1 часть заседания инициативной группы: "Реализация ФОП ДО через детское движение «Орлята-дошколята».
МАДОУ № 17
1 часть заседания.
Реализация ФОП ДО через детское движение «Орлята-дошколята».
1.Методические рекомендации, условия их реализации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
2.Задачи, содержание, базовые ценности.
3.Раскрытие значений ключевых понятий «социальная активность», «социальная активность дошкольников», «начала социальной активности».
Небольшая предыстория:
«Орлята России в контексте дошкольного воспитания».
«Орлята России» - всероссийская программа социальной активности детей. Она была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана Всероссийским детским центром «Орлёнок» и Российским движением детей и молодежи «Движение первых» https://orlyatarussia.ru/ официальный сайт «Орлят России». На котором, отражен лозунг: Учимся, растём, мечтаем вместе!
6 декабря 2023 года Сергей Кравцов на заседании Наблюдательного совета «Движения первых» под председательством Президента Владимира Путина выступил с предложением масштабировать проект «Орлята России» на дошкольный возраст.
Актуальность проекта «Орлята России» обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Закон предусматривает проведение воспитательной работы с участниками движения, стать которыми могут дети, родители и их наставники.
В течение 2024-2025 учебного года стартовал Всероссийский проект «Орлята - Дошколята», главной целью которого является развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста в деятельности патриотической направленности и преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Наш детский сад присоединился к этому проекту.
Проект «Орлята-дошколята» – это уникальная возможность для дошкольников в увлекательной форме познакомиться с ценностями дружбы, патриотизма, здорового образа жизни, уважения к старшим и любви к своей Родине.
Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) через детское движение «Орлята-дошколята»… возможна путем интеграции ценностей и задач программы «Орлята России» в образовательную деятельность детского сада, используя такие методы, как проведение тематических мероприятий, создание развивающей предметно-пространственной среды и вовлечение родителей, чтобы обеспечить разностороннее развитие детей в соответствии с духовно-нравственными и культурными традициями.
Использование «Орлят-дошколят» как части образовательной программы: ФОП ДО требует, чтобы не менее 60% образовательной программы соответствовало федеральным требованиям, а оставшиеся 40% могут быть сформированы образовательной организацией самостоятельно. Это предоставляет возможность для включения программы «Орлята-дошколята» в образовательный процесс в рамках этих 40% или в качестве части общей программы.
Соответствие направлениям ФОП ДО: Деятельность в рамках движения «Орлята-дошколята» может охватывать разные направления ФОП ДО, такие как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Таким образом, детское движение «Орлята-дошколята» является эффективным инструментом для реализации духовно-нравственного аспекта ФОП ДО и всестороннего развития детей.
Как можно реализовать ФОП ДО с помощью программы «Орлята-дошколята»:
1.Соответствие целей и задач программы: Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, а также формирование духовно-нравственных ценностей. Программа «Орлята-дошколята» также формирует ценности и учит заботиться о других.
2. Интеграция в образовательный процесс:
Тематические мероприятия: Проведение занятий и игр, посвященных ценностям и задачам «Орлят-дошколят», например, уроки доброты, заботы о природе или помощи близким и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда: Оформление групп и участков с использованием символики движения «Орлята» и элементов, способствующих формированию ценностей (например, стенды о дружбе, совместный труд, моя дружная семья, мои герои в моей семье).
Работа с родителями: Вовлечение родителей в совместные мероприятия и проекты, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей, что соответствует и ФОП ДО, и целям программы «Орлята России». Одним из главных условий разностороннего развития дошкольника является усиление роли родителей (законных представителей) в деятельности детского сада, просвещение родителей, сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания и формирования у детей ценностных установок. Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста выполняет развивающая предметно-пространственная среда детского сада, соответствующая возрастным возможностям детей, содержанию ФОП ДО и Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Детский сад 21 века - уникальное образовательное пространство, имеющее на сегодняшний день возможности разностороннего развития дошкольника, помощи ребёнку на первом этапе становления его социальных умений и навыков.
Учитывая тенденции развития современного российского общества, предъявляемые требования к подрастающему поколению страны, а именно:
– быть социально активным и всесторонне развитым,
– уметь ставить цели и находить своё место в коллективе сверстников,
– проявлять инициативу и самостоятельность педагогика постоянно предлагает пути развития качеств социально-активной личности ребёнка, формирования его социальных умений и навыков начиная с дошкольного детства.
В 2024 году, Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» выпустили - Методические рекомендации по развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Орлята России».
Методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для использования дошкольным образовательным организациям страны. При создании методических рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию деятельности детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО.
Направление «Орлята-дошколята» – это один из содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на развитие начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и решение задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
- Направление «Орлята – дошколята» может апробироваться в образовательных учреждениях страны.
Данные методические рекомендации отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
1 (ФГОС ДО), Федеральной образовательной программы дошкольного образования
2 (ФОП ДО) в части соблюдения следующих условий их реализации:
- признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть…, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
- решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (…), так и традиционных;
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования;
- создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды…, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
- взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;
- использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации.
Методические рекомендации направлены на первоначальное знакомство с основами коллективного взаимодействия детей и взрослых, что в дальнейшем, в младшем школьном возрасте, является основой развития социальной активности детей в рамках программы «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/
Социальная активность дошкольников в проекте «Орлята – дошколята»
В проекте «Орлята-дошколята» социальная активность дошкольников развивается через патриотическое воспитание, формирование гражданственности, уважения к культуре, истории и природе родного края, а также через приобщение к социально значимой деятельности в рамках движения «Движение первых».
Цель — воспитание активной, социально ответственной личности, готовой к позитивным преобразованиям в обществе.
Основные аспекты социальной активности в проекте:
Гражданско-патриотическое воспитание: Формирование любви к Родине, уважения к истории и культурному наследию, понимание роли человека как гражданина России.
Социализация: Создание условий для позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие навыков общения и сотрудничества на основе российских ценностей.
Социально значимая деятельность: Участие детей в социально значимых мероприятиях, таких как экологические акции и совместная работа, что способствует формированию активной жизненной позиции.
Развитие самостоятельности и ответственности: Проект направлен на то, чтобы дети научились проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия.
Преемственность с «Орлятами России»: Проект закладывает основы для дальнейшего включения детей в Российское движение детей и молодежи «Движение первых», обеспечивая плавный переход от дошкольного к школьному возрасту.
Таким образом, проект «Орлята-дошколята» использует различные ценности (такие как «Родина», «Семья», «Команда», «Природа», «Познание», «Здоровье») для формирования у дошкольников активного и творческого отношения к социальной и природной среде, развивая в них качества, необходимые для успешной социализации и становления как граждан.
Ценностные основания проекта «Орлята-дошколята».
Программа выделяет следующие ценностные основания:
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны;
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учетом национальных и религиозных принадлежностей;
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать свое время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому;
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы;
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нем; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании;
Здоровье – здоровый образ жизни, равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Исходя из этого содержание программы представлено в пяти направлениях:
- Семья «Если семья вместе, то и душа на месте»;
- Здоровый образ жизни «Здоровым будешь - все добудешь»;
- Природа «Дерево дорого плодами, а человек делами»;
- Родина «Если дружба велика, будет Родина крепка!»;
- Орлята России «Учимся, растем, мечтаем вместе».
Принципы проекта:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип равноправия и сотрудничества
Главный принцип участия в проекте:
Все делай вместе, сообща - дерзай, познавай, помогай!
Сегодня - Орлята!
А завтра - Орлы!
Традициям Родины – будем верны!