Участие как обучение. Обучение как диалог

С введением ФГОС ДО [4] начался переход дошкольного образования на качественно новый уровень: пересмотр традиционных технологий и акцентирование внимания на таких принципах в организации образовательного процесса как:

  • уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
  • широкое использование игровых приемов, игрушек;
  • создание развивающей предметной среды, которая бы инициировала детскую деятельность;
  • обеспечение взаимосвязи образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью;
  • выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения взрослого с детьми, детей между собой.

Для меня самой большой проблемой в осмыслении и принятии нового стандарта оставались организация и планирование образовательной деятельности, а так же изменение в ней позиции педагога. Ведь представление об обучении с занятием как дидактической формой учебной деятельности оставалось устойчивым. А взрослый в этом процессе, без сомнений, — был главным, руководящим и управляющим ребенком. Изменить формулировку «педагогических клише», позицию «над» и «сверху», представить совместное планирование деятельности еще 2-3 года назад казалось чем-то нереальным и неестественным.

В поисках путей выхода меня заинтересовала новая инновационная образовательная программа «Вдохновение» (под редакцией И.Е. Федосовой) [1]. С 2017 года познакомившись с авторами программы, изучив ее основные принципы, представленные в ней технологии, УМК, я стала апробировать следующую модель образовательного процесса.

Утренний прием детей — использовать как компонент образовательной деятельности по технологии «субъект-субъектоного» взаимодействия «Детский совет» (адаптированной для дошкольников Л.В. Свирской) [3]. На детском совете после приветствия и режимных моментов, совместно с детьми планируется работа на день. Воспитатель только ставит цель работы, после этого воспитанники решают, как эта цель будет реализовываться, решают, будут они заниматься индивидуально или с друзьями, каким способом эта цель будет достигаться.

Основная деятельность дошкольников начинается после того, как дети спланируют свои действия, выберут себе партнеров, определят, в каком центре активности будут работать, решают, какие материалы и игрушки выберут для своей деятельности. Педагог в таком случае выступает равноправным партнером в совместной деятельности, незаметно направляет ее к достижению нужного результата, а проектный метод предоставляет возможность всем участникам образовательной деятельности стать соавторами ее содержания.

Вечером педагог вместе с детьми анализирует, как выполнено задуманное. Таким образом, подобную технологию можно рассматривать как систему: планирование – деятельность – анализ деятельности.

В рамках такой деятельности каждый ребенок имеет возможность реализовать свои идеи и получать максимальное удовлетворение от их реализации. Темы определяются, исходя из интересов детей, из них формируется «Копилка детских вопросов» для перспективы. Наши самые интересные (лучшие, по мнению детей) проекты [2] звучат так: «Здоровый город» 2015 г., «Профессии бывают разные» 2016 г., «Наши любимые бабушки и дедушки» 2016 г., «Почему машина едет, а самолет летит?» 2018 г., «Умный дом» 2019 г.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.

Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Постоянное использование принципа партнерского взаимодействия довольно сложно и требует большого умения общения с сегодняшними детьми. Но благодаря этому жизнь в детском саду для ребенка становится одной большой игрой со своими нормами и правилами, и мне, как воспитателю, в этом процессе необходимо преподнести «программный материал» так, чтобы ребенок и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем. 

Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» /под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. - М.: Национальное образование, 2016. – 342 с.
2. Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л.В. Свирской. - М.: Национальное образование, 2015. – 112 с.
3. Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. - М.: Национальное образование, 2015. – 80 с.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
393
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.