных к школе групп ведется на протяжении всего учебного выпускного года: осуществляется сбор согласий на психолого – педагогическое сопровождение ребенка, оформляются информационные стенды с рекомендациями педагога – психолога по подготовке детей к школе; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, в которых принимают участие специалисты ДОУ и педагоги школ, затрагиваются проблемы выбора школы, программ обучения детей. После собрания и в течение года для желающих проводятся индивидуальные консультации.
Работа с детьми заключается в традиционной форме знакомства будущих первоклассников со школой – это экскурсии воспитанников подготовительных групп в ближайшие по расположению школы, где они посещают школьную библиотеку, спортивный зал, имеют возможность побывать на уроках у первоклассников и даже поучаствовать в них, особый интерес у ребят вызывает возможность посидеть за школьной партой. Также в течение года организуются беседы и встречи с учащимися школы, которые ранее посещали детский сад, совместные праздники, мероприятия. Дети первоклассники и будущие выпускники детского сада готовят инсценированные сказки, различные концертные номера, которые демонстрируют друг другу.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и инновационных технологий.
Наиболее интересной и эффективной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений при подготовке к школе выступает реализация совместных детско – родительских проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает детскую инициативу, познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, культурные практики.
Хотелось бы остановиться на двух проектах, которые реализовывались совместно с детьми подготовительных к школе групп.
Дети с ОВЗ и одаренные дети смогли успешно реализовать себя в музыкальной деятельности через участие в творческом проекте «Моя любимая игрушка», которая осуществлялась при поддержке музыкального руководителя детского сада.
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Идеей возникновения проекта послужило то, что дети приносили в садик свои любимые игрушки, рассказывали истории о них, некоторые придумывали и исполняли песенки или стихи об игрушках. Затем придумывали мелодию и под фонограмму исполняли песню. Новая идея в реализации проекта возникла на одном из занятий по песочной терапии. Дети, играя в песочнице, напевали свои песенки и пробовали инсценировать их. В процессе обыгрывания возникла идея создания музыкальных клипов на авторские песенки детей. Дети придумывали историю, создавали ее, поэтапно фотографировали.
Клипы, созданные с помощью компьютерной программы «Киностудия WindowsLive», были продемонстрированы не только детям, но и родителям. Мамы и папы, бабушки и дедушки удивились творческим возможностям своих детей.
Проект «Моя будущая школа» позволил снизить уровень тревожности детей и родителей перед поступлением в первый класс. Во время реализации проекта дети вместе с родителями создавали рисунки, аппликации, поделки, макеты на тему «Школа моей мечты», брали интервью у взрослых и сверстников, задавая вопросы: «Что такое школа?», «Какие правила поведения есть в школе?», «Хочешь ли ты пойти в школу?». Затем был создан фильм «Один день из жизни наших детей», который демонстрировался на совместном родительско – детском собрании в конце учебного года. Само собрание было построено в виде игры детей и родителей, каждая команда, а их как правило бывает две, выполняли задания «Собери портфель», «Посчитай в уме», «Какая это буква?» и др. Далее совместно с родителями специально для выпускного вечера был создан фильм — сюрприз «От рождения до школы», который очень заинтересовал ребят. В фильме демонстрировались поэтапно фотографии ребят в разные возрастные периоды, дети отгадывали кто из них сейчас на экране, что вызывало у ребят массу положительных эмоций.
Итоги комплексной психолого – педагогической диагностики стартовой готовности ребенка к школе «Задания для первоклассников» показали высокую результативность планомерной работы с детьми: показатели высокого уровня готовности к школе в начале года с 2015 по 2018 годы возросли на 11%, а низкий уровень готовности сведен к минимуму и составил 5%. В конце учебного года высокий уровень готовности к школе продемонстрировали 14% (2015г.), 16% (2016г.), 21% (2017г), 29% (2018г) детей.
Процесс адаптации к школе у детей прошёл успешно (высокая степень адаптации первоклассников в 2015г. — 68%., 2016г. – 61%, 2017 г. – 65%, 2018 г. – 78%). Педагоги отмечают, что дети активны на уроках, внимательны, настойчивы и целеустремленны.
2. Кравцова Л.Н. Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения. http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17
3. Нагаева Г.В. Психологические аспекты работы школьного психолога по сопровождению детей младшего школьного возраста: Методическое пособие. - Чита: ЧИПКРО, 2004. - 67с.
4. Николаева А.Б. «Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности». Вопросы психологии, №1, 1989 г.
5. Панькова Л.Н. Все, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2017. - 64с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. С изменениями и дополнениями от 31.12.2015 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО от 17.10.2013 г.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.