Развитие творческой одарённости обучающихся в современных условиях образовательной деятельности

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова В.А. Сухомлинского

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

  • В рамках работы по развитию творческой одаренности была разработанапрограмма под названием «Одарённые дети», она стала необходимым инструментом в работе.
  • Программа была представлена на методическом совете школы, а также рассмотрена на заседании городского методического объединения учителей предметной области «Искусство», промежуточные результаты работы были представлены на НПК в г. Серове.

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся.

  • Основные направления Программы

uвыявление одаренных обучающихся;

uсоздание банка данных «Одаренные дети»;

uосуществление педагогической поддержки одарённых детей;

uразработка индивидуальных образовательных маршрутов;

uвнедрение в образовательную деятельность современных, интерактивных технологий;

uиспользование активных форм и методов организации образовательной деятельности;

uсоздание образовательных курсов внеурочной деятельности, направленных на поддержку одаренных учеников;

uмониторинг деятельности по работе с одарённымидетьми

Главная идея, положенная в основу концепции Программы – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности. Она есть на столе и в ЭП «Одарённые дети».

Условия реализации Программы, обеспечивающие результат

Нормативно-правовое

Контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одарёных детей обеспечивает следующая нормативно-правова база:

Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 №1239 «Об утверждении Плана выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и сониторинга их дальнейшей деятельности».

— Указ Президента РФ № 761 от 01.06.12 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Глава 4этого документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи)

— ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, вступивший в силу с 01.09 2013 года

— ФГОС от 17.12.2010 года № 1897

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4.02.2010 №271

Диагностическое

Для диагностики одарённых детей разработано огромное количество методик. К числу наиболее значимых относятся:

диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса . Эти и другие диагностики собраны в сборник «Диагностика детской одарённости», который мы вместе с педагогом-психологом нашей школы Н.А. Королёвой составила за 3 последних года. (сборник в папке «ОД» и на выставочном столе).

На основании комплексных диагностик, формируется Банк данных одарённых детей нашей школы, который позволяет организовать сопровождение и поддержку детей. Банк одарённых детей корректируется ежегодно в зависимости от результативности участия школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, творческих выставках. Для удобства я банк данных для себя развела на олимпиадное движение, проектную деятельность и творческие конкурсы.

Образовательное

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”

Б.Асафьев

В учебной деятельности, сучётом требований ФГОС, развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Ведь образование сегодня направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения и самореализации, формирование УУД в рамках системно-деятельностного подхода.

Ведущими в обучении являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

На уроке солирует не учитель, а ученик.

  • Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
  • На уроке музыки формируются метапредметные умения:
  • — наблюдение за явлениями жизни и искусства
  • — ориентация в культурном многообразии;
  • — овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей;
  • — выбор способов решения проблем поискового характера;
  • — готовность к логическим действиям.

Но всё же важнейшая задача урока музыки – это развитие у обучающихся творческого начала в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

Творческие задания носят развивающи характер и проецируются в двух плоскостях: обращение к личному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, и к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

При пластическом интонировании ребята проживают музыкальный образ через жесты, движения.

Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.В основном это русские народные песни и мелодии.

Вокальная импровизация развивает интонационно — ладовый слух и фантазию.Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие певческого дыхания.

Творческая вокально-хоровая работа помимо урочной продолжается в дополнительной музыкальной деятельности — кружке «Домисолька». Я стараюсь создать на занятиях атмосферу радости, увлечённости, успешности каждого ребёнка. Очень важно уже с маленького возраста преодолеть боязнь сцены, большой аудитории – это в дальнейшем способствует успешной социализации: выступлениях на различных школьных мероприятиях и городских конкурсах.

Опираясь на перечисленные методы развития детского творчества, я разработала упражнения для обучающихся 1-4 классов, как известно, именно в возрасте 6-12 лет закладываются основы для подготовки детей к творческому труду. Разработала критерии для оценки степени творческого потенциала обучающихся по 3-м уровням.

