Физическое развитие и культура здоровья в системе дополнительного образования
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья являются приоритетными направлениями дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы.
Основными задачами физического воспитания в системе дополнительного образования являются:
повышение уровня двигательной подготовленности и укрепления здоровья детей и подростков;повышение мотивации детей и подростков к занятиям оздоровительными формами физической культуры;снижение уровня заболеваемости учащихся во время всего периода обучения;укрепление здоровья и физической закалки детей школьного и дошкольного возраста.Моя педагогическая деятельность регламентируется современной образовательной политикой: Законом «Об образовании РФ», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», «Стратегии развития физической культуры и спортав РФ на периоддо 2020г», основными направлениями развития образования в ГО Карпинск, Уставом, Образовательной программой и Программой воспитания и социализации обучающихся МАОУ ДО ДЮСШ.Лыжные гонки являются популярным и массовым видом спорта.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств, необходимых в спортивной деятельности. Основа физической подготовленности лыжника — это выносливость, она является наиболее значимым физическим качеством.
Главным направлением тренерской деятельности является развитие выносливости у ребят, занимающихся в лыжной секции, на этой основе повышение уровня их двигательной активности.
По определению ученых, выносливость — это способность противостоять утомлению. Основным условием ее воспитания является объем выполняемой тренировочной нагрузки различной интенсивности. На тренировочных занятиях лыжники для развития выносливости в основном занимаются кроссовой подготовкой и катанием на лыжах и лыжероллерах, так же в тренировочный процесс включается езда на велосипеде на длинные дистанции, плавание, различные спортивные игры.
Силовая выносливость развивается путем выполнения силовой работы на различных эспандерах, тренажёрах, турниках и брусьях, а так же силовые упражнения с отягощениями.
Нагрузка дозируется с учетом возраста и физической подготовленности обучающихся.
В организации учебно – тренировочного процесса решала следующие задачи:
— создать условия для полноценного усвоения обучающимися учебного материала в соответствии с их индивидуальными способностями и подготовленностью;
— определить средства, формы и методы развития технической и тактической подготовки обучающихся, гарантирующие наиболее эффективные достижения воспитанниками запланированных результатов;
— формировать и развивать у обучающихся личностные качества, необходимые для занятия лыжными гонками;
— моделировать эффективность тренировочного процесса для формированиянеобходимых навыков;
— использовать в образовательной деятельности информационно-коммуникационные технологии обучения.
Эти задачи были направлены на обеспечение реализации образовательной деятельности, создание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика и индивидуально-ориентированного подхода в процессе обучения, на основе которых формируются компетенции личностного совершенствования.
Создание условий (кадровых, материально – технических, финансовых, профессиональных), использование разнообразие форм, методов, приёмов и средств, современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных позволило добиться положительной динамики в обучении и воспитании детей.
Ниже остановлюсь на самых эффективных технологиях и формах работы с детьми по развитию и воспитанию обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
— создание благоприятных условий для каждого воспитанника.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:
— формирование у воспитанников двигательных умения и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс;
— личностно-ориентированное обучение воспитанников в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей;
— определение уровня физического развития каждого воспитанника с помощью тестов и нормативов;
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует воспитанников на развитие своей индивидуальности. При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым воспитанником индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.
Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
— развитие познавательной активности воспитанников;
— повышение интереса к систематическим занятиям у каждого воспитанника; — создание командного духа в спортивном коллективе;
— повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При проведении учебно-тренировочного процесса применяю следующие приемы игровой технологии:
— включение в учебно-тренировочные занятия не только общеразвивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;
— проведение соревнований как внутри, так и между учебно-тренировочными группами, применение принципа системности и связи теории с практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего развития личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию физических качеств, чувства коллективизма, информированности воспитанников о других видах спорта; улучшению спортивных показателей; профилактике сколиоза.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Обеспечение сохранности здоровья воспитанников при проведении учебно-тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий учитываю:
— возрастные особенности воспитанников;
— с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный психологический фон на занятиях;
— распределяю физическую нагрузку с учетом физических возможностей воспитанников;
— применяю методы и приемы, которые способствуют, которые способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям у каждого воспитанника; — организация каникулярного отдыха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
Результативность применения всех новых образовательных технологий зависит от личных качеств тренера-преподавателя, его компетентности, уровня его образования, преданности профессии, а самое главное его любви к детям.
Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и воспитанника в контакте с родителями и школой.
Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед педагогом целей.
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
4. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ.ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
5. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Сусло-ва, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.