Аналитическая записка учителя иностранного языка Чебышевой Юлии Валерьевны
Аналитическая записка/описание опыта работы педагога/
Педагогическое кредо: «В каждом наброске, в каждом черновике
учитель продолжается в своем ученике…»
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое новыми стандартами к уровню владения иностранными языками, заключается в развитии коммуникативной компетенции, развитии личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.
Исходя из приоритетов современной образовательной политики РФ, закона «Об образовании РФ», концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС, стратегической идеи Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Программы развития МАОУ СОШ № 6, цель педагогической деятельности — создание условий для повышения мотивации к успешной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, социализации и самореализации обучающихся и развитие профессионализма учителя.
1. Динамика учебных достижений и результатов внеурочной деятельности обучающихся по предмету за последние 3 года
1.1. Преподавание немецкого языка ведется мной в общеобразовательных 2-10 классах. С 2020-2021 учебного года преподаю английский язык в параллели 2-х классов, так как прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: Английский язык в образовательных организациях» с присвоением квалификации: учитель, преподаватель английского языка. Мониторинг промежуточного результата учебных достижений обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации» МАОУ СОШ №6.
Статистическая справка ежегодного общешкольного мониторинга подтверждает позитивную динамику и отсутствие неудовлетворительных результатов освоения программ.
Уровень успеваемости стабильный и составляет 100%. Динамика качества образования по иностранному языку стабильно положительная; средний балл повысился с 3,6 до 3,9/приложение 1/.
Немецкий язык | 2018-2019 г. | 2019-2020г. | 2020-2021г. | Английский язык | 2020-2021г. |
Успеваемость | 100% | 100% | 100% | Успеваемость | 100% |
Качество | 56% | 59% | 66% | Качество | 77,4% |
Средний балл | 3,6 | 3,7 | 3,9 | Средний балл | 4,2 |
1.2. Качество образовательных достижений обучающихся подтверждается результатами участия в предметных олимпиадах, ежегодных интеллектуальных и творческих конкурсах, мероприятиях различного уровня на иностранном языке /приложение 2/:
- Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку /2018 г. -1 место (7 класс); 2019 г. -1 место (8 класс)/;
- Международная дистанционная олимпиада младших школьников по немецкому языку «Лисёнок»/2018-2020 гг. — диплом 1 степени, 4 диплома 2 степени, 3 диплома 3 степени;
- Международный конкурс «Auf gut Deutsch»/2020 г. — 1 место/
- Всероссийская олимпиада по немецкому языку «Олимпус»/2018-2020г. — дипломы 2,3 степени/;
- Всероссийский конкурс «DeutschfürSchüler»/2020 г. — 1, 2 места/;
- I региональный конкурс чтецов на иностранных языках /2018 г. — 1 место/;
- школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку/2018-2020 гг. — 50 участников, 1,2,3 места/;
- школьный конкурс чтецов на иностранном языке/2019 г. — 1,2,3 места/.
1.3. В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов внеурочная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, так как предоставляет большие возможности для развития мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Развитию мотивации способствует участие обучающихся в мероприятиях различного уровня: акции, конкурсы, фестивали, недели иностранного языка /приложение 3/:
-участие более 50% обучающихся во Всероссийской открытой акции «Tolles Diktat», организованной по инициативе общественных организаций российских немцев с целью популяризации немецкого языка и развития культуры грамотного письма на немецком языке, 2018 — 2021 гг.;
-ежегодное участие в городских фестивалях на иностранном языке: «Калейдоскоп талантов», «Рождественская ярмарка», «Пасха» в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
-ставшая традиционной в рамках школы региональная акция «День чтения», участие от 65% до 90% школьников. Формы различны: викторина «Знаешь ли ты страну изучаемого языка», конкурсы-соревнования: «Читаем не по-нашему»/чтение на время/, «Как это по-русски?»/лучший перевод/.
Положительная динамика активности и результативности участия обучающихся в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, мероприятиях различного уровня представлена диаграммой/приложение 4/
2. Динамика результатов воспитательной работы за последние 3 года
В 2018 – 2021 гг. в соответствии с общешкольной социокультурной воспитательной программой реализовалась воспитательная программа классного руководителя. Основа воспитательной программы — социальный портрет класса. Цель программы — формирование среды класса, которая обеспечивает реализацию направлений, способствующих успешной социализации обучающихся различных категорий.
Приоритетные направления и механизмы деятельности представлены в программе воспитательной работы:
- Социально-экономическая культура: органы самоуправления класса, классные собрания.
