Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению"
МАДОУ № 18

Все без исключения родители и педагоги заинтересованы в успешности обучения детей в школе. Высказывание известного отечественного педагога и психолога Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться». Успешное обучение ребёнка в школе напрямую зависит от того, насколько сформирована психологическая готовность, которая является важнейшим итогом психического развития ребёнка в период дошкольного детства. Рассмотрим её основные компоненты.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении. Важно, чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
В формировании мотивации к школьному обучению вам помогут следующие рекомендации:
- поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечайте на его вопросы;
- рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни, покажите фотографии и грамоты;
- знакомьте ребёнка с основными атрибутами школьной жизни, играйте в «школу», устраивая короткие (на 15-20 минут) "уроки" в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя;
- подберите развивающие игры, например «Собери портфель в школу», «Что лишнее?» и т. д.
Не рекомендуется запугивать ребёнка школой и учителями.
Социально-личностная готовность предполагает определённый уровень самосознания, сформированность внутренней позиции ребёнка, самооценки, отношения к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.
Для формирования самооценки важно:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- избегать негативной оценки действиям ребенка, например, говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях он может утратить уверенность в себе, в своих силах, способностях.
Наряду с этим необходимо объективно оценивать возможности и способности своего ребенка.
Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Также, важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества, как общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.
Для формирования коммуникативной готовности рекомендуется:
- удовлетворять естественную потребность ребенка в общении (включать его в совместную деятельность, поощрять игры и общение со сверстниками);
- играйте в ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться;
- приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием познавательной активности, расширением кругозора. А также, развитием мыслительных психических процессов: способностью запоминать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.д.
Поддерживайте познавательный интерес ребёнка, рассказывайте ему обо всем, что его интересует, объясняйте различные явления природы и пр., читайте книги. После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.
Речевая готовность.У будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка. Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических ошибок на письме. Ребёнок должен обладать основами грамматического строя речи, уметь согласовывать слова в предложениях, пересказывать, связно высказывать свои мысли. Пример родителей имеет большое значение в формировании культуры речи детей.
Эмоционально-волевая готовность включает сформированность определенных навыков произвольной регуляции внимания, умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость. Также, это - сформированность таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость. Учебная деятельность предполагает умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Волевая готовность - это сформированность компонентов волевого действия, таких, как: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, способность оценивать результат своего действия.
- Во время совместных дел, занятий старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.
- Важно научить ребенка правильно реагировать на неудачи.
- Учите ребенка самостоятельно принимать решения, поощряйте инициативу, совместно планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежды.
- Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. В каждом деле обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить достижения человека.
- Развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги и другое.
- Откажитесь от постоянной опеки своего ребенка! Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обуваться, одеваться и т.д.
В заключении хочется отметить, что психологическая готовность родителей к школе также является важным фактором успешного обучения. Будьте рядом с ребёнком, оказывайте ему поддержку во всем и сложности перехода вашего сына или дочери на новый уровень развития будут благополучно преодолены.