Методическая разработка квест-игры «Тайное письмо», воспитатель Шнайдер М.В.

«Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные подходы, методы и средства такие как: интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, экспериментирования и многое другое.

Все они существуют как отдельно взятые элементы, новшество моего опыта работы заключается в том, что я объединила их в такую форму работы с детьми как квест -игра.

Что же такое квест -игра? Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для более старшего возраста. Но на мой взгляд, эта игра — креативная, современная. Считаю, что эту технологию можно и нужно применять для дошкольников.

Изучив ее, включаю как в образовательный процесс, так и досуговую деятельность, при активном участии родителей.

Теперь мне хотелось бы коснуться характерных особенностей и преимуществ квест — игры. Квест -игра дает возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду, действуя в реальном и воображаемом мире. Главное преимущество квест игры в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест- игра предполагает, обязательно, наличие сюжета и мотивации для достижения поставленной цели и задач в предстоящей деятельности.

План квестигры включает в себя обязательные пункты:

-написание сценария с информацией познавательного характера,

— подготовка необходимого оборудования,

— разработка безопасного, но непривычного маршрута,

— разработанные задания должны опираться не только на имеющиеся умения и навыки, но и на зону ближайшего развития ребенка.

В квест-игре существует определенное правило, последовательно выполнять все подсказки. Это могут быть загадки, ребусы, записки и другое.

В конце квест -игр с детьми подвожу итог и на финише их ждет приз. Проводить игру начинаю с младшего возраста, вводя 2-3 действия, с элементарными заданиями, а к старшему дошкольному возрасту, включаю 6-8 заданий, усложняя их, так как у детей уже имеется определенный запас знаний, умений и навыков. Как правило, первое задание не должно быть сложным. Цель — вовлечь игроков в процесс, показать, что у них все получится.

Так что же такое квест -игра? «Квест» – это увлекательная, приключенческая игра, в которой необходимо решать разные задачи для того, чтобы достигнуть определенной цели. Квест -это поиск.

В процессе поиска дети знакомятся с новой информацией, закрепляют имеющиеся представления, на практике формируются у детей умения и навыки

Провожу квест-игры не реже 1 раз в квартал, организация их бывает не только в группе, но и на улице, на участке группы или использую всю территорию детского сада, в зависимости от поставленных задач. Предлагаю вашему вниманию видеоролик спортивной квест -игры «В поисках карты». Сюжет предложенного квеста построен на том, что дети помогают помощнику Капитана найти карту. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляют навыки основных видов движений. На пути к своей цели участники проявили ловкость, сообразительность, смекалку. Развивать логическое мышление, внимательность, быстроту, ловкость, взаимовыручку. Воспитывать желание быть здоровым, прививать интерес к подвижным играм». Квест — игра стала удачной организацией двигательной активности детей на открытом воздухе, которая принесла всем немало положительных эмоций и приятных впечатлений.

Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, когда игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут и штурмовые (хорошо подходят и для младшего возраста) — игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач, реже кольцевые (так они предполагают большое количество организаторов) которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг, команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными.

Мной разработана серия конспектов квест -игр:

«В поисках украденных цифр», с целью развития интерес к математике через знакомство с новым видом деятельности как квест-игра;

«Проделки Бабы Яги» — расширение знания детей о праздновании Нового года;

«В гости к Радуге-дуге» — пополнение представлений у детей о природных явлениях;

«В поисках украденных планет» — формировать представление о космосе и планетах солнечной системы;

«Путешествие на Остров сокровищ» — пополнить представления детей о труде взрослых.

по сюжету сказки «Гуси-лебеди» «В поисках ключей Бабы Яги» — создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений.

Важно, чтобы в игре были задействованы одновременно и интеллект участников, их творческие и физические способности. В игре, удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи, которые вы видите на экране.

-образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

-развивающие (дети учатся логические мыслить, экспериментировать, исследовать);

— воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, помогать друг другу и другие).

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, я следую следующим принципам, которые вы также можете видеть на экране.

1. Доступность -задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

При проведении квест- игр соблюдаю основные условия:

1. Безопасность

2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Создание мотиваций командной игры

Применяя данную технологию в своей работе, я увидела положительные результаты: у детей появился интерес к образовательной деятельности, заметно повысилась познавательно-речевая активность, все мои воспитанники стали с удовольствием включаться в игру, самостоятельно решать проблемные ситуации, научились договариваться, приходить к согласию, выражать свое мнение, что привело к сплочению детского коллектива.

Методическая разработка конструкта НОД в форме квест — игры: «Тайное письмо», воспитатель Шнайдер Марина Васильевна

Тема: «Тайное письмо».

Возрастная группа: Средняя группа (пятый год жизни).

Форма работы с детьми: технология «квест-игра», технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационных технология, технология экспериментирования.

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Средства:

Наглядные – видео послание, картинки в играх «Четвертый лишний», палочки Кюизинера, мнемотаблица «Красная шапочка», карточки «Веселые человечки» по блокам Дьеныша; мини-робот «Bee-bot»

Литературные — загадка

Оборудование: мультимедийная техника (телевизор, ноутбук); конверты с заданиями; блоки Дьеныша; палочки Кюизинера, свеча на каждого ребенка); гуашь; влажные салфетки губка на каждого ребенка; мини- робот «Bee- bot».

Музыкальные: нарезка музыкальных произведений

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»; работа по мнемотаблице с помощью мини-робота «Bee-bot», чтение сказки Ш. Пьеро «Красная шапочка»; работа с блоками Дьеныша по карточкам, с палочками Кюизинера; разучивание психогимнастики и физкультминутки

Цель создание условий для закрепления знаний детей посредством квест-игры.
Задачи
Образовательные:
Закрепить название геометрических фигур, сравнивать, находить сходства и различия;
Вспомнить содержание сказки Ш. Пьеро «Красная шапочка»;
Развивать связную речь; закрепить у детей знание известных им сказок;

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация);

Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам

Развивающие:

Способствовать формированию у воспитанников психических процессов: мышления, памяти, речи, воображения;

Стимулировать детей на проявление инициативы и самостоятельности в решении интеллектуальных задач;

формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, планировать свои действия;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.

Воспитательные:

Умение слушать, развивать познавательные процессы, воспитывать коммуникативные навыки

через игру воспитывать интерес к познанию;

Воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольников: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, отзывчивость, умение доводить начатое до конца;

Воспитывать умение работать в команде, в паре согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Планируемый результат:

  • В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, художественной, коммуникативной, конструктивной.
  • Овладение УУД в соответствии с возрастом, знаниями по всем образовательным областям.
  • Творчество и активность детей во всех видах образовательной деятельности.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитаников:

Обратить внимание на лексико – грамматический строй – Лера Т., Арсений Т., Вика Б., Матвей В.

Обратить внимание на застенчивость Гоши Л. при ответе на вопросы

Обратить внимание на нерешительность Маргариты П. вовремя НОД

Обратить внимание на поведение Арсения Т. вовремя НОД 

Ссылка на видеоролик «Квест- игра»- https://cloud.mail.ru/public/VD7p/29u2qWJEu/

Ссылка на документ Microsoft Word конструкта НОД в форме квест — игры: «Тайное письмо»- cloud.mail.ru/public/4K74/3F3NHxqJT

1924
RSS
Марина Васильевна! Очень ценный опыт работы, замечательно подобранный материал, очень интересное занятие с использованием различных методов и техник.
14:08 (отредактировано)
Спасибо, Валентина Георгиевна, за мнение и вашу оценку. Для меня это важно! Рада поделиться с коллегами.

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.