2 заседание инициативной группы педагогических работников ДОО от 19.11.2025 года

МАДОУ № 2

19.11.2025г (присутствовало 27 человек)

Тема заседания: «Формирование мыслительной деятельности у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе развивающих игр»

Слушали учителя-логопеда Щербинину Т.В. Развитие сенсомоторных функций у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений

Задержка психического развития – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы.

1 тип: ЗПР конституционального генеза (происхождения)

- незрелость телосложения и психики (психофизический инфантилизм)

- крайняя непоседливость, излишняя подвижность, отвлекаемость

- наивность, непосредственность

- познавательные процессы нерезко снижены

- Обучение в доступной игровой форме

- Оказание всех видов помощи: организационной, стимулирующей, направляющей.

2 тип: ЗПР соматогенного генеза

- астенические симптомы (головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, расстройства внимания и снижение памяти)

- пассивность, бездеятельность, безынициативность

- трудности в обучении в связи со сниженной мотивацией, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, нежеланием преодолевать трудности

- Щадящий режим, профилактика переутомления.

- Оказание всех видов помощи: организационной, стимулирующей, направляющей.

3 тип: ЗПР психогенного генеза

- интеллектуальная пассивность, слабое проявление любознательности

- неустойчивость внимания

- незаинтересованность в продуктивных видах деятельности

- отклонения в поведении (повышенная агрессивность, либо, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество)

Психологическая помощь, индивидуальный подход

4 тип: ЗПР церебрально-органического генеза

- познавательная деятельность значительно снижена

- мыслительные процессы нарушены, приближены к показателям при нарушении интеллекта

- страдают процессы внимания и памяти, знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются.

- стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы

- Индивидуальный подход.

- Специальные методы и приемы обучения.

- Оказание всех видов помощи: обучающей, организационной, стимулирующей, направляющей.

- Щадящий режим.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:

эмоционально-волевая незрелость, повышенная истощаемость, низкая работоспособность;

неустойчивость внимания;

малый объем, низкая продуктивность памяти;

незрелость мыслительных операций;

системное недоразвитие речи (низкая речевая активность; бедность словаря, выраженные недостатки грамматического строя речи, задержка фразовой речи);

отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики;

недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности (стереотипность, отсутствие развёрнутого сюжета, бедность фантазии, несоблюдением игровых правил).

Сенсомоторное развитие

- Способность воспринимать информацию через органы чувств (сенсорика): Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус

проприоцепция - ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

- Адекватно реагировать на поступающую информацию с помощью движений (моторика).

Моторная сфера

- Особое значение имеет совершенствование моторной сферы, развитие двигательных навыков, общей и мелкой моторики, межсенсорной интеграции.

- Нейроигры и упражнения:

- массажные коврики (следочки, ладошки);

- игры на развитие телесно-пространственных ориентировок;

- упражнения для развития координации и равновесия;

- самомассаж;

- кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика;

- сухой бассейн для рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз.

Сенсорная сфера

формирование сенсорных эталонов (воспитатели);

развитие зрительного и слухового восприятия;

развитие всех видов памяти;

развитие всех свойств внимания, произвольной регуляции деятельности;

развитие мыслительных операций;

- целенаправленное развитие предметно-практической и игровой деятельности

Развитие речи и коммуникативных навыков

Логопедическая работа включает два больших блока:

а) развитие фонетической стороны речи, фонематических процессов; подготовка к обучению грамоте.

б) развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.


Слушали воспитателя Шевнину Н.В. по индивидуальной работе с детьми с ЗПР

Слушали музыкального руководителя Репину В.А.

Занимаясь музыкой с детьми с ЗПР большое внимание уделяется пению, так как пение - процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. 

К пению добавляется логоритмика, чтобы дети выполняя движения одновременно проговаривая слова, что облегчает сам процесс разучивания и запоминания слов. А для тех ребят, у кого недоразвита речь либо она запаздывает, выполняя движения они запоминают песню и показывают её пальчиками и ручками. Ведь логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя - это помогает замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. 

Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. А так как у детей с ЗПР характерно отставание в развитии двигательной сферы (это выражается в неточном выполнении и недостаточной координации движений, не соблюдении заданного темпа), им трудно даётся запоминания последовательности движений, действий и ритмического рисунка. 

А ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить ритмы, ритмического рисунка слов, их слоговой структуры - всё это ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, то есть соотношения длительности и пауз, является важным этапом работы по развитию речи.
Таким образом, через различные игры на музыкальных занятиях целенаправленная системная работа по формированию ритмической стороны речи способствует в дальнейшем успешному овладению произношением слов различной слоговой структуры и повышению речевой активности детей.

Слушали педагога-психолога Блинову Е.А. "Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ЗПР"

Незрелость эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР.

Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества.

У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, в неадекватных способах реагирования (агрессии, тревоги, страха)

Игры на снятие психоэмоционального напряжения - это специальные упражнения, которые помогают детям выплеснуть накопившиеся эмоции, снять агрессию и настроиться на спокойный лад.

Они могут включать игры с активными движениями для выплеска энергии или наоборот, спокойные игры, направленные на релаксацию.

Инструктор по физической культуре провела несколько игр для педагогов на примере, которые проводятся с детьми

Особенности физического развития детей с ЗПР проявляются в двигательной активности, координации, мелкой и общей моторике, антропометрических показателях и общем состоянии здоровья. Игры с" Парашютом" развивают эмоциональную сферу ребёнка, координацию движений и чувство ритма.

14:03
33
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!