2 заседание инициативной группы педагогических работников ДОО от 19.11.2025 года
МАДОУ № 2
19.11.2025г (присутствовало 27 человек)
Тема заседания: «Формирование мыслительной деятельности у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе развивающих игр»
Слушали учителя-логопеда Щербинину Т.В. Развитие сенсомоторных функций у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений
Задержка психического развития – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы.
1 тип: ЗПР конституционального генеза (происхождения)
- незрелость телосложения и психики (психофизический инфантилизм)
- крайняя непоседливость, излишняя подвижность, отвлекаемость
- наивность, непосредственность
- познавательные процессы нерезко снижены
- Обучение в доступной игровой форме
- Оказание всех видов помощи: организационной, стимулирующей, направляющей.
2 тип: ЗПР соматогенного генеза
- астенические симптомы (головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, расстройства внимания и снижение памяти)
- пассивность, бездеятельность, безынициативность
- трудности в обучении в связи со сниженной мотивацией, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, нежеланием преодолевать трудности
- Щадящий режим, профилактика переутомления.
- Оказание всех видов помощи: организационной, стимулирующей, направляющей.
3 тип: ЗПР психогенного генеза
- интеллектуальная пассивность, слабое проявление любознательности
- неустойчивость внимания
- незаинтересованность в продуктивных видах деятельности
- отклонения в поведении (повышенная агрессивность, либо, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество)
- Психологическая помощь, индивидуальный подход
4 тип: ЗПР церебрально-органического генеза
- познавательная деятельность значительно снижена
- мыслительные процессы нарушены, приближены к показателям при нарушении интеллекта
- страдают процессы внимания и памяти, знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются.
- стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы
- Индивидуальный подход.
- Специальные методы и приемы обучения.
- Оказание всех видов помощи: обучающей, организационной, стимулирующей, направляющей.
- Щадящий режим.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- эмоционально-волевая незрелость, повышенная истощаемость, низкая работоспособность;
- неустойчивость внимания;
- малый объем, низкая продуктивность памяти;
- незрелость мыслительных операций;
- системное недоразвитие речи (низкая речевая активность; бедность словаря, выраженные недостатки грамматического строя речи, задержка фразовой речи);
- отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики;
- недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности (стереотипность, отсутствие развёрнутого сюжета, бедность фантазии, несоблюдением игровых правил).
Сенсомоторное развитие
- Способность воспринимать информацию через органы чувств (сенсорика): Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
проприоцепция - ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.
- Адекватно реагировать на поступающую информацию с помощью движений (моторика).
Моторная сфера
- Особое значение имеет совершенствование моторной сферы, развитие двигательных навыков, общей и мелкой моторики, межсенсорной интеграции.
- Нейроигры и упражнения:
- массажные коврики (следочки, ладошки);
- игры на развитие телесно-пространственных ориентировок;
- упражнения для развития координации и равновесия;
- самомассаж;
- кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика;
- сухой бассейн для рук;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз.
Сенсорная сфера
- формирование сенсорных эталонов (воспитатели);
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие всех видов памяти;
- развитие всех свойств внимания, произвольной регуляции деятельности;
- развитие мыслительных операций;
- целенаправленное развитие предметно-практической и игровой деятельности
Развитие речи и коммуникативных навыков
Логопедическая работа включает два больших блока:
а) развитие фонетической стороны речи, фонематических процессов; подготовка к обучению грамоте.
б) развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Слушали воспитателя Шевнину Н.В. по индивидуальной работе с детьми с ЗПР
Слушали музыкального руководителя Репину В.А.
Занимаясь музыкой с детьми с ЗПР большое внимание уделяется пению, так как пение - процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.
К пению добавляется логоритмика, чтобы дети выполняя движения одновременно проговаривая слова, что облегчает сам процесс разучивания и запоминания слов. А для тех ребят, у кого недоразвита речь либо она запаздывает, выполняя движения они запоминают песню и показывают её пальчиками и ручками. Ведь логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя - это помогает замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность.
Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. А так как у детей с ЗПР характерно отставание в развитии двигательной сферы (это выражается в неточном выполнении и недостаточной координации движений, не соблюдении заданного темпа), им трудно даётся запоминания последовательности движений, действий и ритмического рисунка.
А ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить ритмы, ритмического рисунка слов, их слоговой структуры - всё это ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, то есть соотношения длительности и пауз, является важным этапом работы по развитию речи.
Таким образом, через различные игры на музыкальных занятиях целенаправленная системная работа по формированию ритмической стороны речи способствует в дальнейшем успешному овладению произношением слов различной слоговой структуры и повышению речевой активности детей.
Слушали педагога-психолога Блинову Е.А. "Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ЗПР"
Незрелость эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР.
Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества.
У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, в неадекватных способах реагирования (агрессии, тревоги, страха)
Игры на снятие психоэмоционального напряжения - это специальные упражнения, которые помогают детям выплеснуть накопившиеся эмоции, снять агрессию и настроиться на спокойный лад.
Они могут включать игры с активными движениями для выплеска энергии или наоборот, спокойные игры, направленные на релаксацию.
Инструктор по физической культуре провела несколько игр для педагогов на примере, которые проводятся с детьми
Особенности физического развития детей с ЗПР проявляются в двигательной активности, координации, мелкой и общей моторике, антропометрических показателях и общем состоянии здоровья. Игры с" Парашютом" развивают эмоциональную сферу ребёнка, координацию движений и чувство ритма.