Аналитическая записка Свидницкой О.В., воспитателя МАДОУ № 23
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 «Светлячок»
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности за 2020-2022 г.
участницы городского конкурса педагогического мастерства
«Воспитатель года 2022»
Свидницкой Ольги Владимировны
Воспитателя МАДОУ № 23
На современном этапе актуальность проблемы качества дошкольного образования подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольников. Примером является принятие Федерального Государственного образовательного стандарта. ФГОС ДО разработан с использованием законодательных документов, в основе которых заложены следующие основные принципы: «сохранение самоценности и уникальности детства как важного этапа в развитии человека, самоценность детства понимание как периода жизни значимого само по себе…» В качестве основного принципа дошкольного образования, ФГОС рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Я так же считают, что познавательное развитие – одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Ребенок по сущности своей стремится понять все новое, что поможет ему адаптироваться к новым условиям жизни. Педагогическая деятельность воспитателя направлена на создание целостного педагогического процесса, который рассматривается как система. И от того как воспитатель выстроит систему развития дошколят и будет зависеть конечный результат – развитый, социализированный ребенок, имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного учреждения.
Приоритетным направлением в моей работе является социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Определила цель: индивидуализация образовательного процесса и развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через применение современных педагогических технологий.
Для реализации цели ставила перед собой следующие задачи:
— совершенствовать и модернизировать образовательную среду, которая обеспечит познавательную активность детей;
— разработать и реализовать систему проектов по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию познавательных способностей детей (старший дошкольный возраст);
— разработать и внедрить план взаимодействия с родителями (лицами их заменяющими) по развитию познавательных способностей посредством создания образовательных проектов.
Основные направления педагогической деятельности:
— применение педагогических методов и приемов для индивидуализации образовательного процесса с целью повышения познавательно — исследовательской, творческой активности воспитанников;
— разработка проектов, дидактических и методических материалов для развития познавательных способностей воспитанников;
— взаимодействие с родителями по вопросам образования и воспитания ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
Для реализации поставленных задач мной были созданы следующие условия:
разработана рабочая программа на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А.И.Булычевой, Л.А.Венгер с учетом внедрения новых форм, методов, технологий, направленных на развитие и воспитание дошкольников.
- Создана разнообразная предметно-развивающая среда: игровые «центры» для познавательно-речевого развития, которые наполнены дидактическими и настольно-печатными играми различной направленности, иллюстративным и демонстрационным материалами, оборудованием для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотекой, способствующие полноценному общению детей и удовлетворяющие потребности и интересы каждого ребёнка. Предъявляемые требования к доступности и качеству образования на этапе дошкольного возраста приводит к необходимости внесения изменений в развивающую предметно-пространственную среду. Я перед собой поставила цель: создать такие условия в РППС, которые бы способствовали качественным изменениям в воспитательно-образовательном процессе в целом.
В группе, совместно с родителями и детьми организую мобильные центры: «Юный исследователь», «Ботанический сад», «Умелые ручки», «Центр занимательной математики», «Маленький строитель», «Служба спасения», «Здоровичок», «Здравствуй, книжка», «Дом творчества», игровые комплексы: имидж – студия «Красотка», «Поваренок», «Приемная Айболита», «торговый центр «Радость». Центры активности регулярно пополняю разнообразным материалом и заменяю новым по мере угасания интереса у детей. Для повышения интереса к играм и материалам в центрах активности регулярно осуществляю их частичную замену. Ежедневно предметно — пространственная среда пополняется новыми атрибутами, материалами в соответствии с темой дня, что способствует мотивации детей, вызывает интерес к предложенной теме. И каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего.
Активно применяю современные эффективные, методики и технологии в своей практической профессиональной работе с детьми в ходе непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Строю свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей. В работе использую развивающее обучение, проблемно – игровые, практические ситуации, а также личностно – ориентированный подход. В работе с детьми использую разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В ходе режимных моментов включаю: речевые, словесные, ситуации, дидактические игры и упражнения.
Реализуя поставленные задачи, я руководствуюсь следующими принципами:
- Научность, аналитичность;
- Системно – деятельностный подход
- Перспективность (направленность на конечный результат);
- Ритмичность (равномерное распределение всех дел в течение учебного года)
- Конкретность.
