Духовно-нравственное воспитание дошкольников, как основа ценностного отношения к окружающему миру

Дошкольный возраст – основа общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Актуальность: в настоящее время в условиях ломки нравственных идеалов российского общества одной из важных проблем является состояние духовного, нравственного здоровья человека.

Цель моей работы развитие нравственно-патриотических качеств
дошкольников через современные образовательные технологии.

В соответствии с целью мной были определены следующие задачи:

— создать условия для становления основ патриотического сознания детей дошкольного возраста через организацию развивающих центров детской активности;

— разработать и апробировать в образовательной деятельности программу по развитию культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности;

— внедрить в образовательную деятельность современные образовательные технологии, влияющие на нравственно-патриотическое развитие воспитанников;

— скоординировать работу по взаимодействию с семьями воспитанников и социальными партнерами по решению задач нравственно-патриотического развития детей.

В моей группе организован центр по патриотическому воспитанию детей. В центре есть макет русской деревянной избы, с предметами быта и утварью, куклы в русских национальных костюмах, подобрана методическая и художественная литература, различный демонстрационный и обучающий материал, сборники игр, энциклопедии, куклы-обереги, материал по ознакомлению с родным городом, природой Урала.

Для успешной работы по данной теме разработала Программу «Наша Родина — Россия».

Целью Программы является создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности
в соответствии с их возрастными возможностями.

В разделе «Вместе дружная семья» — знакомила детей с понятием семья, воспитывала чувство гордости за свою семью, прививала уважительное отношение к старшим родственникам, формировала интерес к своей родословной.

В разделе «Город, в котором я живу» дети знакомились с жизнью города, его жителями, трудом взрослых, профессиями.

В разделе «Культура и традиции» знакомила детей с традициями и бытом России, с устным народным творчеством, историей возникновения народных промыслов.

В рамках городского семинара по патриотическому воспитанию педагогам города была представлена НОД «Как люди на Руси жили», данный материал размещен в электронном журнале «Педагог ДОУ», а проект по данной теме занял 2 место в общероссийском конкурсе «Растим патриотов России»

В разделе «Широка страна моя родная» знакомила детей с нашей страной, её многонациональным народом, знакомила с народными играми. Сформировала представление о символах России. Приняла участие в областной заочной патриотической игре «Мы патриоты», разработала сборники подвижных и хороводных игр народов России.

Для педагогов ДОУ была представлена НОД «Символы России» по технологии «Путешествие по реке времени», данный материал был представлен на областной научно-практической конференции «Использование современных образовательных технологий: возможности и результаты» в городе Серове, а также размещен в электронном сборнике материалов научно-практической конференции.

В разделе «Этих дней не смолкнет слава» формировала чувство уважения к подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны, знакомила с историей Отечества. Воспитанники моей группы приняли участие в городском конкурсе чтецов «Весна Победы», в городском конкурсе открыток для ветеранов «И помнит мир спасенный», организованным краеведческим музеем города.

Реализованный проект «О Родине, о подвиге, о славе» принял участие в региональном этапе всероссийского конкурса методических пособий «Растим патриотов России», продуктом проекта стал праздник для ветеранов «Этот день Победы», воспитанники группы стали победителями всероссийского конкурса, посвященного годовщине Победы в великой отечественной войне «Пришла весна – Весна Победы».

В группе созданы условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Реализован проект «Хлеб всему голова», продуктом проекта стало участие детских рисунков в окружном конкурсе детского творчества «Хлеб всему голова».

Опытно-экспериментальная деятельность дала возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовала воспитанию любознательности, самостоятельности.

Проект «Сила притяжения земли» принял участие в городском конкурсе «Я исследователь»

Опыт работы по внедрению проектов в образовательную деятельность был представлен на педагогическом совете «Проектный метод в деятельности ДОУ»

В образовательную деятельность включала здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение и стимулирование здоровья.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка, как регулярный компонент использовала нетрадиционные техники рисования. Воспитанники моей группы стали активными участниками и победителями городских и областных конкурсов детского творчества

Подобраны игры на различную тематику «Познавая край родной», по мотивам народно-прикладного творчества, русских народных сказок.

Для педагогов ДОУ была представлена консультация по использованию игровых технологий в образовательной деятельности.

Подобрана художественная литература, иллюстрации к народным сказкам, потешкам, материал по ознакомлению с произведениями устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы: разработаны сборники «Русские народные потешки», для формирования культурно-гигиенических навыков, и для ознакомления с окружающим миром.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети использовали новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

В своей деятельности активно использую информационно – коммуникационные технологии.

Опыт работы по взаимодействию с семьей был представлен для педагогического сообщества на городской инициативной группе, на городском семинаре по патриотическому воспитанию, на городских педагогических чтениях, на областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственного воспитания в современном образовании», в городе Серове, а также размещен в электронном сборнике научно – практической конференции.

Социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей способствовало активное взаимодействие с социальными партнерами: коллективами МЧС, библиотекой имени П. Бажова, детской школой искусств, ГИБДД, городским музеем.

Развитие нравственно-патриотических качеств
дошкольников через современные образовательные технологии сформировало чувство любви к своей семье, интереса к родословной, чувство гордости и уважения к своему городу, стране, её истории, традициям и культуре.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию способствовала освоению воспитанниками основной образовательной программы ДОУ и достижению целевых ориентиров.

Литература:
Список использованных источников

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. ЦГЛ. 2005. 256 с.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. «Издательство Скрипторий 2003» (старшая, подготовительная группы). 2013. 96 с.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2015. 152 с.
4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. 320 с.
5. Толстикова О.В. Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. 102с
628
RSS
16:00
Светлана Сергеевна, обратите внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.