Использование интерактивной доски в обучении старших дошкольников

Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Изменяется образование, изменяются требования к детям, поступающим в первый класс, появляются достаточно большое количество новых программ обучения и воспитания маленьких дошколят, изменяются и желания родителей. Детские сады совершенствуют формы и методы работы с детьми, стремятся, чтобы в дошкольной организации ребята чувствовали себя комфортно. И многим организациям удалось достичь в этом направлении успехов[3].

Современную жизнь больше нельзя представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль подготовки детей к школе. Дошкольные учреждения стараются строить свою образовательную деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования[3].

Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам — дошкольникам: повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организации образовательной деятельности; представить информацию в различной привлекательной для детей форме (аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала, помогает активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, проводить непосредственную образовательную деятельность на высоком методическом уровне.

Проблема, которая может возникнуть при использовании интерактивной доски в образовательном процессе, это профессиональная компетентность педагогов, умение не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для этого педагогу нужно углубить свои знания в данной области.

Непосредственно-образовательная деятельность организуется таким образом, что дети самостоятельно имеют возможность работать у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимать объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а так же формирует дополнительную мотивацию. Детям нравится быть участниками образовательного процесса.

Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.

Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогу:
— повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
— представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
— выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
— контролировать временные параметры непосредственной образовательной деятельности;
— активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
— мобилизовать внимание аудитории;
— использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
— раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
— проводить непосредственную образовательную деятельность на высоком методическом уровне[6].

В 2018-2019 учебных годах я апробировала с детьми старшего дошкольного возраста свою программу по дополнительному образованию «Всезнайка», включающую в себя четыре блока:
БЛОК. «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»;
БЛОК. «ПАЛОЧКИ-РАЗВИВАЛОЧКИ»;
БЛОК. «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»
БЛОК. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА».

Цель четвертого блока: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности.

Задачи:
— развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
— развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
— развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
— развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
— развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия;
— развитие познавательной активности, самоконтроля;
— активизация словаря;
— развитие мелкой моторики руки;
— создание положительного эмоционального фона;
— воспитание стремления достичь положительного результата в работе[7].

Работа с интерактивной доской происходила при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель — интерактивная доска — ребенок. Длительность образовательной деятельности 20 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников – в пределах 10 минут.

Занятия носили итоговый характер по разделам общеобразовательной программы учреждения «Речевое развитие», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Математическое развитие», «Изобразительная деятельность».

При использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняли аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.

Я разрабатываю учебно-методический комплект для работы с интерактивной доской – дидактические задания, развивающие игры, наглядный материал и широко использую их в своей педагогической деятельности.

В результате проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски дети научились:
— выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
— обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
— сопоставлять части и целое для предметов и действий;
— называть главную функцию (назначение) предметов;
— расставлять события в правильной последовательности;
— выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
— применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
— находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.
— приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)[2];

В настоящее время я провожу одно занятие в неделю с использованием интерактивной доски, а также использую ее при выполнении отдельных заданий как фрагмент занятия по изодеятельности, формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира и др.

Получив первые навыки работы с интерактивной доской в детском саду, мои дошкольники уверенно работают на ней в школе, применяя свои знания на новом уровне. Применение интерактивной доски на занятиях дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения детей к деятельностному, когда ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует осознанному усвоению необходимых знаний[1].

Литература:
1.Васильева Т.А. Детский сад в режиме инновационного развития // Образовательный альманах. - 2019. - №7. - С. 8.
2.Дурягина А.А., Сигова К.А. Использование интерактивной доски в процессе развития речи старших дошкольников в условиях ДОО // Образовательный альманах. - 2019. - №7. - С. 22.
3.Ручкина Н.А. Использование интерактивной доски в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов // Образовательный альманах. - 2019. - №4. - С. 61.
4.Сидорова Л.Е. Использование ИКТ в образовательном пространстве ДОУ // Образовательный альманах. - 2019. - №4. - С. 65.
5.URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/13/primenenie-interaktivnoy-doski-v-doshkolnom-obrazovanii
6.URL: https://infourok.ru/informatika-dlya-doshkolnikov-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-s-ispolzovaniem-interaktivnoy-doski-3625800.html
514
RSS
09:24 (отредактировано)
Евгения Анатольевна, обратите внимание, что аннотация — это краткое содержание статьи, а список литературы должен быть оформлен по ГОСТу.
Для оформления списка литературы можно воспользоваться сервисом snoska.info.
09:40
Еще одно замечание — в тексте статьи нет ссылок на список литературы.
Уважаемый Администратор! Ваши замечания я поправила: ссылки расставила, список литературы оформила с помощью сервиса snoska.info.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.