- Нравственное воспитание: система классных часов, встреч.
- Профилизация и профориентация: классные часы, экскурсии, беседы с использованием мультимедийных презентаций, роликов.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) в условиях социокультурного образовательного пространства способствовало сплочению классного коллектива. Взаимодействие с родителями по актуальным проблемам образования и воспитания обучающихся было организовано в форматах круглого стола, мини-дискуссий, родительско-ученических отчетных собраний.
Успешной социализации обучающихся способствовало сотрудничество с учреждениями дополнительного образования /ДТШ, ДООЦ, МАУ ДО СТиЭ «Конжак» /, Центром занятости населения, с родителями, семьями подростков.
Результатом стало участие обучающихся класса в мероприятиях, конкурсах, акциях разного уровня/приложение 5/
Название мероприятия | 2018-2019 гг., 8в класс | 2019-2020 гг., 9в класс | 2020-2021 гг., 5в класс |
Духовно-нравственное направление | |||
Общешкольный конкурс бальных танцев | 3 место, номинация «Лучший партнер» | 1 место/номинация «Лучшая пара» | - |
Общешкольный вокальный конкурс «Битва хоров» | 2 место/ 100% обучающихся | - | - |
Конкурс чтецов «Живая классика» (школьный этап) | участие | 1 место + участие в муниципальном этапе | участие |
Посещение драматического театра, г. Серов, театра кукол, г. Краснотурьинск | 50% обучающихся | 70% обучающихся | 80% обучающихся |
Город мастеров. Школьная игра по станциям, посвященная народному празднику «Наум Грамотник» | - | - | 1 место |
Интеллектуальное направление | |||
Турнир по русским шашкам в честь Дня Защитников Отечества | - | - | 3 место |
Соревнования по спидкубингу | - | - | Призер |
Школьная УИК | участие | участие | Победители |
Просмотр и обсуждение фильмов: «Движение вверх», «Девочка из города» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Гражданско-патриотическое направление | |||
Военно-патриотическая игра «Зарница» | 2 место | 2 место | - |
Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения» | - | - | Участие |
Всероссийский конкурс «Страницы Великой Победы» | - | - | Участие |
Экологическое/ экскурсионно-краеведческое направление | |||
Субботник по благоустройству территории школы и города | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Эко-марафон ПЕРЕРАБОТКА « Сдай макулатуру – спаси дерево!» | - | - | 100% обучающихся/ 3 место |
Городской турслет | 2 место | 1 место | - |
Экскурсии в школьный музей «Карпинск во время Великой Отечественной войны», «Времен связующая нить», «Монеты Отечественный войны 1812 года», «Выставка, посвященная 80-летию Карпинска» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Экскурсии в городской краеведческий музей «История образования города Карпинска», «Дорога из Богословска в Карпинск», «Наши корни», «Природа края» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Социальное направление | |||
Благотворительная акция «Лапа помощи» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Волонтерская акция «Рукавичка» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Волонтерская акция «Ветеран живет рядом» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Всероссийская патриотическая акция «Бессмертный полк» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | - |
Всероссийская акция «Окна Победы» | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
РДШ /Международная акция «Книга другу» | - | - | Участие |
Встреча с начальником спасательного отряда МЧС ГО Карпинск Бастрон М.А., с Бейзель А.А./инспектором ПСЧ ФПС ГПС ГУ МЧС России/ | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Здоровьесберегающее направление | |||
Легкоатлетическая эстафета «Юность» | участие | 2 место | - |
Легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы | участие | 2 место | - |
Городская эстафета «Майская шиповка» | - | - | 3 место в составе школьной сборной |
Всероссийская акция «Кросс нации» | участие | участие | участие |
Всероссийская акция «Лыжня России» | участие | участие | участие |
Общешкольный день здоровья | участие | 1 место | участие |
Соревнования по стрельбе | участие | участие | участие |
Первенство школы по футболу 5 – 8 классы | участие | - | 1 место |
Турнир по мини-футболу, посвященный памяти воина-интернационалиста Николая Рачева среди юношей 2008-2009 г. рождения | - | - | 1 место в составе школьной сборной /лучший игрок и лучший бомбардир турнира/ |
Первенство города по лыжным гонкам | участие | участие | 1 место |
Поездки на базы отдыха «Нижнее», «Чайка», в ОЗЛ «Светлячок», поход выходного дня на Уральскую сопку с воспитательной целью: сплочение классного коллектива и укрепление здоровья | 100% обучающихся | 100% обучающихся | 100% обучающихся |
Результаты реализации воспитательной программы классного руководителя доводятся до сведения родителей через современные средства оперативного информирования: ресурсы электронного журнала, смс — оповещения, сообщения в группе класса в социальной сети, мессенджеры.