Результатом педагогической деятельности является результативное участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня, формирующее деятельностно — творческие компетенции.

В соответствии с ФГОС, методологической основой организации урока является системно — деятельностный подход, реализация которого возможна через применение инновационных технологий, которые способствуют развитию творческого потенциала обучающихся на уроках музыки.

Это развитие будет успешным, если результат интеллектуального труда будет оцениваться самим учеником и учителем как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности и личностного самосовершенствования.

Поможет в этом использование элементов технологии формирующего оценивания, цель которой сделать ученика субъектом образовательной и оценочной деятельности, а главное улучшить результат обучения.

Использую на уроках радиальный метод изложения материала – составляем ментальные карты.

Для проверки знаний используем тестовые вопросы, составленные обучающимися. Матрица запоминаний помогает при работе с терминами. Ребята на уроках работают с ручкой зелёного цвета для оценивания работ. Это способствует формированию активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Методическое условие соблюдается

Использованием в образовательной деятельности различных технологий, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей привило к высоким показателям познавательной активности и формирования мыслительной деятельности обучающихся.

На диаграмме выдны результаты рефлексии, урока музыки в 9 классе с использованием различных технологий в конце 1 полугодия. (декабрь 2018)

Наследующей диаграмме прослеживается эффективность использования ИКТ технологий на уроках МХК в 11 классе. (май 2018) – конец прошлого учебного года.

Опыт применения различных технологий на уроках, результаты работы с одарёнными, мотивированными обучающимися были представлены на методическом совете школы, на заседаниях методического объединения классных руководителей, на сайте школы в разделе «Методическая работа», а так же на моём персональном сайтеhttp://muzruk.jimdo.com, и моей страничке сайта образовательного проекта «Инфоурок»https://infourok.ru/user/yarkova-aneta-borisovna.

Мотивационное условие связано

с исследовательским поведением. Сейчас оно рассматривается как стиль жизни современного человека.

Полученные на уроках знания и умения ребятя совершенствуют и реализуют через учебно-исследовательское общество обучающихся, которое в нашей школе работает уже давно и носит название «Эрудит».

Оно ориентировано, прежде всего, на работу с творчески одарёнными детьми 5-11 классов (детьми с особыми образовательными потребностями), стремящимися к дальнейшему интеллектуальному росту. .

Выявление обучающихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью начинается ещё в начальной школе.

Успехи ребят, их победы на олимпиадах и конкурсах любого уровня освещаются в школьной газете, на сайте школы, а так же в газете «Карпинский рабочий». Ребята отмечаются на линейках и ежегодной церемонии вручения школьной премии «Мы – дети твои, Россия».

Участие в предметных олимпиадах фестиваля «ЮИСУ» — ещё один из мотивационных критериев обучающихся. В школьном туре олимпиады по искусству принимаютучастие все желающие ребята 5-11 классов. Победители школьного тура принимают участие в городском.

На диаграмме положительная динамика результативности участия в городском туре олимпиады по искусству.

Для подготовки ребят – старшеклассников к участию в олимпиаде, я уже с 5 класса использую разноуровневые олимпиадные задания ( по методике Л.П. Масловой) в качестве формы контроля качества учебной деятельности.

Фонд тестовых заданий по музыке делится на 3 уровня сложности:

Тесты 1 уровня сложности – репродуктивные;

Тесты 2 уровня поисковые с эталоном;

Тесты 3 уровня – творческие.

Информационное

Условие реализуется через руководство МО классных руководителей.В рамках деятельности МО работе с одарёнными обучающимися уделяется большое внимание. Для педагогов школы проведён семинар «Одарённость: пути и способы педагогической поддержки одарённых детей и подростков», создан банк диагностических и методических материалов. Информационная поддержка классных руководителей, особенно молодых, осуществляется через школьный и мой персональный сайт, где размещены полезные ссылки.

