Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством LEGO-технологий
«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?»
В. Маяковский
«Кем быть?»
Полноценное развитие личности включает в себя профессиональное самоопределение. Основы для профессионального самоопределения детей в будущем закладываются, начиная с дошкольного возраста. Поэтому перед педагогами стоит задача выстраивания системной педагогической деятельности по профориентации детей, начиная с детского сада.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер [4].
Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности [3].
Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Конструирование дает возможность детям в увлекательной, активной и продуктивной деятельности обогащать свои представления о разных видах профессий. Ребята могут мечтать и воплощать свои замыслы в играх: сегодня – врач, завтра – инженер и даже космонавт [5].
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков, а LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире [1].
Практическое значение и новизна данного направления состоит в том, что он позволяет детям дошкольного возраста в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования и сформировать положительные отношения к труду взрослых.
LEGO–конструирование раскрывает для детей дошкольного возраста мир техники и знаний о труде взрослых. Развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников [2].
Труд взрослых и LEGO–конструирование объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, доступность данной образовательной технологии актуальна для организации исследовательской деятельности детей.
Соответствие требованиям ФГОС ДОО: системно-деятельностный и интегративный подход положен в основу технологии использования.
В рамках данной темы воспитанники средней группы детского сада № 4 стали участниками открытого заочного творческого конкурса для детей младшего дошкольного возраста «ИКаРёнок с пелёнок». Тема, которого была «Кем быть?», в данном конкурсе дети представили свои конструкции и рассказ о будущей своей профессии.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через LEGO-конструирование // Портал образования
URL: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=7031 (дата обращения: 2018).
3. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Издательство ЦПО, 2013.
4. Раннее профессиональное самоопределение // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/06/08/rannee-professionalnoe-samoopredelenie-detey (дата обращения: 2018).
5. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Гном, 2013.