Социальную успешность обучающихся подтверждают результаты самоопределения по окончании 9 класса. 35% обучающихся 9в класса продолжили обучение в школе, 65 % выпускников сделали осознанный профессиональный выбор, связав свое будущее с обучением в средних специальных и профессиональных учебных заведениях технического и социально-гуманитарного профилей.
3. Опыт применения инноваций в образовании
Качественному результату профессиональной деятельности способствовало применение инноваций.
Инструментарий ИКТ /информационно-коммуникативные технологии/ — средство оптимизации процесса обучения и воспитания, работа с ресурсами Интернет-пространства. Одним из современных элементов ИКТ является дистанционное обучение. Дистанционное обучение эффективно дополняет традиционную систему образования. Со всеми обучающимися в период санитарно-эпидемиологических ограничений в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции система взаимодействия была организована в форме ВКС на платформах ZOOM и SKYPE. Для организации контроля качества обучения у обучающихся использовались интерактивные платформы: «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/ и РЭШ https://resh.edu.ru.Платформы позволяют оперативно отслеживать качество выполненных заданий, выявлять и анализировать «проблемные зоны».
Технология развития критического мышления – основа функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы в условиях ФГОС как целостная система творческой переработки информации и формирования навыков работы в коллективе.
На стадии вызова полученная информация обсуждается в парах и в группах. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией индивидуально или в парах. На стадии рефлексии перерабатывается информация на творческом уровне, на уровне анализа, интерпретации индивидуально, в парах или в группах.
Основные используемые приёмы: «Кластер» целесообразно использовать во 2-6 классах для активизации лексических единиц в речи по темам: «Животные», «Школы в Германии» и т.д.; «Синквейн» — в 7-8 классах по темам: «Путешествие по Германии», «В здоровом теле — здоровый дух» для систематизации материала, для развития творческих способностей обучающихся, обогащение их словарного запаса; «Тонкие и толстые вопросы» — для обучения диалогической речи на базе прочитанного или прослушанного текста по теме «Зачем нужно учить иностранные языки» в 9 классе; «Мозговой штурм» — в10-11 классах по теме «Научно-технический прогресс», прием развивает креативность мышления обучающихся, их коммуникативные качества.
Проектно-исследовательская деятельность в едином исследовательском пространстве школы — неотъемлемый элемент современного обучения, условие интеграции урочной и внеурочной деятельности: формируются навыки самостоятельной работы, навыки толерантного общения в коллективе, навыки адекватной само — и взаимооценки при выполнении учебного задания.
Этапы организации проектной и исследовательской деятельности реализованы в форме краткосрочных проектов /урочная практика/, длительных по времени разработки /учебный год/ проектов. Ресурсы проектно-исследовательской технологии используются при организации мини-исследований на уроках и разработке исследований и проектов во внеурочной деятельности. Консультации к длительным разработкам проводятся в соответствии с режимом работы кабинета. Краткосрочные урочные проекты, как правило, разрабатываются в рамках урока. Уровень сформированности навыков проектной деятельности учащихся определяется в рамках единой оценочной системы школы с применением оценочного листа. Результаты проектной деятельности структурируются в постоянно развивающийся банк проектов учебного кабинета.
Результаты представлялись на общешкольной конференции, на городской УИК и на региональном фестивале мультимедиа проектов на иностранном языке «Lingua»/приложение 6/.
2018-2019 гг.
- «Экскурсия по моему родному городу», 4в класс/ победитель регионального фестиваля
- «Моя семья — моё маленькое государство», 5б класс
- «Еда в Германии», 6в класс
2019-2020 гг.
- «Рождество в Германии и России. Сходства и различия», 7а класс
- «Реки в Германии», 7г класс
- «Кухня в Германии», 8а класс
2020-2021гг.
- «Онлайн-переводчики: за и против»/победитель школьной конференции, 7в класс
- «Сходства и различия английского и немецкого языков», 8в класс
- «Молодежные субкультуры», 9г класс
Совместно с обучающимися и коллегами был организован интерактивный социокультурный челлендж «Мы о войне стихами говорим», посвященный 75-летию Победы/ https://vk.com/school6karpinsk?z=video-101562057_456239733%2F75d1592e8151a2364f%2Fpl_wall_-101562057/.
