Социализация детей с ОВЗ в условиях городского ОЛ с дневным пребыванием детей

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Включение лиц данной категории в процесс социализации может способствовать социальной защищённости, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.

Социализация детей с ОВЗ изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования, цель которой, приобщить «особых детей» к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых детей»[1].

Для воспитания и развития ребёнка с ОВЗ важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства.Участие в детско-взрослых сообществах данной категории детей оказывает определяющее влияние на развитие их личности, формирование мировоззрения и постановку жизненных целей[2].

Примером такой детско-взрослой общности может служить городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (далее Лагерь), который функционировал в период с 3 по 27 июня 2019 года на базе учреждения дополнительного образования Станция туризма и экскурсий «Конжак» (далее Станция). За основу работы с детьми в Лагере была принята программа туристско-краеведческой направленности «Шестидесятый меридиан», разработанная педагогами Станции. Данная программа отвечает идее инклюзивного образования, которая подразумевает, что не ребёнок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребёнка. Участниками реализации программы стали 30 детей (из них 2 ребёнка с ОВЗ), и 4 взрослых (2 педагога дополнительного образования и 2 воспитателя).

Социализирующими факторами реализации программы стали:

— полная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

— изменение социальной роли ребёнка (переход из роли опекаемого, объекта воздействия, в роль активного субъекта взаимодействия);

— функционирование в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;

— изменение степени негативного влияния заболевания на уровень жизненных возможностей.

Познавательная активность детей вышла за рамки образовательной среды. В процессе взаимодействия взрослых, здоровых детей и детей с ОВЗ совершенствовались навыки общения, решались проблемы межличностного общения, развивались физические и творческие способности, формировались социальные и жизненные компетенции.

В период работы Лагеря дети участвовали в различных по форме и содержанию мероприятиях. Они знакомились с представителями детско-взрослого сообщества, участвовали в тренингах по технике спортивного туризма, играли в настольные игры в помещении и подвижные игры на свежем воздухе, участвовали в квест-играх. Для них проводились беседы с целью профилактики зависимостей, организовывалисьпросмотры фильмов о туризме, интеллектуальные викторины, спортивные соревнования, конкурсы рисунка на заданные темы, мастер-классы.

Участие в различных конкурсах и викторинах позволило детям с ОВЗ почувствовать внимание к своему внутреннему миру, причастность к общественной жизни, а двигательная активность во время тренировок и игр позволила избавиться от психологического дискомфорта.

Ежедневно во второй половине дня дети участвовали впеших, реже автобусных экскурсиях, во время которых они знакомились с историей города, событиями прошлых лет, посещали исторические места, узнавали об известных жителях нашего города.Знакомство с природой, историей и культурой родного края пробудило у детей желание внести и свой вклад в её
развитие и процветание.

Познавательная и целенаправленная деятельность на природе побуждала детей быть активными, способствовала формированию их отношения к окружающему миру и самим себе. Полученные в Лагере знания и навыки повысили самооценку детей, увеличили уровень их возможностей.

Показателем успешной социализации служит тот факт, что одна из девочек с ОВЗ, после окончания Лагеря приняла решение посещать объединение «Спортивный туризм» МАУ ДО СТиЭ «Конжак». Другим свидетельством успешной социализации являются отзывы детей, которые стали увереннее в общении со взрослыми и сверстниками, и отзывы родителей, которые выразили удовлетворённость организацией отдыха детей.



Литература:
1. Социализация детей с ОВЗ. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного образования. Методическое пособие. / Автор-составитель Б.А. Прусс. Отв. за выпуск И.Н. Шинкаренко – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018. – 44 с.
561
RSS
13:24
Алексей Павлович, обратите внимание на оформление списка литературы (сейчас он оформлен не по ГОСТу).
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
13:27
Обратите внимание, что аннотация — это краткое содержание статьи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.