- Реальность (достижимость).
- Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних условий).
- Принцип главного звена (выбор главных задач на определенных периодах времени и этапах введения новых методик и технологий).
- Ситуация успеха – обязательное условие рождения интереса к знаниям.
В дополнении к основной программе «Развитие+» в качестве вариативной части мною разработан и реализуется долгосрочный проект «Умники и умницы», которая состоит из двух частей: для детей младшей и средней групп проект «Хочу все знать», а для детей старшей и подготовительной групп проект «Раз – ступенька, два – ступенька».
Цель проекта: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям на этапе перехода на новую ступень образования.
Задачи:
- Создание условий, способствующих развитию познавательной активности детей.
- Формирование и расширение представлений детей о себе, своей семье, гендерной принадлежности.
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Развитие воображения и творческой активности.
- Развитие умений устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительной самооценки.
- Ожидаемые результаты проекта:
- — ребенок проявляет любознательность, овладевает умением выделить проблему;
- — уверенно ориентируется на плоскости, в окружающем пространстве;
- -обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; использует систему знаков и символов;
- — находит единственное верное решение из множества предложенных, через подбор собственных действий, через самостоятельное экспериментирование путем метода проб и ошибок;
Поставленные, в процессе модернизации системы российского образования, цели обеспечения доступности, качества, эффективности обучения и воспитания, предъявляют повышенные требования к выбору эффективных методик и технологий, что приводит меня как педагога к необходимости систематического изучения современных методов, форм, работы с детьми обеспечивающих их опережающее развитие с учетом их возрастных особенностей.
Чтобы утро было легким, без напряжения и дети с удовольствием шли в детский сад, ежедневно использую метод утренний сбор. Это время для обмена информацией, обсуждение проблем, планирование совместной деятельности, что создает благоприятный настрой на целый день. Неоспоримый помощник метод наблюдения – дает возможность познать ребенка, выстроить индивидуальную работу по формированию у каждого необходимых навыков и отследить динамику развития.
Для развития социально-коммуникативных качеств детей использую такую форму работы, как анализ жизненных ситуаций. Обсуждение и объяснение в игровой форме детям правил поведения в различных жизненных ситуациях помогают сдружить детей, относиться друг к другу и взрослым внимательно и уважительно.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы и решением основных задач.
Игры с использованием программно – математического комплекса «Мате плюс», палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрат Воскобовича – направлены на развитие познавательных способностей детей. Любимы детьми моей группы игры, развивающие творческие способности: «На что похожа клякса?», «Назови по описанию», «Дорисуй» и др. Использование мной проблемно-игровых технологий помогает ребенку решить поставленную перед ним задачу, пройдя через игру, ребенок удовлетворяет свой познавательный интерес. Одним из любимых и занимательных занятий для детей – игровые наборы различных Lego – конструкторов и конструкторов ТИКО, «Простейшие механизмы», «Мои первые механизмы». Так же моим дошколятам интересны интеллектуальные игры-викторины «Я знаю названия…», «Что сначала, что потом?» и т.д., позволяющие продемонстрировать свои знания, а элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Использование игровых технологий выступает как средство побуждения и стимулирования детей к учебным действиям.
Применение ИКТ – технологии позволило сделать образовательный процесс интересным, а материал доступным. Информационно-коммуникативные технологии позволяют идти в ногу со временем и стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Для улучшения качества образовательной деятельности и повышения мотивации детей, я подбираю дополнительный материал к НОД, создаю презентации и видеоролики познавательного характера, моделирую жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни. Помимо презентаций в своей работе я использую обучающие программы: комплект интерактивных игр «Дошкольное образование», интерактивные игры и задания. Выполняя задания, ребенок самостоятельно планирует, выстраивает логику конкретных действий, событий. У детей заметна тенденция развития способности к прогнозированию результата действий. Пришлась и по душе детям работа на интерактивной доске. У них появилась возможность «увидеть себя со стороны», наблюдая за действиями сверстников. Использование интерактивной цифровой лаборатории «Наураша» позволяет детям проводить эксперименты самостоятельно: индивидуально и парами. Использую в работе бесконтактный сенсорный игровой контроллер Kinect. Содержание комплекса основано на интеграции видов детской деятельности и охватывает все образовательные области. Дети выбирают понравившуюся тему и самостоятельно решают поставленные перед ним задачи. Например, в теме «Краски осени» детям предлагается определить: «Чей листок?», «Сосчитай листочки». В теме «Семья» — отгадать загадку и составить слово-отгадку. Очень нравится детям интерактивная игра, в ходе которой ребенок составляет последовательный описательный рассказ. Выполняя предложенные игры приставки «Играй и развивайся», дети не только имеют возможность применить имеющиеся знания и умения, но и развить ловкость, быстроту реакции, закрепить ориентировку в пространстве.