4. Распространение (диссеминация) инноваций, педагогического опыта происходит постоянно в ходе профессионального общения с коллегами:
Название роли | 2018-2019 гг. | 2019-2020 гг. | 2020-2021 гг. |
Классный руководитель | + | + | + |
Член школьного педагогического совета | + | + | + |
Член творческой инициативной группы «Критическое мышление». | + | + | + |
Участник ГМО учителей иностранного языка | + | + | + |
Участник школьной вокальной группы «Созвучие» в рамках городского конкурса «Грани таланта» | + | + | + |
Участник городского туристского слета работников образования | + | + | + |
Руководитель ШМО учителей иностранного языка | + | + | |
Руководитель ТИГ «Функциональная грамотность» | + | ||
Эксперт по проверке школьных и муниципальных диагностических контрольных работ | + | + | + |
Эксперт муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по немецкому языку | + | + | + |
Эксперт устного собеседования в 9 классе | + | + | + |
Организатор в аудитории ППЭ | + | + | + |
Система непрерывного профессионального развития в моей педагогической практике реализуется несколькими направлениями.
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (рабочие программы, дидактические, методические и контрольно-измерительные материалы).
Профессиональная переподготовка/приложение 7/:
- 2021 г. – Московская академия профессиональных компетенций по программе «Педагогическое образование: Английский язык в образовательных организациях». Присвоена квалификация: учитель, преподаватель английского языка/324 ч.;
Курсы повышения квалификации/приложение 8/:
- 2018 год — ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Подготовка экспертов устного собеседования в 9 классе», 16ч.;
- 2018 год — НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Развитие профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста», 16 ч;
- 2021 год — «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством», ООО «Центр инновационного образования и воспитания»,73 часа;
- 2021 год – подготовка организаторов ЕГЭ.
Участие в профессиональных дистанционных конкурсах и международных социокультурных акциях/приложение 9/:
- Всероссийский конкурс «Педагогический триумф» — диплом 1 степени;
- Всероссийский конкурс «ФГОС ООО: технология развития критического мышления» — диплом 2 степени;
- Всероссийский конкурс «Современный урок в современной школе» — 3 место;
- Всероссийский конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий;
- «Большой этнографический диктант»;
- «Экологический диктант».
Формы диссеминации различны:
Год | Название | Форма |
— | Стажировка в Германии «Hospitationen von ausländischen Deutschlehrkräften aus Afrika, Asien, Lateinamerika, Osteuropa sowie Griechenland, Portugal, Spanien und Zypern», Gelsenkirchen | Очная /с постоянным проживанием в семье, 3 недели/ |
2018 | Методическая сессия «Технология развития критического мышления как один из способов реализации стратегии смыслового чтения» | Открытый урок в 6 классе |
2018 | Методическая сессия «Приемы развития критического мышления» | Семинар-практикум |
2019 | Публикации методических материалов на сайте «Инфоурок» | |
2020 | Публикация на странице электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки» статьи на тему «Смысловое чтение и работа с текстом на немецком языке в условиях реализации ФГОС» | Приложение 10 |
2020 | Аттестация на высшую квалификационную категорию | Аналитический отчет |
2021 | Предметная неделя иностранного языка. | Игра – соревнование по станциям «Я люблю английский язык», конкурс «Лучший знаток английского языка»/ 2 класс/, конкурс чтецов на иностранных языках/6 класс/ |
2021 | Методическая сессия в рамках инновационного проекта «Мониторинг функциональной грамотности" по проблемам: «Основные подходы к оценке математической грамотности и глобальных компетенций», «Основные подходы к оценке финансовой и естественнонаучной грамотности», «Основные подходы к оценке читательской грамотности и креативного мышления», «Анализ результатов мониторинга». | Серия семинаров-практикумов (организация и проведение), выступление-анализ |
2021 | Педагогические чтения «Формирование читательской компетентности обучающихся как одной из составляющей функциональной грамотности на уроках иностранного языка в начальной школе»» | Выступление с докладом/приложение 11 |
Результаты профессиональной деятельности представлены на персональном сайте: https://infourok.ru/user/chebisheva-yuliya-valerevna.
Здравствуйте! СПАСИБО за Ваш ОБРАЗЦОВЫЙ труд!!!
Добрый день! Татьяна Николаевна, спасибо большое за Вашу оценку и поддержку.
Юлия Валерьевна! Поздравляю! Заслуженная и уверенная ПОБЕДА в заочном этапе! Желаю удачи и успехов!
Ольга Викторовна, спасибо огромное.☺️
Юлия Валерьевна, так держать!!! Вперед к новым победам!!!
Евгения Владимировна, спасибо большое!