Модели социализации в образовательных организациях

Говорить о социализации, точнее о ранней социализации детей, могу долго, уверенно и предметно, приводя цитаты знаменитых педагогов и психологов, делясь своими «фишками» и находками, поскольку занимаюсь этим вопросом всю свою «профессиональную жизнь», не много не мало – 27 лет. Почему социализация? По себе знаю, когда начинаешь копаться в каких – то вопросах, погружаясь в проблематику, обязательно находишь верные пути (недаром это называют самообразованием).

Итак, к тезариусу: Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему (индивиду) успешно функционировать в обществе [1]. То есть, социализация – это процесс, длящийся всю жизнь, поскольку по мере взросления человек включается в разную социальную среду и первый опыт – детский сад.

Социализация любого ребёнка происходит в процессе его совместной деятельности и общения с взрослыми и сверстниками. Главный акцент в социализации ребёнка я делаю не столько на процесс усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создание условий для его социализации.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка – это и есть модель социализации в дошкольном образовательном учреждении: сотрудничество, взаимодействие и единство детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Каковы же базовые характеристики успешной социализации дошкольников? Всё очень просто, это:

— самостоятельность

— безопасность

— развитое самосознание

— свобода поведения

— адекватная самооценка

— ответственность

— произвольность поведения

— креативность

— инициативность

— компетентность

Так много ГРОМКИХ СЛОВ, не правда ли? И как это всё развить мне, музыкальному руководителю? Да очень просто – через ПРАЗДНИЧНУЮ КУЛЬТУРУ! Чем я и занимаюсь.

Итак, ПАЗДНИК – как средство социализации ребёнка — дошкольника.

Составляющие праздника:

1.Эмоциональная составляющая

— радость;

— счастье;

— удовольствие;

— общение и взаимодействие детей друг с другом;

— детей и взрослых

2. Когнитивная составляющая:

— общественно выработанное культурное содержание;

— взаимодействие детей и музыкального, театрального, литературного искусства.

Вывод: обе составляющие праздника приводят к базису здоровья, культуры личности, полноценному проживанию ребёнком периода дошкольного детства.

Условия праздника позволяют в наиболее мягкой и приятной для детей форме осваивать определённые сведения социального характера, порции образовательного материала через трансляцию ценностей человеческой культуры. Происходит снижение излишней дидактичности образовательного процесса в условиях праздничного мероприятия за счёт:

— повышенного эмоционального фона, радости, удовольствия, которые испытывают дети

— непреднамеренности усвоения детьми содержания образовательного материала.

Социализация, развитие общения и нравственное воспитание – эти понятия очень тесно переплетены между собой:

— в воспитании моральных и нравственных качеств ребёнка;

— в формировании умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

— в развитии общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе;

— в формировании готовности детей к совместной деятельности, развитии умения договариваться, самостоятельно решать конфликты со сверстниками;

— в развитии социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Что является наиболее значимой ценностью в жизни ребёнка – дошкольника? Безусловно, СЕМЬЯ- мама и папа, бабушка и дедушка. Исходя из этих ценностей, я провожу праздничные мероприятия, в которых подчёркивается роль мамы, папы, бабушки и дедушки – как самых важных людей в жизни ребёнка.

Мама – самая лучшая, самая добрая, самая красивая! Доброй традицией детского сада стала одна из моих идей о вручении благодарностей в канун праздника «День матери» в подготовительной к школе группе «За доверие детскому саду» тем мамам, которые привели в наш детский сад не одного, а двух и более детей. Таких мам, как правило, бывает 10 – 17 в каждой группе!

Посмотреть можно здесь:

https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239038

А как неожиданно приятно для мам и тем более детей, признание пап в любви мамам и слова благодарности за прекрасных детей!

Посмотреть можно здесь:

https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239033

Немаловажна и роль отца, как важной фигуры в гендерном воспитании детей – дошкольников. Совместно с отцами я провожу как традиционные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, так и нетрадиционные – День отца. Где дети любуются своими папами, их силой, ловкостью, весёлостью, умением всё сделать.

Для бабушек и дедушек наших воспитанников я провожу мероприятия, ориентируясь на их возраст. Концертная программа «От всей души» — праздничное мероприятие с приглашением известного Карпинского музыканта Н.Н. Сергеенко – соединила воедино всех участников праздника. Незабываемое впечатление произвёл квест «День нестареющих людей», посвящённый Международному дню пожилого человека, во время которого бабушки и дедушки, переходя из группы в группу выполняли определённые задания. Ещё одна из моих идей, ставшая доброй традицией детского сада – вручение благодарностей «За доверие детскому саду» тем бабушкам и дедушкам, которые привели в наш детский сад не только детей, но и внуков.

Это так здорово, когда в едином потоке и люди старшего поколения и их внуки сливаются в унисон в песне, или танце!

Посмотреть можно здесь:

https://vk.com/id355569121?z=video355569121_456239049

Именно так я вижу модель социализации в детском саду во время праздничных мероприятий – только вместе, только рядом!

Понимаю, что не всё зависит от нас в процессе социализации ребёнка — дошкольника, есть, конечно, ряд факторов, создающие трудности, но

ТО, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ – Я СДЕЛАЮ НА ВСЕ 100%!

Литература:
1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
527
RSS
Комментарий удален
14:58
Автору следует обратить внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.
Уважаемый Администратор! Список литературы был оформлен с помощью ссылки, которая находилась под окошком «Список литературы», с использованием сервиса, где были заполнены все поля, и список встал автоматически. Ссылка в тексте на список литературы находится во втором абзаце.
09:17
Ольга Викторовна, в тексте ссылка на источник литературы оформляется в квадратных скобках, в которых указывается номер источника в списке, а источник в списке должен иметь следующий вид: Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Спасибо, уважаемый Администратор! Всё поправлено!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.