Взаимодействие с социальными партнерами при решении задач воспитания обучающихся СТиЭ «Конжак»

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Из всех этих задач коллектив Станции Туризма и экскурсий «Конжак» наиболее успешно реализует формирование и развитие у обучающихся такого качества, как патриотизм, который определяется в Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу[1].

Более плодотворно решать вопросы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности обучающихся Станции в процессе реализации образовательной программы, а также школьников города – участников городских мероприятий туристско-краеведческой направленности позволяет сложившаяся модель взаимодействия с социальными партнерами.

Самым ярким примером этого утверждения является многолетний опыт сотрудничества с Карпинским поисково-спасательным отрядом. С 1997 года Станцией туризма совместно с ПСО, по инициативе руководителя Отдела по делам ЧС и ГО Репина А.И., начальника отдела образования Чуркиной Р.А. и начальника Карпинского ПСО Бастрона М.А. проводился профильный палаточный лагерь «Юный спасатель», где у ребят появилась возможность освоить практические навыки, связанные с туризмом, и закрепить те теоретические знания, которые они получали в течение учебного года: организация автономного существования в лесу, техника горного туризма и скалолазания, оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего. Появляются и совершенно новые для ребят знания и умения: организация поиска людей, потерявших ориентировку в лесу; спасение утопающих и поисковые работы под водой. Помогая организовать учебный процесс, профессиональные спасатели предоставляют специальное снаряжение для обучения спасательным работам (пневматические инструменты для разбора завалов, извлечения пострадавших из покореженных машин и из-под бетонных плит, индивидуальные страховочные системы, гидрокостюмы и акваланги, катамараны и т. д.), являются инструкторами при проведении учебных занятий. Участие в деятельности данного лагеря является полезным и для педагогов Станции, которые имеют возможность перенять опыт профессиональных спасателей и овладеть новыми для себя компетенциями.

Помимо технической поддержки и проведенных учебных занятий в воспитательном процессе несомненна польза общения ребят с профессионалами своего дела вечером у костра. Рассказы о реальных спасательных операциях не оставляют ребят равнодушными к проблемам собственной безопасности и повышают их степень ответственности за безопасность окружающих, способность к сопереживанию и готовность к оказанию необходимой практической помощи.

Кроме этого, на протяжении нескольких лет, с 2002 года, один из сотрудников ПСО, спасатель 1-го класса Гетц Олег Викторович, являлся по совместительству нашим сотрудником. Именно он первым в нашем учреждении реализовал программу дополнительного образования «Юные спасатели», которая в настоящее время считается одной из самых популярных не только в нашем учреждении, но и востребованной во многих учреждениях области и страны. Заметим, что это происходило задолго до того, как в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» была поставлена задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования, которые смогут продемонстрировать детям — в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт. В настоящее время эту программу и программу «Школа безопасности» реализует педагог дополнительного образования Кайшаев А.В.

С 2000 года совместно с ПСО в нашем городе проводится первенство по спортивному туризму «Школа безопасности». Программа соревнований ежегодно изменяется, педагоги Станции находятся в творческом поиске наиболее интересных и познавательных форм организации и проведения этих соревнований. Неизменными остались за все эти годы этапы: ориентирование на маркированной трассе, выживание в автономных условиях, оказание доврачебной помощи, техника лыжного туризма. Все эти этапы, пожалуй, невозможно было бы организовать силами только педагогов Станции, без технической поддержки спасательного отряда.

Сотрудничество с НОУ «Карпинская спортивно-техническая школа ДОСААФ России» в деле воспитания патриотов России и подготовки подрастающего поколения к службе в армии приобрело самые разнообразные формы: в программе лагеря «Юный спасатель» появились такие темы занятий, как «Разборка-сборка автомата, снаряжение магазина автомата, стрельба из пневматической винтовки». Поскольку эти занятия всегда вызывают неподдельный интерес у ребят, в программе многих соревнований, проводимых СТиЭ «Конжак», появились аналогичные этапы.

Разовая просьба помочь в проведении одного из этапов «Школы безопасности» 6 отрядуфедеральнойпротивопожарной службы переросла в тесное взаимодействие в течение многих лет. Пожарная полоса препятствий, как один из видов соревнований, проводится теперь и на городском турслете, и на соревнованиях по технике пешеходного туризма. Занятия по подготовке к соревнованиям проводят сотрудники 266-го пожарного отряда, они же являются судьями. При подготовке нашей команды к областным соревнованиям «Школа безопасности и Юный Спасатель» пожарные также оказывают нам и методическую, и практическую помощь, а также предоставляют необходимое оборудование.

Обучающиеся Станции, по предложению заместителя начальника 266-го пожарного отряда Брянцевой Н.А., неоднократно участвовали в конкурсах рисунков и плакатов, листовок и фотографий «Огонь друг или враг?» и даже становились призерами этих конкурсов. Регулярно проводятся экскурсии обучающихся в пожарную часть, где ребята могут ближе познакомиться как с профессией пожарного-спасателя, так и пополнить багаж знаний о безопасном обращении с огнем. Позволю себе утверждать, что профилактика безопасности жизнедеятельности является одним из аспектов социальной адаптации обучающихся.

Результатом такого взаимодействия можно считать профессиональное определение наших выпускников: выбрали профессию спасателя Ахмадиев Рустам, Невьянцев Игнат, Гольц Владимир, Бастрон Александр, пожарным стал Гринвальд Илья, суворовское училище окончил Мельников Алексей.

Необходимо отметить педагогов школ нашего города – учителей ОБЖ, географии, физкультуры, которые на протяжении многих лет сотрудничают со Станцией туризма в процессе воспитания обучающихся. Только совместными усилиями коллег возможно развитие целеустремленности, сопереживания, коллективизма, сплоченности команд.

Большую помощь в становлении гражданина играет взаимодействие нашей организации с городским краеведческим музеем. Регулярное посещение выставок музея обучающимися наших объединений, помощь в подборе материалов при написании исследовательских работ, создании информационных материалов позволяет узнать больше о своей малой Родине, привить интерес к изучению города и его истории, сформировать гражданскую позицию патриота своего города.

Литература:
1. Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Свердловской области от 11 июня 2014 года N 486-ПП)
425
RSS
13:24
Наталья Михайловна, обратите внимание на оформление списка литературы.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.
13:27
Обратите внимание, что аннотация — это краткое содержание статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.