Использование здоровьесберегающих технологий в группе с общим недоразвитием речи
Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка.
В летний оздоровительный период основное внимание должно быть отведено оздоровительной работе, в которую вовлекаются все воспитанники детского сада.
Нашу группу посещают дети с нарушением речи. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Здоровьесберегающие технологии помогают сформировать гармоничную, творческую личность и подготовить её к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры. [1]
Цель: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Задачи:
Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
Коррекция недостатков моторного недоразвития;
В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии: традиционные и нетрадиционные, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— уменьшить напряжённость артикуляционных органов; [3]
Большие возможности в здоровье сбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим, решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
— насыщение организма кислородом
— улучшение обменных процессов
— нормализация психо-эмоционального состояния
— повышение иммунитета;[3]
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами.
Ежедневно в нашей группе мы проводим пальчиковую гимнастику.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. [2]
В своей работе мы используем массаж Ф.Р.Ауглина (Швейцария).
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%, улучшается память, абстрактное мышление, развивается речь. Уникальность этого массажа в том, что выполняется одновременно три вида массажа: массаж лица, массаж ушных раковин, точечный массаж.
С нашими дошколятами мы выполняем кинезиологические упражнения.
Эти упражнения направлены на развитие и формирование межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям снять напряжение, страх, раздражение, стать внимательными, активными, и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
В коррекционной работе мы применяемпсихогимнастику.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Еженедельно в группе проводится логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.
В своей работе мы используем драматерапию. Это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.
Роль семьи в деле воспитания и обучения детей огромна и неоценима. Сложно научить детей чему-то новому без участия родителей. Для повышения уровня педагогической компетентности и активизации в воспитании и обучении детей, мы предложили почитать групповую газету «Пальцы помогают говорить»; в уголке для родителей поместили наглядную агитацию по здоровьесберегающим технологиям; провели индивидуальные беседы на тему «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры». Родители с большим интересом познакомились с этой информацией.
Коллектив группы не останавливается на достигнутых результатах и продолжает совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей.
2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.
3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -2010.