Формирование читательской компетентности на уроках иностранного языка в начальной школе

(Выступление на городских педагогических чтениях)

Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.

Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентностей.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС, что обуславливает актуальность данной проблемы.

В новых ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе, как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.

Уже на уровне начальной школы учащиеся должны достигать определённого уровня владения смысловым чтением, чтобы успешно продолжать дальнейшее обучение. Уроки английского и немецкого языков дают возможность овладеть смысловым чтением, как в качестве речевого умения, так и в качестве универсального учебного действия.

Смысловое чтение на иностранном языке включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение определять содержание текста по заголовку/, по ключевым словам, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

На уроках иностранного языка я активно работаю над формированием вышеизложенных умений у моих обучающихся, начиная уже со 2 класса.

Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. И здесь важно правильно выбрать стратегию работы над текстом, определить методы и приемы работы.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

1. Предтекстовый этап:

Этот этап направлен на моделирование фоновых заданий, необходимых и достаточных для рецензии конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.

Цель этапа — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом.

На данном этапе работы с текстом будут эффективными следующие приёмы, которые используются мной на уроках немецкого и английского языков.

  • «Отгадай по иллюстрации».

Цель — актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Перед началом чтения текста учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем идет здесь речь. Дан ряд картинок. Учащиеся должны отгадать по рисунку, о чем или о ком может идти в тексте речь и ответить на вопрос. Определить перед чтением по заголовку и (или) по рисункам, сопровождающим текст, о чем или о ком может идти в нем речь.

  • «Глоссарий» (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) Найдите в тексте слова, которые относятся к теме, и подчеркните их. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов.

2. Текстовый этап:

Цели этапа:

  • проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

На данном этапе работы с текстом будут эффективными следующие приёмы, которые используются на моих уроках. При помощи данных приемов дети развивают коммуникативные умения, учатся строить предложения на основе знания лексических и грамматических единиц.

  • Верно, неверно(для развития умения точного перевода и внимательности предлагается задание на соответствие предложенных предложений к действительной информации по тексту в виде таблицы)
  • Ответьте на вопросы
  • Найди пару!

С целью развития грамматических навыков учащимся предлагается соединить предложения.

  • «Текст с пропущенными словами».Учащимся предлагаются карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами. Учащиеся работают в парах и заполняют карандашом пропуски. Предложения также можно расположить не в хронологическом порядке. Их необходимо выстроить правильно, поставив номер предложения карандашом.
  • Составьте предложения!
  • Послетекстовый этап:
  • Цели:
  • — использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;
  • — использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Упражнения:
  • С целью развития речи учащиеся отвечают на предложенные вопросы и передают содержание текста.
  • Для слабых детей — рассказ с опорой.
  • Составить план текста, выделив его основные мысли.
  • Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.

Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.

Мною создана методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка, которая имеет практическую значимость. Все методические материалы могут быть использованы педагогами в педагогической практике.

Таким образом, работа с текстом имеет огромное значение в связи с реально существующими проблемами в формировании читательской грамотности, понимаемой в широком смысле как способности к осмыслению текстов различного содержания, формам и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся по средствам работы с текстом.

В данном направлении наша школа работает не первый год. В школе создана творческая инициативная группа (ТИГ) «Стратегии развития смыслового чтения», которая активно занимается вопросами внедрения различных комбинаций приемов смыслового чтения в педагогическую практику. Также создана методическая база для того, чтобы все педагоги могли использовать выбранные приемы на своих уроках.

В течение учебного года членами ТИГ проводятся семинары-практикумы на темы: Теоретические основы развития смыслового чтения, практические занятия с педагогами. 

Приложения:
1948
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.