Использование робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Перед нами, педагогами, работающими в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, стоит задача создания благоприятных условий не только для бытовой, игровой, но и для образовательной деятельности. Поэтому использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

В поисках новых современных игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, я обратилась к использованию нового игрового оборудования – лого-роботу «Bee Вot» «Умная пчела».

Что такое «Умная пчела»? Это программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На корпусе размещены яркие кнопки, позволяющие программировать робота. При нажатии кнопки «Вперед» робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», он отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» мини-робот не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия.Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию. Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики («Цвета и формы», «Ферма»). Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

Мной были разработаны игровые поля: «Зоопарк», «Лесное царство», «Осень», «Остров», Развивай-ка», «Цифры», «Универсальный» и подобраны адаптированные игры и игровые упражнения, которые могут быть использованы педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателями. [1] [2] Свою работу я начинала со знакомства с «пчелками», учила детей ориентироваться на тематических ковриках, программировать путь пошагово, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая либо ход действия «Умной пчелки», либо произнося различный речевой материал.Количество ходов увеличивается постепенно. Затем программа усложнялась с появлением поворотов. После того, как дети освоили данный материал, они уже сами строили алгоритм на листе бумаги с помощью стрелок или картинок и по своей программе программировали мини-робота.

В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

— принцип системности. Работа проводилась в течение всего учебного год, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

— принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

— принцип наглядности и интерактивности.

Использование «Умной пчелы» на занятиях позволяло перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становился активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия — это способствовало осознанному усвоению знаний. Применение программируемого робота Bee-Bot позволяло моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизировали познавательную и речевую активность и усиливали усвоение материала.

Весь процесс обучения состоял в том, что ребенок совместно с педагогом, а затем самостоятельно занимался разработкой заданий для устройства и назначал ему путь передвижения, что помогало в развитии воображения, умении планировать. А также для развития пространственной ориентировки, обучения грамоте, изучения математических представлений, для развития речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Например, с помощью коврика «Цвета и формы» у детей закреплялись знания об основных цветах спектра, геометрических фигурах, умение классифицировать предметы по одному из признаков.

С помощью коврика «Развивай-ка» дети обобщали свои знания по основным категориям: посуда, одежда, продукты питания и т.д. Угадывали предмет по описанию, отгадывали предмет по его частям, находили пару и т.д.

Используя коврик «Ферма», дети актуализировали свои знания о животных и их детенышах (кошка — котенок, собака — щенок и т.д.).Знакомились с жизнью на ферме и сельскохозяйственными культурами.

С помощью коврика «Лесное царство» дети без особых трудностей вспоминали последовательность сказки, пересказывали её, актуализировали свои знания по теме «Грибы», «Растения», «Дикие животные» и т.д.

На непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детям помогал закрепить полученные знания коврик «Цифры». С помощью мини робота Bee-Bot решали примеры, находили соседей числа, закрепляли счёт, состав числа и т.д.

Совершать путешествия, искать клад, самостоятельно составлять карту помогал коврик «Остров». Это было самое любимое игровое поле у моих детей.

На коврике «Зоопарк» дети закрепляли свои знания о животных холодных и жарких стран, узнавали их по описанию, отгадывали загадки и т.д.

Работая с ковриком «Осень», дети актуализировали свои знания по темам «Овощи и фрукты», «Деревья и листья», «Ягоды» и т.д.

Чаще всего я использовала коврик «Универсальный» – на нем нет изображений, он разделен на сектора (сделан был своими руками). Возможности его безграничны, так как позволяют решать образовательные задачи по любой тематике, стоит только выложить необходимый картинный материал или фигурки (манекены).

Для привлечения большего интереса детей при работе с «умными пчёлками» я создавала компьютерные презентации, в которых различные герои обращаются за помощью к детям, просят их помочь им найти что-либо или доставить груз в определенное место назначения.

Мини робота Bee-Bot «Умная пчела» я использовала как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельную игру.

Таким образом, стало очевидно, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot с детьми ОВЗ способствует решению многих задач:

развитие логического мышления;

развитие умения составлять алгоритмы;

развитие пространственной ориентации;

закрепление умения считать;

формирование речи детей;

развитие мелкой моторики;

развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить. Но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае возможно получить положительный эффект.

25 марта на базе МАОУ СОШ № 5 проходил V ФЕСТИВАЛЬ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА – ОТКРЫВАЯ БУДУЩЕЕ», где приняли участие выпускники моей группы, показав в игре с мини-роботом Bee-Bot все свои знания и умения.

В апреле этого года я поделилась опытом работы, проведя мастер-класс для воспитателей нашего города «Использование мини-робота Bee-Bot в процессе педагогической деятельности с детьми в детском саду».

Литература:
1. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет./Е.Н.Михина – Волгоград: Учитель, 2012. -127 с.
2. Формирование целостной картины мира / Под ред. О.Н. Каушкаль и М. В. Карпеевой. – М.: Центр педагогического образования, 2015-127 с.
1524
RSS
13:40
Наталья Владимировна, обратите внимание на оформление списка литературы (сейчас он оформлен не по ГОСТу).
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
Обратите внимание, что аннотация — это краткое содержание статьи.
Еще одно замечание — список литературы есть, а ссылок на него в тексте нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.