Модели социализации в образовательных организациях
Говорить о социализации, точнее о ранней социализации детей, могу долго, уверенно и предметно, приводя цитаты знаменитых педагогов и психологов, делясь своими «фишками» и находками, поскольку занимаюсь этим вопросом всю свою «профессиональную жизнь», не много не мало – 27 лет. Почему социализация? По себе знаю, когда начинаешь копаться в каких – то вопросах, погружаясь в проблематику, обязательно находишь верные пути (недаром это называют самообразованием).
Итак, к тезариусу: Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему (индивиду) успешно функционировать в обществе [1]. То есть, социализация – это процесс, длящийся всю жизнь, поскольку по мере взросления человек включается в разную социальную среду и первый опыт – детский сад.
Социализация любого ребёнка происходит в процессе его совместной деятельности и общения с взрослыми и сверстниками. Главный акцент в социализации ребёнка я делаю не столько на процесс усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создание условий для его социализации.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка – это и есть модель социализации в дошкольном образовательном учреждении: сотрудничество, взаимодействие и единство детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Каковы же базовые характеристики успешной социализации дошкольников? Всё очень просто, это:
— самостоятельность
— безопасность
— развитое самосознание
— свобода поведения
— адекватная самооценка
— ответственность
— произвольность поведения
— креативность
— инициативность
— компетентность
Так много ГРОМКИХ СЛОВ, не правда ли? И как это всё развить мне, музыкальному руководителю? Да очень просто – через ПРАЗДНИЧНУЮ КУЛЬТУРУ! Чем я и занимаюсь.
Итак, ПАЗДНИК – как средство социализации ребёнка — дошкольника.
Составляющие праздника:
1.Эмоциональная составляющая
— радость;
— счастье;
— удовольствие;
— общение и взаимодействие детей друг с другом;
— детей и взрослых
2. Когнитивная составляющая:
— общественно выработанное культурное содержание;
— взаимодействие детей и музыкального, театрального, литературного искусства.
Вывод: обе составляющие праздника приводят к базису здоровья, культуры личности, полноценному проживанию ребёнком периода дошкольного детства.
Условия праздника позволяют в наиболее мягкой и приятной для детей форме осваивать определённые сведения социального характера, порции образовательного материала через трансляцию ценностей человеческой культуры. Происходит снижение излишней дидактичности образовательного процесса в условиях праздничного мероприятия за счёт:
— повышенного эмоционального фона, радости, удовольствия, которые испытывают дети
— непреднамеренности усвоения детьми содержания образовательного материала.
Социализация, развитие общения и нравственное воспитание – эти понятия очень тесно переплетены между собой:
— в воспитании моральных и нравственных качеств ребёнка;
— в формировании умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
— в развитии общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе;
— в формировании готовности детей к совместной деятельности, развитии умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками;
— в развитии социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Что является наиболее значимой ценностью в жизни ребёнка – дошкольника? Безусловно, СЕМЬЯ- мама и папа, бабушка и дедушка. Исходя из этих ценностей, я провожу праздничные мероприятия, в которых подчёркивается роль мамы, папы, бабушки и дедушки – как самых важных людей в жизни ребёнка.
Мама – самая лучшая, самая добрая, самая красивая! Доброй традицией детского сада стала одна из моих идей о вручении благодарностей в канун праздника «День матери» в подготовительной к школе группе «За доверие детскому саду» тем мамам, которые привели в наш детский сад не одного, а двух и более детей. Таких мам, как правило, бывает 10 – 17 в каждой группе!
Посмотреть можно здесь:
https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239038
А как неожиданно приятно для мам и тем более детей, признание пап в любви мамам и слова благодарности за прекрасных детей!
Посмотреть можно здесь:
https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239033
Немаловажна и роль отца, как важной фигуры в гендерном воспитании детей – дошкольников. Совместно с отцами я провожу как традиционные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, так и нетрадиционные – День отца. Где дети любуются своими папами, их силой, ловкостью, весёлостью, умением всё сделать.
Для бабушек и дедушек наших воспитанников я провожу мероприятия, ориентируясь на их возраст. Концертная программа «От всей души» — праздничное мероприятие с приглашением известного Карпинского музыканта Н.Н. Сергеенко – соединила воедино всех участников праздника. Незабываемое впечатление произвёл квест «День нестареющих людей», посвящённый Международному дню пожилого человека, во время которого бабушки и дедушки, переходя из группы в группу выполняли определённые задания. Ещё одна из моих идей, ставшая доброй традицией детского сада – вручение благодарностей «За доверие детскому саду» тем бабушкам и дедушкам, которые привели в наш детский сад не только детей, но и внуков.
Это так здорово, когда в едином потоке и люди старшего поколения и их внуки сливаются в унисон в песне, или танце!
Посмотреть можно здесь:
https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239049
Именно так я вижу модель социализации в детском саду во время праздничных мероприятий – только вместе, только рядом!
Понимаю, что не всё зависит от нас в процессе социализации ребёнка — дошкольника, есть, конечно, ряд факторов, создающие трудности, но
ТО, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ – Я СДЕЛАЮ НА ВСЕ 100%!
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.