Тьюторское сопровождение в ДОУ как шаг к успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ

Чтобы стать полноценным членом общества, занять свое положение, получить статус с соответствующими социальными ролями, человеку нужно усвоить нормы и ценности, существующие в данном обществе. Исходя из этого, основной задачей инклюзивного образования является приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к основам культуры и цивилизации, включение в общество, привлечение к активному участию в социальной жизни.

Первым институтом социализации для детей дошкольного возраста является детский сад.Здесь ребенок получает первый опыт общения с взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

В детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки, характерные обществу обычных людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников) [1].

Сегодня хотелось бы поделиться небольшим, но успешным опытом внедрения относительно новой педагогической практики, применяемой в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 17 «Серебряное копытце» – тьюторство.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения [2].

Ставка тьютора появилась в штатном расписании МАДОУ № 17 «Серебряное копытце» с сентября 2018 года по запросу родителей, на основании рекомендаций психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК).

Тьюторант – мальчик 6 лет с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Ранее ребенок год посещал индивидуальные занятия учителя — дефектолога и учителя – логопеда, поэтому установить взаимодоверительные отношения было не сложно.

В мои обязанности как тьютора входит:

1.Сопровождение ребенка во всех режимных моментах группы (принятие пищи, гигиенические процедуры, прогулки, экскурсии и т.д.) Вовлечение мальчика в совместную со сверстниками игровую деятельность.

Во время образовательной деятельности организация рабочего пространства, упрощение или усложнение задания педагога, корректировка темпа выполнения, адаптация учебных материалов, которые используются на занятии в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.

2. Участие в обсуждении и составление программ, планов, подбор методик работы педагогического коллектива.

Образовательная деятельность ребенка осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе, на тьюторанта составлен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с учетом Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей. ИОМ разрабатывается на один учебный год. В его разработке принимают участие следующие специалисты: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

3. Проведение индивидуальных занятий в соответствии с ИОМ и планом занятий.

Приоритетными направлениями являются:

— социально – коммуникативное развитие ребенка (личный пример, беседы, чтение художественной литературы, организация коммуникативных и сюжетно – ролевых игр, проигрывание различных ситуаций, поручения посильные ребенку, реализация семейных проектов);

— формирование навыков самообслуживания (формирование навыков культурного поведения за столом, мытье рук, использование носового платка и т.д.);

— развитие мелкой моторики рук (использование бизибордов, геобордов, тренажеров для рук, пальчиковых игр, самомассаж шариком Су Джок, игры с прищепками, пеной, песком, работа с бумагой – обрывание, сминание, скатывание, работа ножницами, штриховка, выполнение графических элементов в рабочей тетради и т.д.);

— развитие познавательных процессов (игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве);

— формирование речевого дыхания (артикуляционная гимнастика, надувание мыльных пузырей, шаров, игра на детской дудке, поддувание на вату, воду, песок и т.д.)

4. Участие с воспитанником в различных видах социально значимой деятельности, направленной на реализацию социальных проектов и программ (участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях и т.д.).

Работа в данном направлении важна для воспитания у ребенка чувства уверенности в своей силе, она дает возможность повысить уровень самоуважения и самооценки, мотивирует на активное взаимодействие с окружающими людьми.

7.Мониторинг уровня развития ребенка для корректировки способов, приемов, технологий педагогического воздействия.

12.Регулярное поддерживание связи с родителями (сообщение о состоянии здоровья, об успехах и сложностях, которые испытывает ребенок в плане обучения, общения, об особенностях поведения в той или иной ситуации).

В конце учебного года после проведения итогового диагностического обследования, исходя из личных наблюдений, и отзывов родителей можно сделать следующие выводы:

— у ребенка повысился уровень развития во  всех образовательных областях;

— значительно улучшились показатели развития мелкой моторики рук;

— мальчик охотно вступает в общение со знакомыми взрослыми, умеет налаживать взаимодействие со сверстниками в группе в самостоятельной деятельности; использует в общении речевые и неречевые средства для выражения своего состояния; проявляет вежливость и доброжелательность к окружающим; замечает изменения настроения и эмоционального состояния других людей; проявляет стремление к сопереживанию;

— вырос уровень сформированности сюжетно – ролевой игры (умеет создавать сюжет в индивидуальной и совместной игре, распределяет роли, действует в соответствии с задуманным сюжетом, вносит изменения в замысел с учетом интересов других детей, использует предметы – заместители).

Одним из главных достижений проделанной работы является формирование у мальчика положительной мотивации к деятельности характерной для ребенка дошкольного возраста (музыкальной, коммуникативной, образовательной, игровой и т.п.).

Считаю, что предоставляя ребенку возможность активно участвовать в жизни группы других сверстников, помогая полноценно прожить период дошкольного детства, мы выполняем главное условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вселяем веру в родителей в успешное будущее своих детей.

Литература:
1.Солгалова Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7690/ (дата обращения: 15.09.2019)
2. Тьютор в школе и детском саду: кто это, кто может быть тьютором? https://mirvuzov.ru/poleznoe-i-interesnoe/tyutor (дата обращения 30.09.2019)
461
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.