Технологии социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с особыми образовательными потребностями является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умений достойно жить в нем.

Среди детей с особыми образовательными потребностями особое место занимают дети с нарушением интеллекта.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У детей с нарушениями развития отсутствует интерес к окружающему миру. Чаще всего дети, посещающие нашу группу не интересуются новыми играми и игрушками, выбирая уже известное, знакомое. Многие родители наших воспитанников предпочитают находиться с детьми дома, редко посещают мероприятия, общественные места, гуляют с ними. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Мышление и восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.

У детей, посещающих нашу группу страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Многие дети вообще не разговаривают. В результате снижена потребность в речевом общении.

Развитие коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта является для нас очень сложной и одной из самых главных задач. Важно не только научить ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, но и понимать обращенную речь, накапливать пассивный словарный запас. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа по развитию речи и коммуникативных способностей.

В силу тяжести своего нарушения, дети с нарушением интеллекта забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затрудненно формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.

В своей работе мы используем моделирование реальных ситуаций и виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.), с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. В силу своих особенностей развития, физических дефектов и нестабильности эмоционально-волевой сферы, многие дети не могут посещать социокультурные мероприятия, участвовать в экскурсиях. Вследствие этого, многие дети имеют знания об окружающем мире в пределах обихода и детского сада.

У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Выбор темы диктуется, прежде всего, лексическими темами или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и под темы экскурсии в единое целое.

Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии.

Создание виртуальной экскурсии мы осуществляем в подгрупповой или индивидуальной деятельности.

Виртуальные экскурсии привлекают внимание детей, позволяют побывать детям за пределами детского сада и дома, на улицах города, в магазине, в парке, на огороде и т.п.

Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях и проектной деятельности. Например, после виртуальной экскурсии в магазин, мы апробируем полученные знания в сюжетно-ролевой игре. Вместе с детьми мы выстраиваем алгоритм действий в магазине, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий в магазине, смогут в будущем посещать его.

В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

В своей работе мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением и её можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов ДОУ, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Темы для исследований детьми с ОВЗ могут быть самые разнообразные, но они должны быть им понятны и просты.

Совсем недавно, в рамках проведения конкурса «Я – исследователь» мы

взяли тему для исследования «Мука –волшебница».

Целью которой былоузнать, что можно приготовить из муки. Мы поставили следующие задачи:

1.Узнать, откуда берется мука.

2.Выяснить, какие изделия изготавливаются из муки

3.Научиться месить тесто.

4. Испечь хлеб в хлебопечке.

На начальном этапе мычитали сказки, стихи и рассказы, в которых встречаются хлебобулочные изделия, рассматривали иллюстрации, фотографии и картинки.

Вместе с детьми мы обогащали свои знания из энциклопедий, видеороликов и презентаций о том, откуда берется мука, кто выращивает и печет хлеб. В нашей группе оформлена выставка «Волшебница — мука». Мы рассмотрели иллюстрации, на которых видна работа хлеборобов и пекарей. Мы выяснили, как трудно вырастить хлеб, сколько нужно вложить труда, чтобы из маленького зернышка получился вкусный, румяный каравай, хлеб и другие изделия.

Вместе с ребятами мысходили на экскурсии: на кухню детского сада, в хлебный магазин. В хлебный магазин ходили и родители со своими детьми.

Затем мы учились с детьми замешивать тесто. Тесто мы решили месить из магазинной муки. Но не такое тесто, из которого можно приготовить настоящий хлеб, а соленое…

Из него можно тоже приготовить булочки, баранки и торты для кукол и играть с этими продуктами. Для того, чтобы замесить тесто, нам понадобились еще другие продукты — вода, сахар, соль, растительное масло.

Месить тесто оказалось не простым делом, нужно знать последовательность — что за чем класть и соблюдать пропорции.

Мы приготовили своими руками баранки и булочки, различные угощения для кукол и провели серию сюжетно- ролевых игр «Хлебобулочный магазин».

Из сказок мы узнали, что раньше хлеб выпекали в русской печке. А сейчас можно испечь в специальной электрической хлебопечке, что мы и решили сделать. Мы рассмотрели этот бытовой прибор, я рассказала, как он работает, помогла приготовить продукты, правильно положить их в хлебопечку и выбрать нужную программу. Мы наблюдали, как машина сама месит тесто, как оно поднимается и выпекается. В завершении работы, у нас получился вкусный и душистый хлеб.

Вместе с родителями дети нарисовали рисунки на тему «Волшебница мука» и оформили выставку, где каждый рассказывал о том, что он нарисовал. Дети получили массу новых знаний, эмоций, положительных впечатлений. Также у многих детей обогатился словарный запас.

Формирование у детей с особыми образовательными потребностями умений и навыков — это сложный и кропотливый процесс, над которым работает весь коллектив нашей группы: воспитатели, помощники воспитателя, учитель-дефектолог, педагог- психолог. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для успешной социализации их в общество.

Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.
2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л: И: Акатов. — М;Владос, 2003.
3. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. – Свердловск, 1974.
4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004.
5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М.: ООО «Аспект», 2005.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.
7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно- методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
655
RSS
11:03 (отредактировано)
Евгения Анатольевна, обратите внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.