Методическая разработка урока по теме "Мировой океан"
Предметная область: общественно-научная
Класс:6класс
Тема урока:«Мировой океан»
Тип урока: изучение нового материала
УМК:Учебник под ред. А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина– Москва, «Просвещение», 2020г.
Место урока в системе уроков: второй урок вразделе гидросфера, первый урок в теме «Мировой океан»
Разработала: Гольц Инна Владимировна, учитель географии и ОБЖ МАОУ СОШ №2 ГО Карпинск, ВКК.
Оборудование: физическая карта полушарий, карты атласа, мультимедийное оборудование.
Методы и формы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, практическое задание, анализкарт атласа и текста учебника
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная и групповая
Цель:
Содержательная: углубление знаний обучающихся о понятии Мировой океан, знакомство с водной оболочкой Земли, осмысление понятий «Мировой океан», «море», «залив», «пролив».
Деятельностная: развитие различных способов деятельности: работа с картографическим материалом, анализ текста, проблемный диалог, продуктивное взаимодействие в малых группах, аргументация выбора, выражение своей точки зрения, самооценка достигнутых результатов на уроке.
Планируемые результаты:
- Предметные: научиться называть и показыватькрупнейшие части Мирового океана – моря, заливы и проливы; составлять краткую характеристику океанов по плану;
- Личностные: создать условия для развития ценностно-смысловой сферы обучающихся, формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности; развития ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- Метапредметные:
- познавательные УУД — определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- регулятивные УУД — ставить цель деятельности на основе определенной проблемы; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- коммуникативные УУД - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
- СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
- 1. Организационный момент
- Деятельность учителя: Приветствие. Настраивает обучающихся на работу.
- 2. Этап целеполагания
- Деятельность учителя: Для определения темы урока обучающимся предлагается расшифровать слова представленные на слайде. Где каждой цифре соответствует определенная буква алфавита.
Деятельность обучающихся: Определяют тему урока, отвечают, записывают в тетрадь (для быстроты расшифровки можно предложить алфавит на парту).
Деятельность учителя:
— Цель нашего урока представлена на слайде. Но вы сейчас сами определите цель. Для этого нужно открыть учебник стр. 97 параграф 29. Посмотрите, что вы знаете в этой теме, переосмыслите содержание и определите свою цель, чтобы вы хотели узнать в пределах этого параграфа.
Деятельность обучающихся: Ответы обучающихся. Записывают цель в тетрадь.
Деятельность учителя:
— Попробуйте оценить свою работу. Для этого на полях тетради поставьте оценку. Если вы, что то изменили или добавили в цель нашего урока – оценка «5», если переписали мою цель – оценка «4».
3. Этап актуализации знаний
Деятельность учителя:
— Прежде, чем мы реализуем ваши цели давайте вспомним основные понятия, которые связаны с данной темой.
Фронтальный опрос
1. Какую оболочку Земли мы изучаем?
2. Что такое гидросфера?
3. Назовите составные части гидросферы.
4. В каких трех состояниях встречается вода в природе?
5. Какие океаны входят в состав Мирового океана (можно открыть атласы, вспомнить и показать океаны на карте)
Деятельность обучающихся: Отвечают на вопросы устно. Один обучающийся показывает на карте океаны.
4. Этап изучения нового материала
Деятельность учителя:
— Чтобы определить особенности океанов мы поработаем в парах. С помощью текста учебника и карт атласа дать характеристику океана по плану. И отразить в контурной карте. У вас должен появиться графический образ океана. Описание океанов выполняем в парах по рядам.
1 ряд – Тихий океан
2 ряд – Атлантический океан
3 ряд – Индийский океан
3 ряд – Северный Ледовитый океан
План описания океана (приложение 1)находится на парте и на слайде презентации.
Деятельность обучающихся: Работают в парах с помощью учебника и карт атласа, составляют в контурных картах графический образ океана.
Деятельность учителя: Помогает в работе с контурной картой.
Деятельность учителя:
— Давайте опять попробуем оценить свою деятельность. Поставьте себе на полях оценку «5» — если вы считаете, что все ответы у вас правильные, оценку «4» — если вы считаете, что допустили ошибки.
Деятельность обучающихся: Ответы детей. Выходят к доске называют площадь океана, показывают океан и материки на карте.
Физкультминутка.
Деятельность учителя: Теперь мы немного отдохнем и поиграем в игру «Хлопаем в ладоши»: я называю географические объекты, вы внимательно слушаете и если услышите название объекта, находящегося в России, то делаете 2 хлопка в ладоши, если не в России, но на материке Евразия, то 1 хлопок, если на другом материке – вы не хлопаете: Урал, Килиманджаро, Нил, Ключевская Сопка, Анды, Кавказ, Обь, Тибет, Камчатка, Крым, Скандинавский полуостров, Алтай, Гималаи, Амазонская низменность, Эльбрус. Молодцы! Продолжаем выполнять практические задания.
Деятельность обучающихся: Выполняют физкультминутку
Деятельность учителя:
— На следующем этапе мы с вами объединимся в группы для того, чтобы изучить части океана. К основным частям океана относятся: моря, заливы и проливы.
1 группа – моря
2 группа – заливы
3 группа – проливы
— С помощью текста учебника охарактеризовать свою часть океана по плану (работа выполняется устно). Приложение 2
Деятельность обучающихся: Работают в группе.
Деятельность учителя: Контролирует работу, помогает.
Деятельность обучающихся: Заслушиваются ответы групп.
5. Этап рефлексия
Деятельность учителя:
— В заключении мне хотелось, чтобы вы выполнили ряд заданий, которые находятся у вас на парте. Вам на выбор предложено 3 задания. В течение 4 минут вы попробуете их выполнить. Очень хорошо если вы справитесь со всеми заданиями, или вы можете выполнить любые два на выбор на ваше усмотрение. Можно пользоваться записями в тетради и учебниками.
Деятельность обучающихся: Выполняют задания в карточках (приложение 3).
Деятельность учителя: Собирает карточки и тетради для подведения итогов.
Наиболее активным участникам выставляются оценки.
6. Домашнее задание.
Деятельность учителя:
— Параграф 29 читать, подписать на контурной карте части океанов выделенные в тексте на стр.98.
2. Учебник под ред. А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина – Москва, «Просвещение», 2020г.
3. Рогачева И.А. Планета Мировой океан: учеб. пособие. / И.А. Рогачева. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2008. - 744 с.
4. https://zagge.ru/20-faktov-o-mirovom-okeane/