Расширить работу по познавательному развитию мне помогают экспериментально-исследовательские технологии М.Султановой. Работу в этом направлении веду постоянно: в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, тематических досугах, мотивирую к экспериментированию и в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организована предметно-пространственная среда: создан Центр исследования, где дети ставят элементарные опыты над предметами, приобретают сведения об их свойствах, углубляют свои знания например: дышит ли растение, как цветок пьет воду и др). Здесь же, в ходе игр — экспериментов, дети получают навык работы с различными инструментами: обыкновенной пипеткой, лупой, микроскопом. Так же проводим длительные по времени опыты (например: испарение воды, проращивание семян). Моделируем реально существующие объекты, например вихрь, кристаллы и др. С помощью опытов и экспериментов в своем сознании дети формируют картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, устанавливают взаимосвязи, умозаключения.
Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, приобретение социального опыта через творческую деятельность. Детям предложены мастерские«Веселая иголочка» и «Бисеринка». В процессе вышивания нитками и бисером, занимаясь бисероплетением, у детей, наряду с развитием мелкой моторики и творческими способностями, развивается и цветовосприятие, закрепляется навык счета и умение прочитывать схему.Атмосфера творческого сотрудничества создают общий положительный эмоциональный настрой, дети становятся более внимательными, чуткими, развивается творческое мышление, усидчивость. Ежегодно участвуем в акции, посвященной 9 Мая, «Георгиевская лента»: изготавливаем броши и дарим их прохожим на улицах города.
Так же в творческих проектах с удовольствием участвуют и родители.«Осенние фантазии» и «Цветочный день», «Моя мама – мастерица» и «Профессия – солдат», «Новогодний переполох» и «Снежинка». В ходе познавательного проекта «Птицы нашего края», совместно с детьми, родители изготовили кормушки и развесили их по территории детского сада. Итог проекта подведен ярким развлечением с участием родителей «Синичкин день». Дети гордятся талантами своих мам и пап.
Изучив современные образовательные технологии, апробировала их в реализации информационно-социальных проектах. В проектах «В стране здоровья», «Огонь: друг или враг?» использовала кейс – технологию. Что позволило детям вместе с воспитателем анализировать ситуацию, совместно разбираться в проблеме, предлагать способы ее решения. В проектах «Мой папа – защитник Родины», «Все работы хороши – выбирай на вкус» с интересом участвовали дети и их родители, и способствовало этому применение технологии деловой игры. Родители рассказывали о своих профессиях, увлечениях, а дети имели возможность задать вопрос и получить исчерпывающий ответ. Технология моделирования использовалась для создания моделей в проектах «Птицы», «Растения нашего края» и др. Информационные проекты «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина», «Моя семья» способствуют социализации детей, воспитывают чувство патриотизма, любовь к Родине, к своим близким, уважение к людям.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство во взаимоотношениях «взрослый – ребенок». Совместно с детьми придумываем и изготавливаем игры: подбираем картинки, задумываем правила игры. Полученный продукт, сотворенный детскими руками, используем в игровой самостоятельной деятельности. В рамках проводимых недель добра совместно готовим развлечение для малышей, идем к ним в гости и в завершении мероприятия дарим игру ребятам. Наблюдая за красотами окружающего мира или под впечатлением экскурсий, дети часто предлагают запечатлеть увиденное в творческой работе. Так рождаются шедевры из природного или бросового материала: панно, картины, иллюстрации к сказкам, которые используются в дальнейшем в Центре «В гостях у сказки». Изготавливаем так же пособия, игрушки, подарки на праздники. Совместно определяем творческую деятельность: разучиваем танцевальные движения, танцы, песни, придумываем сценки. Составляем концертную программу для родителей. В ходе совместно-партнерской деятельности у каждого ребенка есть возможность проявить и развить свой творческий потенциал.
