Проект в подготовительной к школе группе «Осенние фантазии»

МАДОУ № 18

Проект в подготовительной к школе группе

«Осенние фантазии»

Автор проекта:

воспитатель

МАДОУ № 18

Кузнецова Н. А.

2025г.

Тип и вид проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность: долгосрочный 8 недель (сентябрь, октябрь)

Итоговое мероприятие: Осенний праздник «Осень - раскрасавица», выставка поделок «Осенние фантазии».

Актуальность:

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в словаре по общественным наукам, звучит, как активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, и задача педагогов развивать этот активный интерес.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

  • vпознавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками
  • vречевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
  • vсоциально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
  • vхудожественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
  • vфизическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Организационно - подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми

- Предварительная работа с родителями.

- Беседы с родителями о предстоящем проекте.

- Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным областям:

  • ØПознавательное развитие.

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

  • «Осенний лес. Дары леса»
  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени» Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что мы знаем о лесе.» «Осень. Что я знаю об осени.» «Приметы поздней осени»
  • Цикл наблюдений:
  • за погодой
  • за деревьями
  • за солнцем
  • за небом и осадками
  • за сезонными изменениями
  • за изморозью и инеем
  • за снегом и льдом
  • за птицами
  • за ветром (внешние проявления ветра)
  • Целевые прогулки:
    • «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
    • «Ищем приметы осени»

    Ситуативная беседа:

    «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

    «Почему я люблю (не люблю) осень?»

    НОД «Осенняя прогулка»;

    НОД «Дарит осень чудеса»;

    цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

    экскурсия по территории ДОУ;

    экспериментальная деятельность с осенними листьями;

    д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».

    • ØРечевое развитие.
    • Рассматривание иллюстраций об осени, составление
    • описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок
    • (И. Пивоварова «Осенний клад», М. Ходякова «Осень»).
    • Словесные игры:
    • «Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши
    • словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много»,
    • «Вспомни – назови», «Будь внимательным».
    • Чтение художественной литературы:
    • • Пословицы, поговорки, загадки об осени
    • • А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный
    • сад»
    • • Алябьев сказка «Как небо собирается в гости к
    • Земле»
    • • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
    • • А. Плещеев «Скучная картина»
    • • К. Бальмонт «Осень»
    • • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
    • • А. Ерикеев «Наступила осень
    • • В. Бианки «Синичкин календарь»
    • • З. Федоровская «Осень»
    • • К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
    • • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

    А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»;

    И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной»;

    К. Бальмонт «Осень»;

    А. Майков «Осенние листья»;

    Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

    загадки, пословицы, поговорки;

    составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

    Дидактические игры «С какой ветки, детки?», «Что лишнее?», «Какая бывает осень?», «Угадай по описанию»

    • ØСоциально-коммуникативное развитие.

    Дидактические игры:

    «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный

    мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

    «Найди дерево по описанию»,

    «Знатоки осенней природы», «Следопыты».

    «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме».

    Настольно – печатные игры: «Времена года»

    Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;

    д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

    беседа «То, что растет живое»,

    беседа «Сколько красок у осени?».

    • ØТрудовая деятельность:
  • сбор природного материала на прогулке (сбор
  • шишек, семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • подготовка клумбы группового участка к зиме
  • уборка мусора с участка – ветки, бумажки,
  • камешки.
    • ØБеседы по ОБЖ:

    «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

    «Почему могут быть опасны старые, засохшие

    деревья?»

    «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

    • ØХудожественно-эстетическое развитие.
    • Аппликация:

    • «Осенние картины» (из осенних листьев и плодов)

    • «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

    • «Гроздь рябины»
    • Рисование:

    • «Деревья смотрят в озеро» (техника «по мокрому»)

    • «Нарядные листочки и грибочки»

    • «Золотая осень» (пейзаж)

    • «Деревья в лесу». Рисование (монотипия).
    • «Разноцветный лес» (штампование листьями)
    • Лепка

    • «Грибное лукошко»

    • «Кто в лесу живет?»

    д/и «Найди самый красивый листок»,

    рассматривание репродукций картин:

    И. С. Остроухов «Золотая осень»,

    И. И. Левитан «Золотая осень»,

    И. Шишкин «Осень»,

    Прослушивание музыкальных произведений:

    П. Чайковский «Времена года»,

    А. Вивальди «Времена года»

    • ØДосуги, развлечения:

    «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки)

  • «Осенний праздник»
  • «Заглянула Осень в сад» (выразительное чтение стихотворений об осени)
    • ØФизическое развитие.
  • Беседы:

    «Как одеваться осенью?»

    «Если хочешь быть здоров»

    Подвижные игры:

    «Съедобное — несъедобное!»

    «Осенние листочки»

    «Перелёт птиц»

    «Гуси – лебеди»

    Физкультминутки:

    «Клён»

    «Листопад»

    «Грибы»:

    Пальчиковая гимнастика:

    «Листья»

    «Осенние листья»

    • ØВзаимодействие с родителями.

