Организация образовательного пространства в ДОУ

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Важнейшим условием для всестороннего развития личности ребёнка является использование в образовательной практике наряду с традиционными методами современных средств, в том числе и информационных. Информационные средства помогают развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности.

Современные дети – сегодняшние дошкольники, посещающие ДОУ, во многом совершенно отличается от своих сверстников, которые были нашими воспитанниками 10-15 лет назад. Они мыслят по новому, у них совершенно другое сознание и поэтому знания, которые они приобретают должны преподноситься качественно по-новому, т.е. педагог должен использовать наряду с различными методами, техниками обучения и воспитания и современные технические средства.

Дозированное применение информационных средств в дошкольном образовании способствует решению задач всех образовательных областей, выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, не заменяя, а дополняя традиционные способы организации деятельности дошкольников. Поэтому включение компьютерных средств в развивающую предметно-пространственную среду и в образовательное пространство дошкольного учреждения – это реальная возможность погрузить ребёнка в мир творчества и открытий, обучения и игровой деятельности.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество.

Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего, предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

ФГОС определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?

Поставили перед собой цель: повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий и интерактивных методов обучения.

Задачи

— Преобразовать развивающее пространство путём активного использования современного технического оборудования.

— Развивать навыки работы в интерактивных средах, уметь творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач.

— Развивать мыслительные навыки детей

— Воспитывать потребность детей в познании окружающего мира

Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды.

Так в нашем образовательном пространстве появился «Волшебный кинотеатр», который носит виртуальный характер. Он не занимает много пространства. Это наша интерактивная доска и стульчики, которые ставим полукругом перед доской.

Работа в нашем кинотеатре идёт как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

В «Волшебном кинотеатре» используем различные презентации, делаем интерактивные рисунки, просматриваем короткие видеофрагменты, играем в игры обучающего и развивающего характера.

Мультфильм как один из факторов медиасреды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых.

Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы отфильтровать, подобрать мультфильмы обучающего, развивающего и научно-познавательного характера.

Просмотр мультфильмов – увлекательное, поучительное и воспитательное удовольствие для детей.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

— развивают эстетический вкус, чувство юмора;

— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Для детей от 3 до 7 лет необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам про окружающий их мир, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом, формирует представления об окружающей действительности, помогает достижению конечной цели. Интерактивные игры в нашем «Волшебном кинотеатре» используются в свободное время.

Документ-камера, которую мы используем во время игр, существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Этот замечательный инструмент, способен превратить любое взаимодействие педагога с ребенком в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог педагога и воспитанника.

Материалы ИКТ для проведения интеллектуальных и познавательных игр, викторин направлены на:

— обобщение знаний детей о транспорте, о дорожных знаках и их классификации;

— овладение навыками сравнения групп предметов (по длине, ширине, высоте, толщине), счета, ориентировки в пространстве; в частях суток, днях недели, временах года и др.

В «Волшебном кинотеатре» мы используем интерактивную обучающую систему «Играй и развивайся». Эта система построена на использовании безконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect. Преимуществом такой системы является не только интерактивность и красочность игрового занятия, но и то, что ребёнок может развиваться не только умственно, но и физически.

Комплекс «Играй и развивайся» представляет собой подвижные развивающие занятия. Занятия обучают детей математике, безопасному поведению, различать домашних и диких животных — и всё в двигательной форме!

Нужно дотягиваться, хватать, прыгать, брать — в комплексе очень много игр с разными формами движения. Тем самым развивается крупная моторика и координация.

Система содержит большое количество игр с разными двигательными навыками — движение и захват ладонью, прыжки, шаги и другие.

Комплекс повышает уровень мотивации детей через обучение в форме подвижной игры и коррекционные занятия становятся интереснее и разнообразнее.

Каждое занятие соответствует календарно-тематическому планированию и ФГОС и разработаны по возрастам.

«Играй и развивайся» объединяет сразу область «Физическое развитие» и образовательные области, относящиеся к интеллектуальному развитию.

Программно-методические комплексы являются инструментом воспитателя при проведении занятий с детьми. Материал тематического занятия может быть закреплён посредством тематической игры из набора типовых игровых методик (4-й лишний, разделение предметов на две группы и др.). Интерактивные игры позволяют с одной стороны, знакомить детей с информацией и возможностями информационных технологий, с другой стороны, сделать занятие более увлекательным.

Виртуальные экскурсии — являются современной педагогической технологией и имеют целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Так, не покидая здание нашего детского сада, мы знакомим детей с объектами, которые находятся за пределами учреждения, города и даже нашей страны. Виртуальные экскурсии при организации с детьми младшего дошкольного возраста должны носить эпизодический характер, с четким эмоциональным текстом воспитателя, крайне доступным для понимания детей 3-5 лет.

Подводя итог, можно сказать, что использование интерактивных методов обучения с применением современных технических средств делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным.

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения.

При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Литература:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»., М. 2001.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 1991г., No5
4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.-2007.-No6.-С.8-10.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М., 2003
6. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
7. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., No 11.
8. Никитин Б. П. «Развивающие игры». -5-е изд. доп. -М.: Знание, 1994.
9. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об тверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. No1155 г.Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Соколова Е.Б. «ИКТ приходит в садик».
13. Трунина В.Н .«Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ»
14. https://infourok.ru/biblioteka инфоурок библиотека
15. https://easyen.ru/ современный учительский портал
386
RSS
11:03
Светлана Сергеевна, обратите внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.