Дистанционные образовательные технологии. Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения в дошкольном образовании ни у кого не вызывает удивление. Я стараюсь шагать в ногу со временем и поэтому применение дистанционной образовательной технологии, вошло в мою практику. Я использую возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет, это позволяют вовлечь ребенка, находящегося дома по какой-либо причине, в образовательный процесс. Ребенку предлагается материал в доступной и интересной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Повышение качества дошкольного образования невозможно без примененияздоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста;
Логоритмика – пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры с речевым сопровождением, мнемотаблицы, су-джок терапия. Большое значение уделяю спортивным и подвижным играм. В центре здоровья детям предложен спортивный инвентарь: гимнастические палки и мячи, кегли, гантели, «ленивые» тренажеры и массажные коврики, эспандеры, скакалки и многое другое. Из бесед, викторин и проблемных ситуаций дети пополняют знания о здоровом питании, культуре поведения во время приема пищи. Так же использую технологию «Лэпбук».
Организовывала экскурсии в краеведческий музей, пожарную часть, ФОК, а в качестве экскурсоводов и консультантов привлекаю членов местных сообществ. В рамках сетевого взаимодействия было организовано сотрудничество с МАУ ДО «ДООЦ» по программе «Страна Рукоделия», Руководитель Рейх Ю.Д.
Выступала в роли эксперта детских работ «Я – исследователь», «Шустрики» 2022 г
Накопленный к настоящему моменту мой педагогический опыт по использованию инновационных технологий в ВОП, по результатам диагностики и мониторинга участия воспитанников, меня, как педагога, в конкурсах различного уровня говорит о том, что методы работы, которые я использую, продуктивны, эффективны, целесообразны, отвечают насущным потребностям родителей, как заказчиков образовательных услуг, и всему педагогическому сообществу в целом и дают положительные результаты.
Педагогическая диагностика проводится по программе «Развитие +».
Старшая группа 2019-2020 учебный год
Развитие/ уровень | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательноеразвитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическоеразвитие | |||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Высокий | 9,5% | - | 47,4% | 49,3% | 55,6% | 59,4% | 45,9% | 50,8% | 46,4% | 50,4% |
Средний | 66,7% | - | 34,6% | 29,5% | 24,3% | 62,5% | 27,0% | 28,1% | 25,4% | 27,3% |
Низкий | 23,8% | - | 23,3% | 22,8% | 17,1% | 12,5% | 18,3 | 18,0% | 24,0% | 22,8% |
Развитие/ уровень | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательноеразвитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическоеразвитие | |||||
Начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Высокий | 30,4% | 78,2% | 47,8% | 60,8% | 60,8% | 65,2% | 52,1% | 60,8% | 52,1% | 65,2% |
Средний | 69,5% | 21,7% | 30,4% | 30,4% | 26,0% | 26,0% | 30,4% | 30,4% | 26,0% | 34,7% |
Низкий | 0 | 0 | 21,7% | 8,6% | 13% | 8,6% | 17,3% | 8,6% | 21,7% | 4,3% |
Развитие/ уровень | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательноеразвитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическоеразвитие | |||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Высокий | - | - | 32,5% | 50,6% | 49,3% | 54,1% | 48,4% | 54,4% | 47,6% | 49,8% |
Средний | - | - | 27,2% | 31,5% | 33,1 | 34,5% | 20,3% | 25,1% | 44,2% | 48,3% |
Низкий | - | - | 13,0% | 10,5% | 14,8% | 13,5% | 18,0% | 16,1% | 21,2 | 20,5% |
2020 год: | |
Городской конкурс «Весна Победы» | 3 место. |
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Мне о России надо говорить…» | 2 Диплома I степени. |
III Всероссийский военно-патриотический конкурс «Великая Отечественная война» | Диплом I степени |
Всероссийская познавательная викторина «Обитатели севера» | 2 Диплома I степени |
Международный конкурс «Звездный час II» | 2 Диплома II степени Диплом III степени |
Сертификаты за участие в городском фотоконкурсе детских рисунков «Мой любимый мультгерой» | |
2021 год: | |
Городской конкурс «Весна Победы» | Диплом 2 место |
Городской конкурс «Я – исследователь» | Диплом 3 место |
Всероссийский конкурс «По мотивам русских народных сказок» | Диплом I степени |
«Талантливые дети России» всероссийская Онлайн олимпиада «Блиц олимпиада по окружающему миру «В мире интересного» | Диплом I степени. |
сертификат за участие в V ежегодном городском фестивале технического творчества детей дошкольного возраста «ЛегоБум» | |
2022 год: | |