    Сбор природного материала,

    участие в выставке «Осенняя фантазия», «Фруктовая фантазия», «Овощная фантазия».

    В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения.

    Использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.

    3. Заключительный этап.

    1. Подведение итогов проекта.

    Продукт проектной деятельности:

    • vВыставка «Осенняя фантазия»
    • vВыставка «Фруктовая фантазия»
    • vВыставка «Овощная фантазия».
    • vПроведение праздника «Осень - раскрасавица»

    2. Анализ результатов работы.

    В ходе реализации проекта у детей:

    - развивались творческие способности,

    - углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

    - совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

    - расширился и активизировался словарный запас,

    - у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

    Сентябрь

    Задачи: Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Закрепить представление об овощах, фруктах, грибах.

    • üООД: «Осенний коврик», «Осень - дивная пора».
    • üБеседы: «Что нам осень принесла»
    • üТруд: «Помощь в уборке листьев»
    • üДид. игры: «Чего не стало», «Узнай по описанию»
    • üХуд. литература: Ю. Тувим «Овощи», загадывание загадок об осени, листьях, ветре, небе. Ерихеев «Осень».
    • üРассмотрение картины «Времени года»
    • üСамостоятельно-художественная деятельность: Рисование листьев с натуры, аппликация «Осень»
    • üРабота с родителями: Консультация «Правила друзей природы»

    Октябрь

    Задачи: Накапливать впечатления детей о деревьях, учить распознавать их по коре, листьям, плодам. Закреплять понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

    • üООД «Мир растений», «Домашние животные».
    • üБеседы: «Приметы осени», «Лекарственные травы».
    • üДид. игры: «Найди такой же», «Так бывает или нет», «Детки на ветке»
    • üОпыт «Что любят растения».
    • üНаблюдения: За небом, дождём, листопадом.
    • üХуд. литература: А.Майков «Кроет уж лист золотой», М.Сидоров «Зонтик».
    • üХуд. Творчество: Рисование «Осень, осень в гости просим».
    • üСюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Больница».
    • üРабота с родителями: Памятка «Лесовичок», участие в выставках «Осенние фантазии».

    Вывод:

    - У детей сформированы знания об осени, её признаках.

    - Повысился познавательный интерес, расширился кругозор.

    - Родители заинтересованы в совместной деятельности с детьми при ознакомлении с временами года.

    Приложение 1

    Познавательное развитие

    Беседа с детьми об осени.

    Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать

    у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между

    наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой

    воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и

    приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к

    растениям и животным.

    Ход:

    Загадать детям загадку:

    Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

    Но не касаюсь елочек и сосен.

    Кто я, дети? … (осень)

    - Какое сейчас время года?

    - Назовите признаки осени. (солнце светит реже, и не греет, день

    становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло

    одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся

    разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и

    др.)

    - Почему происходят эти изменения в природе? (солнце меньше светит и

    не греет)

    - Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    - Сентябрь - первый осенний месяц. Это бархатный месяц,

    румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом,

    рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.)

    - Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему?

    - Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц

    молодого звонкого льда) Почему?

    - Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме)

    - Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки

    нагнутся и сломаются)

    - Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять

    голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а

    животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в

    воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья, людям и

    животным нечем будет дышать.)

    - Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все

    насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под

    листочки, нечего есть)

    - Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они

    питаются только насекомыми)

    - Какие улетают чуть попозже? Почему? (журавли, грачи и кукушки, т.к.

    остался корм: зерна, плоды, ягоды)

    - Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока

    водоемы не замерзли, корма им хватает.)

    - Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

    - Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие)

    - Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку,

    делают запасы, меняют шубы)

    - Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов

    убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для

    домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают

    озимые хлеба- рожь и пшеницу.)

    - Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая,

    багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная,

    пёстрая)

    - Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про

    осень.

    Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

    - Какие стихи про осень вы знаете? ( А.С. Пушкин «Уж небо осенью

    дышало..») (дети читают знакомые стихи об осени)

    • Приложение 2

    Цикл наблюдений

    1. Наблюдение за погодой

    Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

    Ход наблюдения:

    Серый день короче ночи,

    Холодна в реке вода.

    Частый дождик землю точит,

    Свищет ветер в проводах.

    Опадают листья в лужи,

    Хлеб убрали в закрома.

    До прихода зимней стужи

    Утепляются дома

    Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

    В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

    2. Наблюдение за деревьями

    Цели: уточнить строение деревьев;

    развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

    Ход наблюдения

    Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

    Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

    3. За солнцем

    Цели: расширить знания о солнце в ноябре.

    Ход наблюдения: Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

    Загадка: Среди поля голубого –

    Яркий блеск огня большого.

    Не спеша огонь тут ходит,

    Землю-матушку обходит,

    Светит весело в оконце.