Работа с одарёнными и мотивированными обучающимися фиксируется в Дневниках классного руководителя. На моём личном сайте есть раздел «Одарйнные дети». Заходите, почитайте, документы можно скачать.

Обучающиеся результаты своей деятельности учебной, внеурочной и дополнительного образования оформляют в Портфолио достижений.

Показателями эффективности Программы по работе с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению, являются:

— качественный рост обучения школьников, в том числе и одарённых;

— успехи обучающихся в творческих конкурсах различного уровня.

Успешность достижения цели определяется тем, насколько Программа повышает для одарённого ребёнка шансы вырасти в одарённого взрослого, для которого характерно: сформированное понятийное мышление, устойчиво высокая творческая продуктивность и стабильная лидерская позиция.

Результатами реализации мероприятий Программы «Одарённые дети» предполагается обеспечить следующие образовательные эффекты:

  • 1)На уровне обучающихся:

Это использование методики А.И. Савенкова «Карта одарённости», в результате которой на примере лепестковой диаграммы получается «звёздочка» сложной конфигурации. Надо сказать, что признаки одарённости детей важно наблюдать и изучать в развитии, при переходе от одного возраста к другому.

По сводной диаграмме мы можем количественно оценить степень выраженности у детей различных видов одарённости и определить какой вид преобладает и в каком направлении следует вести дальнейшую работу. Индивидуальная «Карта одарённости» есть у каждого ребёнка в личном портфолио.

Результаты диагностики «Карта одарённости» сравнивается с другими диагностиками:

  • Результатами городской комплексной работы ;
  • Результатами диагностики личностных творческих характеристик (Вильямса) ;
  • Результатами диагностики родителей «Определение уровня проявления способностей ребёнка» автор А.Н. Сизанов

Все эти диагностики коррелируют между собой и показывают взаимосвязанный комплексный результат, который приводит к успешной социализации обучающихся — 90% ребят заняты в объединениях системы дополнительного образования, которые многие посещают более 5 лет.

  • 2)Образовательный эффект на уровне родителей прослеживается в активном участии наших родителей в школьных семинарах-практикумах, в составе творческих групп при кооперативно-групповой работе, в качестве экспертов творческих конкурсов, активном участии в проектной деятельности своих детей.
  • 3)Образовательный эффект на уровне учителя:

— прослеживается в применении педагогических технологий деятельностного типа: (развивающего обучения, информационно–коммуникационные, проектно-исследовательские, так же элементы кооперативно-групповых технологий, критического мышления).

Стабильно положительном результате учебной деятельности, динамика качества усвоение учебных программ тоже положительная.

С целью формирование единого образовательного пространства реализую программу внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «Я – исследователь» общеинтеллектуального направления и дополнительную общеразвивающую программу «Домисолька» для обучающихся 1- 4 классов.

Регулярно транслирую опыт результатов профессиональной деятельности педагогическому сообществу.

Подводя итоги своего выступления в форме swot – анализа, замечу, что:

Сильной стороной –развития творческой одарённости является увеличение числа мотивированных детей;

Слабой – Ориентация образовательной деятельности на «уравнивание» под «среднего»;

Риск – эксплуатация способностей и потеря мотивации обучающимися;

Возможностью – Творческое саморазвитие, самосовершенствование и личности рост обучающихся!

SWOT

Сильные — Увеличение числа мотивированных детей; — Активность, способствующая развитию профессионализма;
Слабые — Ориентация образовательной деятельности на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие;
Риски — Трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками; — Эксплуатация способностей; — Потеря мотивации, самостоятелдьности, творчества
Возможности — Взаимодействие с участниками образовательных отношений; — Творческое саморазвитие, самосовершенствование, внутренний рост личности обучающихся

Работу с одарёнными детьми рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность.

В заключении хочется сказать: неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интересно.

430
RSS
13:43
Обратите внимание, что аннотация — это краткое содержание статьи.
13:45
Анета Борисовна, что вы представляете на чтения, это выступление, программа или статья?

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.