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества, вышивка | Диплом I степени |
Всероссийский конкурс «Призвание» | 3 Диплома I степени |
Всероссийский конкурс «Космический путь» | Диплом I степени |
2020 год: | |
Международный конкурс творческих работ и учебно-методических разработок воспитателей «Воспитатель года», методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности «Что такое свет?» | диплом лауреата |
Международный образовательный портал «Ступени успеха» | Диплом I степени |
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Мне о России надо говорить…» | Диплом I степени |
2021 год: | |
Всероссийский конкурс «Творчество без границ» | Диплом I степени |
Всероссийский конкурс «Работаем по ФГОС» | Диплом I степени |
IV международный профессиональный конкурс «Гордость России» | Диплом I степени |
Всероссийский конкурс «Успех», номинация «Распространение педагогического опыта» | Диплом I степени |
Всероссийский конкурс «Родина», номинация «Мой педагогический опыт» | Диплом I степени |
Всероссийский конкурс «Кладовая педагога» номинация «Распространение педагогического опыта» | Диплом I степени |
Сертификат участника Областного конкурса методических разработок профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения на дорогах | |
2022 год: | |
Всероссийский профессиональный дистанционный конкурс «Воспитатель года» | Свердловская область – 1 место, Россия – 42 место |
Всероссийский профессиональный дистанционный конкурс «Воспитатель года», призер в номинации «Лучшее эссе» | |
Всероссийский конкурс «Космический путь» | Диплом I степени |
— в рамках городского конкурса «Воспитатель года 2020», показано НОД познавательно — исследовательской деятельности «Знакомство с термометром».
— для педагогов детского сада представила итоговые занятия в подготовительной к школе группе НОД по развитию речи и обучению грамоте «Космическое путешествие», по развитию элементарных математических способностей «Веселое состязание».
— для педагогов учреждения в рамках проекта «Развиваемся, играя» представлено НОД в младшей группе «Переполох в зимнем лесу».
В настоящее время, в условиях модернизации очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, не только администрацией, но и в первую очередь опытными воспитателями. Я являюсь наставником для молодых специалистов, студентов, находящихся на практике. В зависимости от индивидуальных способностей молодого педагога подбираю разнообразные формы работы, способствующие развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
С целью информационной открытости в новостной ленте сайта образовательной организации публикую заметки о деятельности группы, оформляю фотоотчеты, выставки детских работ, формирую портфолио достижений ребенка, создала группу в социальной сети WhatsApp, где родители могут не только общаться между собой, но и получать необходимую срочную информацию.
На протяжении всей педагогической деятельности использую различные возможности для личного и профессионального развития:
2020 год | |
ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации», программа повышения квалификации «Инновационные подходы в организации работы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста через организацию различных видов игр» | 36 час. |
2021 год | |
ООО «Инфоурок» программа повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми» | 72 часа |
Всероссийский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовке ООО «Информация и практика», программа повышения квалификации «Формирование элементарных математически представлений у дошкольников» | 108 час |
2022 год | |
ООО «Инфоурок», программа повышения квалификации «ФГОС. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста» | 108 час |
ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Развитие профессиональной компетенции специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационной категории в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста». | 16 час |
ООО «ЦНОИ» «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО» | 36 час |
ООО «Учебный центр «ПрофЗнание», «Оказание первой доврачебной помощи в ДОО» | 36 час |
На данный момент я прохожу обучение: курсы по профессиональной переподготовке на сайте ООО «Инфоурок» по программе «Педагог дополнительного образования», 600 часов, для оказания платных услуг в рамках дополнительного образования.
Я влюблена в свою работу, осознаю всю её важность и нужность. Сияющие глаза моих воспитанников, их открытые и чистые сердца, их любовь, которой они с огромной радостью делятся со мной – что ещё надо для подтверждения правильности выбора профессии.