    Ну, конечно, это… (солнце)

    Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе

    прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

    4. Наблюдение за небом и осадками.

    Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

    Ход наблюдения: Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

    Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень»:

    У берега несмело

    Ложится тонкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

    Суровой дышит осенью

    Прозрачная вода.

    Деревья листья сбросили,

    Встречая холода.

    5.Наблюдение за сезонными изменениями

    Цели:

  • формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня,
  • пребывание ночи);
  • закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
  • Ход наблюдения

    Не жаркие, не летние,

    Встают из-за реки

    Осенние, последние,

    Теплые деньки.

    А. Исаковской

    Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

    Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
  • Почему?
  • Попробуйте отгадать загадку.

    И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней.)

    Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

    6. Наблюдение за изморозью и инеем.

    Цели: расширить знания о явлениях неживой природы;

    развивать наблюдательность.

    Ход наблюдения

    Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

    Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

    Загадка: В белом бархате деревня –

    И заборы, и деревья,

    А как ветер нападает,

    Этот бархат опадает.

    (Иней)

    7. Наблюдение за снегом и льдом

    Цели:

  • закреплять знания о разнообразных состояниях воды;
  • формировать реалистическое понимание неживой природы.
  • Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

  • Из чего состоит лед?
  • Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
  • Как образуются снежинки?
  • Мы — снежинки!

    Это мы — парашютики зимы.

    Это мы над вами кружим,

    Это мы с ветрами дружим.

    Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость.

    Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

    Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики.

    Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

  • Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажны
  • й, сырой.)
  • Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)
  • 8. Наблюдение за птицами.

    Цели: развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

    Ход наблюдения

    Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

    Стихотворение О.Г. Зыковой «Синицы»:

    Ох, и хитрые же птицы,

    Желтогрудые синицы.

    Только лишь в большую стужу

    Эти птицы с дятлом дружат.

    Ну, а летом все синицы

    Сами могут прокормиться.

    9. Наблюдение за ветром (внешние проявления ветра)

    Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать наблюдательность.

    Ход наблюдения:

    Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра.

    Шарики воздушные,

    Ветерку послушные!

    Ветер дунул и летят. Пусть летят, куда хотят!

    • Приложение 3

    Социально – коммуникативное развитие:

    Картотека дидактических и подвижных игр на тему «Осень».

    В подготовительной к школе группе

    Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,внимание, память.

    Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

    Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

    Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

    Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

    Я-чудесный мешочек,

    Всем ребятам я — дружочек.

    Очень хочется мне знать,

    Как вы любите играть.

    Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

    Дидактическая игра «Целое и часть».

    Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта иего части, развивать устную речь, внимание, память.

    Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.

    Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта,

    у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Дидактическая игра «Две корзинки».

    Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

    Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

    Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Дидактическая игра «Запасы зверей».

    Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.

    Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

    Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Подвижная игра «Овощи — фрукты».

    Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

    Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

    Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

    «Раз, два, три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

    Подвижная игра «Вершки и корешки».

    Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

    Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

    Ход игры:

    Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

    Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

    Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

    Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

    Атрибуты: корзина, картинки фруктов

    Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

    «Это яблоко - яблочный сок».

    Дидактическая игра «Узнай по описанию»

    (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

    Дидактическая игра «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»

    Участникам игры предлагают отгадать загадки. Задача усложняется тем, что надо не только назвать, но и нарисовать отгадку.

    Подвижная игра «Найди пару»

    Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

    Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.

    Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару -листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева)

    Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

    Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

    Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

    Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

    Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

    Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

    Дидактическая игра «Какой лист?».

    Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

    Атрибуты: корзинка, осенние листья.

    Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

    Подвижная игра «Белкины запасы».

    Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.

    Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.

    Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы - муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит:

    «Сегодня я буду есть орех (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок - белка.

    Дидактическая игра «Парные картинки».

    Задачи:

    • учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть».
    • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

    Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке - осенняя ветка).

    Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

    Примечание: игра может быть индивидуальной.

    Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».

    Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

    Атрибуты: предметные картинки по теме

    Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (фрукты, ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

    Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

    Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

    • - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
    • - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
    • - Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
    • - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
    • - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
    • - Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
    • - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
    • - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
    • - А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
    • - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
    • - Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
    • - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
    • - Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
    • - Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
    • Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
    • Приложение 4

    Физическое развитие

    Физкультминутки:

    «Клён»

    — Ветер тихо клён качает, вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон,

    Зашумел листвою клён.

    «Листопад»

    — Мы – листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели….

    «Грибы»:

    — Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

    Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

    На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

    Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

    Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

    Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

    Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

    Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

    Пальчиковая гимнастика:

    «Листья»

    Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

    Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

    Полетели, закружились (вращение кистями рук)

    И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

    Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

    Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

    Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

    Листья все насквозь побил.

    Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

    назад)

    Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

    «Осенние листья»

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого).

    Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).

    Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба

    мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (Шагают» пальчиками).

    Приложения:


    13:17
    72
    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!